логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Буряты

Буряты

+1

БУРЯТЫ (самоназв. — буряад), народ. Проживают в Респ. Бурятия (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынском Бур. авт. окр. (49,6 тыс. чел.), Иркутской обл. (29,2 тыс. чел.), Чит. обл. (62,0 тыс. чел.), в т.ч. в Агинск. Бур. авт. окр. (42,3 тыс. чел.) (по переписи 1989), а также в Монголии (35 тыс. чел.) и небольшими группами на сев.-вост. КНР. Истоки бур. этноса восходят к культуре эпохи бронзы и раннего железа Юж. Заб. и Монголии. Природ. сердцевиной родоплеменных земель Б. являются тер. вокруг оз. Байкал, где в позднем средневековье обитали племена «лесных монголов» — икинатов, хонгодоров, булагатов, эхиритов, хори, сонголов. С кон. XV в. в связи с ослаблением степных монголов они расселяются на вост. по pp. Уда, Хилок, Чикой, достигая в XVIII в. Агинск. степей. Формирование Б. как единого этноса происходит в условиях рос. государственности в XVIII—XIX вв. Б. говорят на бур. яз. монг. группы алтайской семьи. На тер. Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. выделяют следующие группы Б.: лесные (зап. таежные, хилокско-чит., сев., вост.); хамнегане (Кыринский, Акшинский, Ононский и др. р-ны); агинск. Б., ведущие начало в основном от хори-бурят, проживающие ныне в Агинск. Бур. авт. окр. и численностью превосходящие др. группы. На современном уровне Б. глубоко интегрированы в рос. о-во, это активный, мобильный, пассионарный народ, заинтересованно относящийся к своему прошлому, настоящему и будущему. Безусловна тяга бур. молодежи к образованию во всех его существующих видах. Бур. интеллигенция успешно проявляет себя в просвещении, медицине, культуре, науке. Сельские жители, опираясь на многовековой опыт предков, ныне умело занимаются не только жив-вом, но и земледелием. Высокая степень адаптивности к генетически привычным для них заб. условиям жизни делает Б. наиболее устойчивым компонентом регионального народонаселения. Социально привлекательными чертами бур. этносоциума, основанными на прочной родовой сообщности, являются отсутствие детской неустроенности и беспризорности, резкое осуждение в народе воровства, хулиганства и др. правонарушений, ярко выраженная забота о молодых семьях и здоровом потомстве, дружеское отношение к окружающим этносам. Исторически обусловленна и существенна по сути породненность Б. с эвенками, проявившаяся в формировании хамниганского субэтноса, и с русскими, что находит отражение в биол., социальной и культурной антропологии. Особо следует подчеркнуть безусловное двуязычие Б. (бур. и рус. яз.) и восприятие рус. классической культуры (от А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого) как родной, что можно расценить как своего рода этнопсихологический феномен. В бур. сообществе значительна приобщенность к буддизму, в его сев. форме существенно конформированному с шаманизмом. Столь же показательно уважительное отношение к христианству (православие). Сохраняет свои позиции и атеистическое мировоззрение. Своеобразными этническими символами Б., отражающими их ментальность, стали: буддийские дацаны; г. Алханай — одна из мировых святынь буддизма; эпос «Гэсэр» с его гл. героем — батыром, защищающим родные земли, «Ганджур» — древняя индийско-тибетская энцикл. знаний о мире и вере. В этническом самосознании Б. прочно утвердились идеи сохранения природ. и ист. наследия, что нашло наиболее полное выражение в широкой нар. поддержке организации и деятельности этнографического музея в г. Улан-Удэ и национального парка Алханай. В восприятии истории заметно особое уважение к имени Чингисхана с вариантами интерпретации этого образа от популярного до героического. По праву славится бур. национальная кухня, в к-рой наиболее приметны бухлер, позы (см. Бууза), архи. Обитание в юрте становится достаточно редким, но сохраняется уважение к ней как к традиционному виду жилища. В целом же традиционализм в культуре считается базой для сохранения этноса.

Лит.: Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX— XX вв.). — Новосибирск, 2000; Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001; Булаев В.М., Дашидондоков Ш.-Н.С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Вост. Заб.). — Улан-Удэ, 2002.

Константинов М.В.
Автор статьи
Янков А.Г.
Автор статьи

В этот день 2 июля

Родилась В.П.Константинова
В 1918 году родилась В.П.Константинова, педагог, краевед, засл. учитель школы РСФСР (1960), почетный гражданин г. Чита (1998)
Родился И.И.Макеев
В 1929 году родился И.И.Макеев, организатор с.-х. пр-ва, почетный гражданин Акшинского р-на.
Родился А.Е.Мартынов
В 1768 году родился А.Е.Мартынов, художник-пейзажист.
Родился Ф.Н.Машечко
В 1944 году родился Ф.Н.Машечко, фотохудожник, засл. работник культуры РСФСР (1986), чл. Союза фотохудожников России (1990).
Родилась З.В.Мошкина
В 1949 году родилась З.В.Мошкина, докт. ист. наук (2000).
Родился А.П.Островский
В 1938 году родился А.П.Островский, рук. гос. службы охраны окружающей среды Ком. природ. ресурсов Чит. обл. (до 2002), действительный чл. (акад.) МАНЭБ.
Родился В.В.Сукнев
В 1893 году родился В.В.Сукнев, врач-чумолог, профессор
Родился А.А.Татуйко
В 1924 году родился А.А.Татуйко, публицист, литературовед, педагог, канд. фил. наук (1956).
Родился Б.В.Худов
В 1929 году родился Б.В.Худов, организатор самодеятельного спортивного туризма, профсоюзный деятель, ст. инструктор пешего и водного туризма (1962)
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь