МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО СЕМЕЙСКИХ Чит. обл., составная часть традиционной культуры семейских, в к-рой ведущее место принадлежит песне. Первые нотные образцы оставлены П. А. Ровинским (1873), Н. П. Протасовым (1926). В дальнейшем песни семейских записывали А. М. Астахова (1934, Ин-т рус. лит. АН СССР), в 1970-е – Л. М. и Н.М. Бачинские (Московская гос. консерватория), Н. И. Дорофеев, В. М. Щуров и др. Ими зафиксированы образцы, бытующие в основном на тер. Респ. Бурятия, к-рые имеют определенные музыкально-стилистические, исполнительские отличия. В последней четверти XX – нач. XXI в. исследованиями традиционной песенной культуры в Чит. обл. занимаются Н.Г.Лисин, Л.Г.Аверьянов, В.Н.Волков, Т. М. Зенкова, И. О. Кирюшкина и др. Инструментальная музыка представлена балалаечными и гармошечными наигрышами, не имеет широкого распространения. Песенная традиция в наст. время представлена женскими ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно. Больший объем репертуара составляют протяжные песни любовной тематики, рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, песни, заимствованные у заб. казачества. Часть песен крестьянского происхождения, др. занесена из города, однако за время своего пребывания в крестьянской среде распета в локальных традициях. Несмотря на некую общность, песенные традиции определенных сел (Укыр, Архангельское) имеют специфические черты. Как правило, эти песни узкообъемны с элементами текстовой и мелодийной полифонии, внутрислоговыми вставками и словообрывами, большим кол-вом междометий в поэтическом тексте, за счет чего происходит «накручивание на колена» напевов. Характерной чертой исполнительской манеры является незаметное повышение тонального уровня песни, низкое звучание женских голосов при светлом верхнем подголоске, к-рый на протяжении всего текста является самостоятельным сольным проведением ок. «покачивающихся» ниж. голосов. Для плясовых песен характерна некоторая однотипность – чередование длительностей, усеченных ровно в половину длительности звуков во 2-й пол. строфы. В некоторых селах еще сохранены свадебные песни, духовные стихи, плачи, к-рые встречаются у семейских (голошения). В силу ист., геогр., религиозных причин календарные обрядовые песни не сохранены. Недостаточно изучен детский фольклор.
Категории:
|
Лит.: Ровинский П. А. Материалы для этнографии Заб. // Изв. ВСОРГО. – 1873. – Т. 4, № 3; Протасов Н. П. Песни заб. старообрядцев. – Иркутск, 1926; Владыкина-Бачинская Н. М. Нар. песенное творчество заб. семейских // Быт и искусство рус. населения Вост. Сиб. – Новосибирск, 1975. – Ч. 2: Заб.; Рус. нар. песни в многомикрофонной записи / Сост. А. Руднева, В. Щуров, С. Пушкина. – М., 1979; Дорофеев Н. И. Рус. нар. песни Заб. Семейский распев. – М., 1989; Волков В. Н. Фольклор Чит. обл. – Чита, 1996; Сторона ты моя, сторонушка. Песни Вост. Заб. / Сост. Т. М. Зенкова, И. О. Кирюшкина. – Чита, 2001. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna