Категории:
Семейские. Начало XX в.
Вокальная группа "Аринушка". Фото Ф.М.Машечко
Куренной Е.Е. на книжно-песенной ярмарке в селе Красный Чикой. 1974 г. Фото Ф.Н.Машечко
Семейские

СЕМЕЙСКИЕ, старообрядцы, конфессиональная, этнокультурная группа рус. народа, имеющая некоторые специфические элементы культуры, обладающая самоназванием и сознанием общности, к-рые отличают ее от др. рус. старожилов Заб. Проживают в основном в юго-зап. части Заб. С. – потомки старообрядцев (староверов) (см. Старообрядчество), поселенных здесь во 2-й пол. XVIII в. в кол-ве 4–5 тыс. чел. Старообрядцы насильственно выселялись в Сиб. и Заб. из зап. районов Рос. Империи, в т.ч. с тер. современных Польши, Украины, Белоруссии, куда ранее они переселились из различных районов России, протестуя против церковной реформы Никона. Впоследствии их стали именовать староверами, старообрядцами и оскорбительно «раскольниками». В Заб. старообрядцев ссылали семьями, -поэтому они и получили назв. «семейские». С., начиная с 1765–68, были расселены по Хилку (низовья), Чикою, Тугную, Куйтуну, Унде. Позднее они продвинулись в верховья Хилка и Ингоды. В кон. XIX – нач. XX в. имела место миграция в Якутию, на Амур, в Приморье. Позднее, вплоть до сер. XX в., С. переселялись в Монголию, Маньчжурию и далее в глубь Китая. Из Маньчжурии их потомки перебрались в Австралию и США. Значительная часть эмигрантов в 1950-х вернулась из Китая в СССР.

С. Заб. сохранили богатое культурное наследие допетровской Руси, белорусской, украинской и польск. культур, испытали влияние бурят и казаков. С. долгое время в перво-зданном виде соблюдали обычаи предков, что объяснялось удаленностью их поселений, замкнутым образом жизни, религиозными устоями. Среди С. существовали различные согласия и толки (см. Старообрядческие толки). До кон. XVIII в. гос-во и православная церковь проводили репрессивную политику в отношении С. (старообрядцев). С 1800 проводилась новая политика – единоверие.

Основу хоз-ва С. составляло земледелие. Использовалось двухполье с перелогом. Для вспашки земли применяли соху, сабан. Активно занимались огородничеством. Важную роль в хоз-ве играло жив-во. Вспомогательными промыслами являлись охота, рыбная ловля, заготовка кедрового ореха. Имели развитое натуральное хоз-во, производили глиняную, деревянную точеную, бондарную и долбленую посуду, берестяные туеса, плетеные корзины, лукошки, деревянные бытовые вещи – вальки для стирки белья, рубели и каталки для глажения, самопрялки и прялки, швейки, ткацкие станы. Особое место занимали прядение и ткачество. Из полученных нитей полотно ткали на ткацких станках, к-рые называли «кроснами». Из льняных и изредка конопляных нитей вырабатывали холсты на полотенца, скатерти, рубахи, штаны. Грубое волокно конопли шло на изготовление мешков, подстилок, на дратву для шитья обуви, ремонта хомутов и др. Из шерстяных нитей ткали грубое сукно для верх. одежды, пояса, сукманки – скатерти.

С. поселяли в старожильческие рус. селения, до 50 селений в Заб. основано ими самостоятельно. Села, как правило, располагаются по берегам рек, имеют одну и более улиц с одно— или двухрядной застройкой. Дома на улицу ставились торцовой или длинной стеной, иногда окнами, иногда глухой стеной. Заборы и заплоты чаще составляют с ними одну линию. Сохраняется и традиционная рус. застройка крестьянской усадьбы. Она состоит из переднего двора с жилым комплексом и хоз. строениями, скотного двора с постройками, огорода. Для селений С. характерны 4 основных типа жилища: 4-стенная изба, то есть сруб с сенями и без сеней; 5-стенная изба; 6-стенная изба («связь»); круглый (квадратный) дом. Первые 3 типа жилищ в основе своей имеют сруб. Большинство построек С. первоначально имели самцовую конструкцию крыши с характерными для нее элементами: самцами, слегами, крючьями-курицами, желобами-водостоками, охлупнем, повалами. Со 2-й пол. XIX в. используется стропильная конструкция. Характерная особенность старообрядческих сел – мытые, а с XX в. крашеные дома. Бревна как внешней, так и внутренней части дома тщательно вымывались и скоблились, как правило, к Пасхе. Встречаются пестро окра-шенные дома и даже орнамент и рисунки на домах, воротах, ставнях и заборах.

В культуре С. особый интерес вызывает женский костюм. Он относится к так называемому сарафанному комплексу рус. одежды, получившему распространение на рубеже XVII–XVIII вв. Традиция носить подобную одежду сохранялась в течение всего XX в. Обязательные атрибуты костюма: рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук (запон) традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Вплоть до сер. XX в. сложный головной убор семейской женщины состоял из кички (своеобразный каркас головного убора), платка, а в особых праздничных случаях дополнялся позатыльником, пояской и кокошником. Дополняют наряд украшения: ожерелья из янтаря, речного жемчуга, перламутра, специальное женское украшение – жарелок. Мужской костюм состоит из рубахи-косоворотки и штанов с широким шагом.

Немалый интерес представляет традиционное искусство С., корни к-рого уходят в художественную традицию сев. и центр. областей России. Вся трудовая деятельность, будни и праздники связывались с православным календарем и сопровождались различными обрядами, имевшими православное, реже языческое происхождение. Основную роль в утверждении и формировании быта С. играла семья. Она являлась основной хозяйственно-производственной единицей, осуществляла функции воспроизводства этноса, межпоколенной трансмиссии этнических свойств. На специфику семейного быта существенно влияли церковь и духовные наставники (уставщики), демографические и культурно-этнические связи, патриархальная традиционность и новации в семейно-бытовых отношениях.

В 1930–40-е в Заб. было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен. Значительная часть С. в период коллективизации раскулачена и выслана. Часть объединилась в вооруженную оппозицию (1929). Ее центром стали сс. Бичура и Малета. В нач. 1930 произошло восстание, в к-ром приняли участие до 600 чел. (см. Малетинское крестьянское восстание). В 1960-е объявлен новый поход против религии, выразившийся в закрытии старообрядческих церквей и молельных домов. К нач. 1970-х в Заб. не было ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины, действовала единственная старообрядческая церковь в с. Новый Заган (БурАССР). Религиозные репрессии, антирелигиозная кампания привели к тому, что большая часть С. утратила веру. Массовым явлением и бедствием в эти годы стало пьянство (прежде невиданное среди С.), охватившее подчас целые села.

Ярко выраженные черты культурной и бытовой традиции С. сохранялись до 1970-х, отчасти имеют место и в наст. время. Они проявляются в наличии в быту старинной домашней утвари, отдельных элементов традиционной одежды, украшений, в песенной (см. Музыкальное творчество семейских) и речевой культуре, а также в сохранении и возрождении отдельных приемов традиционных ремесел. Широкую известность получили Архангельский и Урлукский хоры. В 1990-е вновь началось возрождение традиционной культуры на уровне культурно-образовательных учреждений и фольклорных коллективов. Большой интерес к истории и этнографии С. проявлен в науч. сфере. Восстанавливаются и строятся старообрядческие храмы и часовни. В 2001 песенная культура С. решением ЮНЕСКО причислена к мировым шедеврам нематериальной культуры.

Лит.: Ильина-Охрименко Г. И. Нар. искусство семейских Заб. XIX–XX вв. Резьба и роспись. – Улан-Удэ, 1972; Маковецкий И. В. Архитектура рус. нар. жилища Заб. // Быт и искусство рус. населения Вост. Сиб. – Новосибирск, 1975. – Ч. 2; Болонев Ф. Ф. Нар. календарь семейских Заб. (2-я пол. XIX – нач. XX в.). – Новосибирск, 1978; Лиханова Г. З. Этнографические коллекции Чит. обл. краеведческого музея. Семейские. – Чита, 1989; Болонев Ф. Ф. Старо-обрядцы Заб. в XVIII–XX вв. – Новосибирск, 1994; Пляскина Е. И. Говор семейских // Культурные традиции народов Сиб. и Америки: преемственность и экология. – Чита, 1995; Константинова Н. Н. Резной декор бытовых изделий крестьян-семейских (Из коллекции Чит. краеведческого музея) // Заб.: судьба провинции. – Чита, 1996.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края