СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТОЛКИ, мелкие дробления старообрядческих (семейских) беспоповских согласий, широко распространенных в Заб. с кон. XVIII до сер. XX в. Возникали из-за различий в толковании Святого Писания, в бытовой и церковной культуре и обрядности, иногда из-за амбиций уставщиков. Отсутствие объединяющего начала и общего руководства приводили беспоповские согласия и толки к очередным дроблениям, раздорам, что сопровождалось дележом церковной утвари, книг и икон, созданием новых часовен и молитвенных домов. Некоторые С. т. нередко распадались после смерти их «духовного» лидера и создателя, др. существовали более длительный период. Недолговечными были, например, С. т. «косогорцев», «обливанцев». В XVIII–XIX вв. в Бичуре, Мухор-Шибири, Бол. Куналее существовали С. т., сохранившие в своей обрядности пережитки славянского язычества. Так, «идолопоклонники» Бичуры все обряды совершали под открытым небом у «священного камня» (идола). «Землепоклонники», поклоняясь земле как творению божественной силы, молитвы и земные поклоны совершали в поле. В XIX в. в сс. Окино-Ключи, Хонхолой, Шаралдай существовал С. т. «песочников», к-рые при крещении детей сыпали ребенку теплый песок на спину или живот. В XIX в. в условиях усиливавшихся гонений со стороны официальной власти возникает большое кол-во С. т. как с ярко выраженной тенденцией к социальному протесту, так и имевших мистический оттенок. В Бол. Куналее, Куйтуне, Бичуре действовал С. т. «бегунов», в Бичуре – «самочинцев», в Шаралдае – «перемазанцев», в Десятниково – «темноверов» (или «чистяковцев»). В науч. лит. и быту встречается ошибочное мнение о ряде С. т., связанное с тем, что одну и ту же группу христиан называли по-разному. К примеру, в с. Десятниково темноверы называли старообрядцев часовенного согласия «светловерами», собственно «светловеров» как отдельного С. т. не существовало. Во 2-й пол. XIX – XX в. большинство старообрядцев Заб. стали приверженцами Белокриницкой старообрядческой церкви (см. Русская Православная Старообрядческая Церковь), прервав связи со С. т. К нач. XXI в. осознанного дробления беспоповцев на толки в Заб. не прослеживается.
Категории:
|
Лит.: Мотицкий В. П. Старообрядчество Заб. – Улан-Удэ, 1976. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna