Категории:
Единоверие

ЕДИНОВЕРИЕ, политика православной церкви, осуществлявшаяся с 1800. Направлена на приобщение старообрядцев к официальной православной (никонианской) церкви через признание ее главенства, подчинение местным епархиальным властям, принятие духовенства, совершающего богослужения и таинства по-старому по старопечатным книгам, но находящегося в молитвенном общении и административном подчинении РПЦ. Первоначально единоверческие группы образовались в сс. Бичура, Никольское, Куйтун, Надеино, Тарбагатай, Шаралдай и др. В 1830—40-е в Куналейской, Тарбагатайской и Мухоршибирской волостях на р. Хилок, в Урлукской волости по р. Чикой распространением Е. занимался Варлаам Чикойский, к-рый в 1820-х в Чикойских горах основал Иоанно-Предтеченский скит, преобразованный в 1836 в монастырь, ставший центром Е. в Зап. Заб. В 1839—46 усилиями отца Варлаама в селах по Чикою учреждено более 10 единоверческих церквей. Однако приобщение к Е. часто совершалось по настоянию властей, иногда с применением репрессивных мер: арестом «перешедших» в старообрядчество священников, уставщиков, снятием с церквей старообрядцев колоколов и крестов, закрытием их часовен. В связи с усилившейся политикой насаждения Е. в 1840—50-х в крупных центрах старообрядчества (сс. Куналей, Куйтун, Бичура, Харауз, Новобрянское и Никольское) произошли крестьянские волнения. В 1842—44 в селах Тарбагатайской и Мухоршибирской волостей в связи с нежеланием принимать Е. и отказом выдать беглого священника Н.Борщева в волнениях участвовало от 500 до 1000 чел. В 1846 в сс. Гутай, Укыр, селении Киретское Урлукской волости часть старообрядцев, давшая под нажимом властей и полиции согласие на переход в Е., заявила о своем неподчинении властям и вернулась в старообрядчество. Несмотря на то, что в некоторых старообрядческих селениях по Чикою и Хилку открывались единоверческие церкви, разрастались приходы за счет пополнения «новообращенными», политика Е., насаждавшаяся полицейскими методами, не имела успеха. В кон. XIX в. участились случаи перехода православных в старообрядчество. В нач. XX в. большинство единоверческих приходов примкнуло к старообрядческой Белокриницкой иерархии (ныне — РПСЦ).

Ист.: ЧОКМ, ф. 6, оп. 1, д. 48, 50, 51, 53, 54, 56.

Лит.: Лобанов В. Ф. Старообрядческие волнения в Заб. в нач. 40-х гг. XIX в. // Известия СО АН СССР. Сер. «История, филология и философия». Вып. 3. — 1985. — № 14; Мелетий. Пустынник Варлаам, основатель Иоанно-Предтеченского скита на границах Кит. Монголии в Чикойских горах за Байкалом. — Одесса, 1912; Мотицкий В. П. Старообрядчество Заб. — Улан-Удэ, 1976; Прибавления к Иркутским Епархиальным ведомостям. — 1889. — 17 июня; Шмулевич М. М. Очерки истории Зап. Заб. XVII — сер. XIXв. — Новосибирск, 1985.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края