логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Сретенск /
  • Моряки пограничного дивизиона

Моряки пограничного дивизиона

Военная история Сретенского затона началась более 100 лет назад. В середине XIX в. на р. Шилка велись интенсивные работы по подготовке первого сплава на Амур. Проводились гидрографические исследования, на судоверфи в с. Шилкинский Завод сооружались плавсредства, включая первые пароходы «Аргунь» и «Шилка». В Сретенске заканчивался сухопутный Московский тракт, и далее на восток можно было пройти только водным путем по Шилке. Так Сретенск стал пунктом сосредоточения грузов и людей для отправки на восток.

После удачных амурских сплавов и возвращения левобережных амурских земель значение Сретенска кратно возросло. В 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев на пароходе «Лена» от Амура по Шилке дошел до Сретенска. Это показало возможность хождения пароходов как в нижнем, так и в среднем течениях реки. Но базы для их зимовки и ремонта не было. Н.Н. Муравьев распорядился в устье речки Куренга, что впадает в Шилку в 2 км западнее Сретенска, сделать затон. В начале 1860-х гг. устье Куренги по левому ее берегу перегородили дамбой так, что в образовавшуюся гавань могли заходить суда, здесь же разместили необходимые постройки. Затон был назван Муравьевским, местное население чаще называло это место именно гаванью.

В Муравьевском затоне (гавани) зимовали казенные и частные пароходы и баржи, там же их ремонтировали. В 1907 г. он стал местом первой зимовки трех головных канонерок Амурской флотилии, спущенных в Кокуе, – «Бурята», «Монгола» и «Орочанина». После навигации 1908 г., когда бронепалубные канонерки новой постройки в сопровождении «Монгола» и «Орочанина» спустились на Амур в Астрахановский затон близ Благовещенска, «Бурят» и «Зырянин» с командующим флотилией капитаном 1-го ранга А.А. Кононовым остались на зимовку в Сретенске. В 1909 г. в Затоне появилась первая радиостанция. В 1911 г. капитально отремонтировали ледозащитную дамбу, в этот год в затоне зимовало 68 разных судов. Имелись два здания для слесарных работ, кузница на четыре горна с ручными мехами. В мастерских было пять станков, в том числе токарные, сверлильные и строгательный.

После 1920-х Затону присвоено имя Самарина. Во время Второй мировой войны в Затоне дислоцировался отдельный дивизион бронекатеров Краснознаменной Амурской военной флотилии, который принимал активное участие в обеспечении охраны государственной границы и в боевых действиях против Японии. Перед началом боевых действий Сретенский отдельный дивизион речных кораблей базировался в Сретенске и Падь-Даване. Он должен был поддерживать 74-й погранотряд в охране границы по рр. Аргунь и Амур, от начала Амура до пос. Джалинда, где железнодорожная ветка от основной магистрали подходит к берегу Амура. Также в задачу отряда входило взаимодействие с соседним погранотрядом, расположенным ниже Джалинды по течению Амура. На случай боевых действий в верховьях Амура отрабатывалось взаимодействие Сретенского дивизиона с 368-м горнострелковым полком 2-й армии, который дислоцировался в г. Ерофей Павлович. Основным направлением совместных действий Сретенского дивизиона и пограничников был маньчжурский уездный город Мохэ, где находился хорошо вооруженный японский гарнизон.

Приказ о начале боевых действий был получен вечером 8 августа 1945 г. Катера 2-го отряда, приведенные в боевую готовность, ночью вышли по Амуру к пос. Покровка. На рассвете 10 августа они приняли на борт пограничников и вошли в устье р. Аргунь, обстреляв из пулеметов посты и наблюдательные пункты японцев. Высаженный с катеров десант захватил основной опорный пункт японцев в пос. Алихохадо, уничтожив засады и группу смертников. Далее катера 2-го отряда поднялись вверх по Аргуни на 10–15 км, где их сменили малые пограничные катера. Одновременно 1-й отряд бронекатеров направился вниз по Амуру, уничтожая артиллерийским и пулеметным огнем японские наблюдательные посты и заставы на его правом берегу. Высаженные с бронекатеров десантники захватили несколько японских застав, в том числе в Логухэ, Нацинхда. Основной же задачей был захват г. Мохэ, расположенного напротив пос. Игнашино. В Мохэ находились основной гарнизон и командование японских войск, действовавших в верховьях Амура и на р. Аргунь. 368-й горнострелковый полк за ночь перешел из Ерофея Павловича в Игнашино, чтобы переправиться через Амур и захватить Мохэ.

На рассвете 10 августа бронекатера 2-го отряда высадили десант в 2–3 км выше Мохэ, а бронекатера 1-го отряда прямой наводкой обстреляли огневые точки и другие цели в Мохэ у уреза воды и заняли позиции для огневой поддержки высадки основного десанта 368-го горнострелкового полка. Под прикрытием бронекатеров части 368-го горнострелкового полка были посажены на плавбазу ПБ-4 и малые пограничные катера начали высадку на берег непосредственно в Мохэ. Бронекатера 1-го отряда дали два-три залпа по штабу и казармам японцев. Части горнострелкового полка и пограничников вошли в город и стали продвигаться в глубину. Не прошло и часа, как на зданиях города появились белые флаги, а мирные жители направились к порту также с белыми флагами в руках. Артиллерийский огонь с бронекатеров был прекращен. Тем временем солдаты японского гарнизона подожгли склады с оружием и продовольствием, вместе с семьями ушли таежными тропами в горы.

Части 368-го полка продвинулись в город на 1–1,5 км. Пограничники начали пресле-дование отступающего противника и проверку окрестностей города на наличие засад и групп смертников. После захвата Мохэ полк был отозван на другое направление. Корабли Сретенского дивизиона переправили его обратно на левый берег Амура, откуда войска направились к ст. Ерофей Павлович. В Мохэ и других захваченных опорных пунктах японцев остались подразделения 74-го погранотряда. В результате боевых действий на кораблях потерь личного состава не было, среди пограничников лишь несколько человек получили ранения.

Последующие несколько дней бронекатера дивизиона находились в Мохэ в повышенной боевой готовности на случай вылазок японцев. Только когда все побережье устья р. Аргунь до селения Джалинда, все дороги и тропы в глубину на 3 км были проверены пограничниками, корабли дивизиона отошли на левый берег Амура, в район Покровки, и перешли на повседневный режим службы.

В 1969 г. был создан дивизион пограничных сторожевых катеров. Приказом КГБ СССР в штат воинской части пгт Приаргунск введена группа катеров с личным составом в 50 человек. В 1973 г. на основании распоряжения Забайкальского пограничного округа группа катеров была передислоцирована в Сретенский затон. 6 июля 1992 г. на основании приказов председателя Комитета по охране государственной границы и командующего войсками Забайкальского пограничного округа началось формирование отдельного дивизиона пограничных сторожевых катеров Забайкальского пограничного округа с постоянным местом дислокации в г. Сретенск. В декабре 2007 г. приказом директора ФСБ России отдельный дивизион пограничных сторожевых катеров вошел в состав службы в пгт Кокуй.

В настоящее время дивизион выполняет задачи по охране государственной границы на участках рр. Аргунь, Верхний Амур и Шилка протяженностью более 1300 км. В любых условиях офицеры, мичманы, старшины, матросы и гражданский персонал дивизиона достойно выполняют воинский долг, профессионально отстаивают интересы государства на его рубежах. В речном дозоре береговая линия осматривается под тем же Андреевским флагом, под которым русские вышли на эти рубежи 155 лет назад (зеленый фон указывает на принадлежность к пограничникам).

Как и полтора века назад одной из важных миссий военных моряков остается перевозка людей и грузов – на протяженной речной границе на многие заставы в теплое время года по-прежнему можно добраться только водным путем. Личному составу дивизиона пограничных катеров приходится решать задачи и по охране биологических ресурсов на Шилке и Аргуни во взаимодействии с полицией и рыбинспекцией. К 2014 г. пограничники имеют модернизированные плавсредства: катер на воздушной подушке МАРС-700, моторные лодки «Фаворит», «Кайман» и «Мастер».

Моряки-пограничники тесно взаимодействуют с местным населением; дружба и взаимовыручка давно стали доброй традицией. Так, в ноябре 1983 г. пограничники мичман Латухин, матросы Гурбин, Колесов, Якимчук сняли с мели караван судов с зерном. В пограничных войсках поддерживаются флотские традиции: подъем флага береговой охраны, церемония открытия навигации, со времен Великой Отечественной войны при уходе катера в поход исполняется марш «Прощание славянки». В Забайкалье есть свой, хотя и небольшой, но настоящий военный флот – с героической биографией, славными морскими и боевыми традициями.

Сретенск / гл. ред. К.К. Ильковский; отв. ред. Н.Н. Константинова, О.Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 325–329. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Дьякова Г.Д.
Автор статьи
Черенщиков О.Ю.
Автор статьи

В этот день 22 ноября

Родился В.Т.Бусоедов
В 1943 году родился В.Т.Бусоедов, врач
Родилась Е.Н.Ермакова
В 1924 году родилась Е.Н.Ермакова, нотариус, засл. юрист РСФСР (1978).
Родилась Н.И.Ковальская
В 1933 году родилась Н.И.Ковальская, общественный деятель, почетный гражданин Читы (1983).
Родился М.В.Константинов
В 1948 году родился М.В.Константинов, археолог, докт. ист. наук (1995), профессор (1998), акад. Акад. гуманитарных наук (1996), засл. работник ВШ (1998), почетный гражданин Читы (2001), почетный гражданин с. Красный Чикой (2003).
Родился С.Н.Самойлов
В 1955 родился С.Н.Самойлов, гос., общественный деятель, канд. юр. наук, канд. экон. наук.
Родился Д.Э.Селютин
В 1961 году родился Д.Э.Селютин, экономист, канд. экон. наук
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь