логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Старообрядческие толки

Старообрядческие толки

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТОЛКИ, мелкие дробления старообрядческих (семейских) беспоповских согласий, широко распространенных в Заб. с кон. XVIII до сер. XX в. Возникали из-за различий в толковании Святого Писания, в бытовой и церковной культуре и обрядности, иногда из-за амбиций уставщиков. Отсутствие объединяющего начала и общего руководства приводили беспоповские согласия и толки к очередным дроблениям, раздорам, что сопровождалось дележом церковной утвари, книг и икон, созданием новых часовен и молитвенных домов. Некоторые С. т. нередко распадались после смерти их «духовного» лидера и создателя, др. существовали более длительный период. Недолговечными были, например, С. т. «косогорцев», «обливанцев». В XVIII–XIX вв. в Бичуре, Мухор-Шибири, Бол. Куналее существовали С. т., сохранившие в своей обрядности пережитки славянского язычества. Так, «идолопоклонники» Бичуры все обряды совершали под открытым небом у «священного камня» (идола). «Землепоклонники», поклоняясь земле как творению божественной силы, молитвы и земные поклоны совершали в поле. В XIX в. в сс. Окино-Ключи, Хонхолой, Шаралдай существовал С. т. «песочников», к-рые при крещении детей сыпали ребенку теплый песок на спину или живот. В XIX в. в условиях усиливавшихся гонений со стороны официальной власти возникает большое кол-во С. т. как с ярко выраженной тенденцией к социальному протесту, так и имевших мистический оттенок. В Бол. Куналее, Куйтуне, Бичуре действовал С. т. «бегунов», в Бичуре – «самочинцев», в Шаралдае – «перемазанцев», в Десятниково – «темноверов» (или «чистяковцев»). В науч. лит. и быту встречается ошибочное мнение о ряде С. т., связанное с тем, что одну и ту же группу христиан называли по-разному. К примеру, в с. Десятниково темноверы называли старообрядцев часовенного согласия «светловерами», собственно «светловеров» как отдельного С. т. не существовало. Во 2-й пол. XIX – XX в. большинство старообрядцев Заб. стали приверженцами Белокриницкой старообрядческой церкви (см. Русская Православная Старообрядческая Церковь), прервав связи со С. т. К нач. XXI в. осознанного дробления беспоповцев на толки в Заб. не прослеживается.

Лит.: Мотицкий В.П. Старообрядчество Заб. – Улан-Удэ, 1976.

Константинова Н.Н.
Автор статьи

В этот день 3 июля

Родился В.В.Алексеев
В 1934 году родился В.В.Алексеев, докт. ист. наук (1974), профессор (1979), акад. РАН (1997).
Родился Г.С.Бордонский
В 1946 году родился Г.С.Бордонский, радиофизик, докт. физ.-мат. наук (1994), профессор (1999), засл. деятель науки и техники Чит. обл. (1997).
Родился Ю.П.Коберский
В 1944 году родился Ю.П.Коберский, гос. деятель, засл. юрист РФ (1995), гос. советник юстиции 2-го класса (2001).
Родился Б.Б.Намсараев
В 1943 году родился Б.Б.Намсараев, докт. биол. наук (1992), профессор, акад. Междунар. академии информатизации
Родился А.Н.Пепеляев
В 1891 году родился А.Н.Пепеляев, генерал-лейтенант, один из рук. Белого движения в Сиб.
Родился В.А.Пляскин
В 1929 году родился В.А.Пляскин, почетный гражданин Читы (1983), почетный железнодорожник (1981).
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь