логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Гэсэр

Гэсэр

ГЭСЭР (полное назв. — «Повесть о Гэсэр-хане, владыке десяти стран света»), эпический цикл устных и письменных сказаний о Гэсэр-хане в Центр. и Вост. Азии. Окончательно сложился в XVI—XVII вв. Известны тибет., монг., бур. и калм. варианты. Изучение эпоса началось в 1716 изданием в Пекине ксилографа, его семи глав на монг. яз. В России 1-е сведения о Г. обнародованы в 1776 П.С.Палласом, в Европе в 1836 — акад. Я.И.Шмидтом. В разное время его изучением занимались В.Бергман, Е.Ф.Тимковский, A.M.Позднеев, Г.Н.Потанин, Б.Я.Владимирцов, Ц.Дамдинсурэн и др. Бур. версии «Гэсэра» обнаружены в кон. XIX — нач. XX в., когда был выявлен ряд бур. селений и районов, где этот памятник бытовал в устной традиции. Особенности бур. варианта связаны с тем, что хоз. и социальные отношения бурят и ойратов продолжительное время развивались в пределах родовых общин, в стороне от воздействия объединительных тенденций, определяющих появление межплеменных гос.-экон. отношений. Созданный в доклассовую эпоху, бур. эпос утверждает идеалы коллективной, общинной жизни и равенства членов рода. Образ Гэсэра в бур. версии воплощает идеальные черты нар. богатыря, вобрав в себя этические, эстечические и филос. представления народа. Мир Г. характеризует масштабность совершающихся событий и богатство фантазий, к-рые выражены в чудесных превращениях героя, походах и подвигах богатыря, столкновениях могучих сил и природ, стихий, борьбе богоподобных героев. От монг. и Тибет. версий Г., известных только в письменной форме, бур. вариант отличается отсутствием явно выраженных следов длительного воздействия военно-феодальной и буддийской идеологий. По отношению к тюрк. эпосу среднеазиатских народов бур. вариант считается типологически более ранним. Архаичность бур. версии позволяет обнаружить под поздними напластованиями разнонациональных вариантов изначальную, мифологическую основу эпоса в целом. Ранние формы Г. зародились в глубокой древности, когда предки бурят занимались охотой, рыбной ловлей и скотоводством. На тер. современного расселения бурят достигали расцвета и приходили в упадок кочевые, полукочевые и оседлые сообщества, к-рые оказывали влияние на формирование культуры прото-бурятских племен. В эпосе наделенный эпическими чертами гл. герой, совершая земные подвиги, сохраняет свой мифический статус. Мифологическую основу Г. представляют и божества-небожители, к-рые образуют пантеон 99 высших божеств шаманизма с их враждой и распрями, борьбой темных и светлых сил. В шаманизме находят истоки и сюжеты Г., связанные с поклонением птицам, большим деревьям, борьбой мангуса и ламы, гаданием и заклинаниями. В эпосе фиксируются буддийские представления о цепи перерождений субъекта на земле в разных лицах и судьбах, что отличает их от древних взглядов о странствующей неприкаянной душе человека. Эпический пласт Г. характеризуется устойчивостью форм, законченностью эпических формул, определенной стабильностью сложившихся обобщений. В разных вариантах используются сходные сюжетные построения, с повторяющимся набором основных мотивов. Эпический мир эпоса имеет свои м-бы измерений и шкалу ценностей, ориентированные на воссоздание крупных событий из жизни народа. Идеи и образы Г. использованы Н. Балдано и Ж. Батуевым в балете «Сын земли», драме «Сердце Гэсэра», Н.Дамдиновым в лирическом цикле стихов «Тропа Гэсэра», Б.Ямпиловым в «Эпической поэме», теме «Гэсэриады» посвящены графические серии художников А.Сахаровской, Д.Пурбуева, Ч.Шонхорова и др.

Лит.: Гэсэр. Бур. нар. героический эпос. — Улан-Удэ, 1986; Коновалов П.Б. К проблеме ист. корней «Гэсэриады» // Материалы междунар. науч. конф. «Гэсэриада — духовное наследие народов Центр. Азии». — Улан-Удэ, 1995; Хундаева Е.О. Эпические сказания вост. народов // Там же; Найдаков В., Тулохонов М. Бур. героический эпос «Гэсэр» // Там же; Сэ Цэ Бухэ Чаолу. Эпос «Гэсэр» и шаманизм // Там же.

Дроботушенко А.В.
Автор статьи

В этот день 2 июля

Родилась В.П.Константинова
В 1918 году родилась В.П.Константинова, педагог, краевед, засл. учитель школы РСФСР (1960), почетный гражданин г. Чита (1998)
Родился И.И.Макеев
В 1929 году родился И.И.Макеев, организатор с.-х. пр-ва, почетный гражданин Акшинского р-на.
Родился А.Е.Мартынов
В 1768 году родился А.Е.Мартынов, художник-пейзажист.
Родился Ф.Н.Машечко
В 1944 году родился Ф.Н.Машечко, фотохудожник, засл. работник культуры РСФСР (1986), чл. Союза фотохудожников России (1990).
Родилась З.В.Мошкина
В 1949 году родилась З.В.Мошкина, докт. ист. наук (2000).
Родился А.П.Островский
В 1938 году родился А.П.Островский, рук. гос. службы охраны окружающей среды Ком. природ. ресурсов Чит. обл. (до 2002), действительный чл. (акад.) МАНЭБ.
Родился В.В.Сукнев
В 1893 году родился В.В.Сукнев, врач-чумолог, профессор
Родился А.А.Татуйко
В 1924 году родился А.А.Татуйко, публицист, литературовед, педагог, канд. фил. наук (1956).
Родился Б.В.Худов
В 1929 году родился Б.В.Худов, организатор самодеятельного спортивного туризма, профсоюзный деятель, ст. инструктор пешего и водного туризма (1962)
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь