логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Сретенск /
  • Основание Сретенска

Основание Сретенска

Вопрос об основании Сретенска остается не простым. В отличие от ближайших к нему Нерчинска и Читы, он никогда не вызывал дискуссий среди исследователей, несмотря на то, что временной разрыв между приводимыми ими крайними датами возможного возникновения Сретенска составляет порядка 50 лет. Кроме того, в ряде случаев в описаниях этого населенного пункта дата основания вообще не упоминается. Рассмотрим эти мнения историков, а также свидетельства официальных документов в хронологическом порядке, начиная с XVIII в.

Самым ранним из них можно назвать экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера. В составленном в 1739 г. географическом описании Нерчинского уезда приводятся краткое описание местоположения Сретенского острога и вариант происхождения названия (к этому мы еще вернемся), дата же основания его никак не обозначена [Миллер, 1990, с. 180]. В «Описании Иркутского наместничества» 1792 г. также отмечается, что время основания Сретенска неизвестно, однако, по свидетельству старожилов, здесь «сперва было небольшое селение самовольно зашедшими и выходцами из Албазина при Амуре обитателями под названием Усть-Верх, потом <…> учинилось село, именуемое Усть-Стретенско» [Описание…, 1988, с. 135].

В доступных нам опубликованных исторических исследованиях XIX в. упоминания об основании Сретенска обнаружить не удалось. В прочих изданиях этого периода нам он встретился дважды. В одной из Памятных книжек Забайкальской области годом основания Сретенска обозначен 1689 г. [Памятная книжка…, 1891, (Перечень событий), с. 4], эта же дата повторяется и в последующих изданиях. В 1894 г. один из корреспондентов газеты «Восточное обозрение» отмечал, что «в текущем году нашей станице исполняется 200 лет… Основался он (Сретенск – прим. авт.) в 1694 г.» [Сретенск, 1894, с. 2]. Однако в последующих номерах газеты вплоть до 1895 г. включительно ни о каких торжествах по случаю юбилея в корреспонденциях из Сретенска не сообщалось. В 1898 г. сретенским краеведом И.С. Дудченко (Колбасенко) была подготовлена и прочитана на общем собрании членов Приамурского отдела Императорского Русского Географического Общества статья «Станица Стретенская, ее народонаселение и быт». В ней автор предположил, что «станица Стретенская основана или одновременно, или несколько раньше г. Нерчинска, служившего, начиная с 1696 г., центром сереброплавильного дела» [Колбасенко, 1899, с. 98.].

В популярных в начале XX в. Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона и Большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова имеются отдельные статьи о Сретенске, однако в обоих случаях дата его основания не обозначена [Брокгауз, 1901, с. 848; Большая энциклопедия, 1904, с. 763]. В справочнике «Весь Иркутск» за 1908 г. указано, что Сретенск возник в 1689 г. как острог [Весь Иркутск, 1908, отд. V, с. 17], но уже в этом же издании 1909 г. сведения о Сретенске изменены: «в качестве острога возник в начале XVIII в.» [Весь Иркутск, 1909, отд. VII, с. 31]. В других сибирских справочниках и торгово-промышленных календарях того времени дата основания Сретенска не указана вовсе.

Сретенский краевед А.К. Белявский в первой части своего рукописного очерка «Летопись Сретенских педкурсов. 1917–1927» отмечал, что время основания Сретенска неизвестно, но считал несомненным, что произошло это во второй половине XVII в., в промежутке между 1653 и 1661 гг. [МАСР, ф. 1, Р-39, оп. 1, д. 1, л. 9]. В путеводителе «Амур» Б.С. Щербаня указывается, что Сретенск основан в 1658 г., однако ссылка на источник информации отсутствует [Щербань, 1960, с. 51].

Читинский краевед Н.Е. Дворниченко в популярной работе «Край, в котором ты живешь» отметил, что Сретенск был основан в 1689 г. «…с целью обезопасить дороги в Восточном Забайкалье и на Амур…» [Дворниченко, 1963, с. 51]. Это же мнение разделяли краеведы Б.С. Куликов и В.Ф. Балабанов, считая, что Сретенск был основан в 1689 г. первоначально в виде зимовья, ставшего затем острогом. Уточняя, что острог был поставлен близ устья р. Куренга на высоком правом берегу р. Шилка, они приводят цитату: чтоб было «и водяно, и лесно, и торговые люди с товарами не могли мимо пойти» [Куликов, Балабанов, 1967, с. 71], указывая, что она взята из издания «Русская историческая библиотека, издаваемая Археологической комиссией, т. II», однако не называя год издания и страницы этого труда [Там же, с. 83]. Обратившись к этому изданию (отметим, что у авторов допущена опечатка – «Археологической», следует читать «Археографической»), мы обнаружили, что том II (второй) содержит документы, датируемые 1291–1645 гг., и никак не может отражать сведения об основании Сретенска в 1689 г. [Русская историческая библиотека, 1875]. Предположив, что авторы, возможно, имели в виду том 11 (одиннадцатый), мы обнаружили, что в нем содержатся Записные книги Московского стола 1663–1664 и 1678–1679 гг., а также Переписные книги Ростова Великого второй половины XVII в., не имеющие никакого отношения к истории Сретенска и Забайкалья в целом [Русская историческая библиотека, 1889]. Контрольная проверка содержания других томов также результатов не дала.

Один из наиболее авторитетных краеведов Сретенска, В.П. Чапыгин, в одной из своих работ отмечал, что Сретенск возник как зимовье и был основан выходцами из Албазина, косвенно, по-видимому, намекая все на тот же 1689 г., но не указывая его напрямую [Чапыгин, 1991, с. 2]. Исследователь городов и острогов Забайкалья и Приамурья А.Р. Артемьев высказал точку зрения, что Сретенск был основан вскоре после 1704 г., однако она осталась неаргументированной [Артемьев, 1999, с. 85]. Краеведы А.И. Чащин и О.Ю. Черенщиков, разделяя мнение А.К. Белявского, в своей работе предположили, что Сретенск был основан до 1685 г. Одним из их дополнительных доводов было тот факт, что в 1685 г. из разрушенного Албазинского острога иеромонахом Гермогеном в уже существовавшее к тому времени поселение в устье Куренги была принесена икона Божией Матери «Албазинская» [Сретенск, 2001, с. 9–10]. Однако последнее не подтверждается (см. подробнее об этом в главе «Загадки Албазинской Святыни» данной книги на с. 68–73).

Наконец, Большая Советская энциклопедия, выдержавшая, как известно, три издания, в каждом из них дает разные статьи о Сретенске. В первом издании год его основания не указан [БСЭ, 1947, с. 514], во втором обозначен 1689 г. [БСЭ, 1957, с. 390], в третьем – вновь отсутствует [БСЭ, 1976, с. 383]. В собрании ее правопреемницы, Большой Российской энциклопедии, на момент написания данной главы том, содержащий статьи на букву «С», еще не вышел, однако стоит отметить, что в вышедшей в 1998 г. под ее эгидой энциклопедии «Города России» в статье о Сретенске вновь фигурирует 1689-й как год основания зимовья [Города России, 1998, с. 438]. 1689 г. как отправная точка основания Сретенска был отражен и в региональной «Энциклопедии Забайкалья» [Бардакова, Жеребцова, 2006, т. 4, с. 90–91].

Сложившаяся неопределенность с датой основания Сретенска и противоречивость приведенных точек зрения вызвана, прежде всего, использованием различных понятий: «поселение (селение)» и «острог». Остроги, как определенные военно-административные единицы, ставились в то время по велению центральной или воеводской власти. Единственным исключением является Албазин, получивший статус острога гораздо позднее реального основания. Отследить дату их основания не представляет труда. А вот точное время возникновения простых селений (зимовий, заимок), тем более основанных «самовольно зашедшими» людьми, фактически невозможно. Они редко попадали в «отписки» воевод или на географические карты. Тем не менее можно предположить, что на одной из карт конца XVII – начала XVIII в. Сретенск все же присутствует. Речь идет о чертеже течения Амура из «Хорографической чертежной книги» С.У. Ремезова, датированной 1696–1711 гг. и хранящейся в Гуфтоновской библиотеке Гарвардского университета [Remizov, 1720]. Копия этого чертежа неоднократно публиковалась в различных изданиях [например, Русско-китайские отношения, 1972, вкладка между с. 524 и с. 525]. Между обозначенными на нем Нерчинском и слиянием рр. Шилка и Аргунь, в устье впадающей с правой стороны в Шилку речушки под названием то ли Карика, то ли Карина, обозначено селение Сотникова. Конечно, чертеж имеет множество неточностей: явно не соблюден масштаб, отсутствует впадающая в Шилку крупная р. Куэнга, р. Горбица обозначена западнее р. Черная, а не наоборот, и т. д. Тем не менее если допустить, что р. Карика (Карина) есть не что иное, как записанная в неправильной транскрипции р. Куренга, то обозначенное в ее устье селение Сотникова и есть будущий Сретенск. Можно предположить и следующее. Зачастую казаки, выходившие из Албазина, придя в Нерчинск, не оставались в городе, а селились на новых, необжитых, но удобных для земледелия или промыслов местах. Большинство появившихся заимок и селений в ту пору называлось по имени основателей. Именно так на этом же чертеже обозначены, например, села вдоль р. Урюга (современная Урульга в Нерчинском районе): Гришаева, Ларионова, Кулакова, Котельникова, Пашеннова, Сенотрусова. Многие из них хранились до сих пор, а были основаны, по данным источников, в конце XVII в., в том числе вышедшими из разоренного Албазина казаками. По всей видимости, именно в память о покинутом остроге было названо и еще одно селение – Албазина, отмеченное там же. Как писал В.П. Паршин, «долго не могли русские забыть Албазина, долго помнили его приволье, и, кажется, что при выходе из него еще питали мечту возвратиться туда когда-нибудь. Многие скрыли там свои дорогие вещи в местах потаенных, и после, когда просили они себе позволение тайно сходить и взять их оттуда, получали отказ, бежали своевольно туда, были преследуемы и строго наказываемы» [Паршин, 1844, с. 125]. То, что селение Сотникова присутствует на ремезовском чертеже наряду с вышеуказанными заимками и селениями на Урульге, позволяет предположить, что появилось оно примерно в одно время с ними – сразу вскоре после заключения в августе 1689 г. Нерчинского трактата, и было названо по фамилии первооснователя – Сотникова, возможно, также бывшего защитника Албазина, нашедшего себе по пути оттуда понравившееся место на Шилке. Таким образом, можно допустить, что первое поселение близ современного месторасположения Сретенска появилось в 1689 г. или сразу вскоре после него, но подтвердить или опровергнуть эту версию может лишь дальнейший поиск информации о казаках Сотниковых и р. Карика (Карина).

Первое же достоверное упоминание о Сретенске относится к 1714 г. В «Сметном списке 1714 года» обозначен Нижний Новый острог, в котором числятся пять оброчных крестьян: Онофрий Яковлев, Лука Чупров, Исак Елиных, Леонтий Селиванов и Никита Томский, которые оброчного хлеба в год платили 23 четверти ржи или ярицы [Сибирские города, 1886, с. 23]. Часть названия «Нижний» объяснялось тем, что это была самая нижняя слобода от Нерчинска вниз по Шилке [Миллер, 1990, с. 180]. «Новый» – скорее всего, потому, что построен был на месте заимки недавно, однако, по свидетельству все того же Г.Ф. Миллера, никогда не имел укреплений [Там же]. В 1715 г. здесь в должности приказчика служил нерчинский конный казак Сергей Кожевников [РГАДА, ф. 1142, оп. 1, д. 100, л. 72 об.]. Это свидетельствует о том, что селению были преданы административные функции, и, вероятно, именно поэтому оно стало именоваться в официальных документах острогом наравне с другими [Артемьев, 1999, с. 85–86]. В «Сказках» 1719–1720 гг. острог уже именуется Сретенским [Сибирские города, 1886, с. 30–31], по названию находящейся в нем церкви во имя Сретенья Пресвятой Богородицы [Миллер, 1990, с. 180]. В его администрацию входили приказчик – нерчинский дворянин Иван Молодой, крестьянский староста Онуфрий Яковлев, десятник Ипат Лаврентьев; оброчных крестьян, их детей и родственников мужского пола числилось 38 человек, живших в 11 дворах; кроме того, 5 бездворных, 10 человек захребетников (людей, живущих подаяниями), проживавших в 4 дворах, и еще 9 захребетников бездворных. Семеро из числа захребетников государевой пашни не пахали, но денежные подати платили наравне со всеми, бездворные же жили по чужим подворьям [Там же]. Приведем фамилии первых сретенцев: Чупров, Елин, Селиванов, Патрахин, Безсонов, Говоров, Секерин, Лаврентьев, Яковлев, Бочкарев, Бубнов, Кушмылев, Денисов, Митрошин, Яренский, Кирилов, Ларионов, Кыра, Куликов. Эти фамилии до сих пор встречаются у жителей района. Попутно отметим, что в этих же документах впервые упоминается и Куенская слобода.

В 1735 г. к Сретенскому острогу было приписано 15 деревень: Мотаканская (Вологдина), Пуртова, Фаркова (Тоболова), Удыча (Молодова), Ломы (Ломовская, Болтовская), Фирсова, Кктича (Софронова, Судакова), Боты (Ботовская, Плотникова), Зимина, Пушинцова, Лоншакова, Кара (Переломова), Куларки (Лавринкова), Черная Монастырская, Добрынина [Миллер, 1990, с. 190–191].

Библиографический список

Remizov Semen Ulianovich 1642-ca.1720. Khorograficheskaya kniga (cartographical sketch-book of Siberia) / MS Russ 72(6). Houghton Library. Harvard University. Cambridge. Mass; Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII – XVIII в.: Историко-археологические исследования. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – 336 с.; Бардакова В.В., Жеребцова Т.И. Сретенск // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. 4: С–Я / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2006. – С. 90–91; Большая Советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1976. – Т. 24, ч. 1. – 608 с.; Большая Советская энциклопедия / гл. ред. Б.А. Введенский. – 2-е изд. – М.: Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1957. – Т. 40. – 648 с.: Большая Советская энциклопедия / под ред. С.И. Вавилова, К.Е. Ворошилова, А.Я. Вышинского, П.И. Лебедева-Полянского и др. – М.: Объединение государственных научно-журнальных издательств СССР, 1947. – Т. 52. – 942 с.; Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания / под ред. С.Н. Южакова. – СПб.: Типолитография Книгоиздательского Т-ва «Просвещение», 1904. – Т. 17. – 794 с.; Весь Иркутск с отделом Забайкальской и Якутской областей. Адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 г. – Иркутск: Типолитография Макушкина и Посохина, 1909. – 544 с.; Весь Иркутск с отделом Забайкальской области. Адресно-справочная и торгово-промышленная книга на 1908 г. – Иркутск: Электротипография С.А. Серебреникова, 1908. – 344 с.; Восточное обозрение. – 1894. – № 60. – С. 2; Города России: энцикл. / гл. ред. Г.М. Лаппо. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 559 с.; Дворниченко Н. Край, в котором ты живешь. – Чита: Читинское книжное издательство, 1963; Колбасенко И. Станица Стретенская, ее народонаселение и быт // Известия Приамурского отдела ИРГО. – Никольск-Уссурийский, 1899. – С. 95–133; Куликов Б.С., Балабанов В.Ф. О происхождении, названии и времени основания городов и поселков Читинской области // Забайкальский краеведческий ежегодник. – Чита, 1967. – № 1. – С. 68–84; Миллер Г.Ф. Географическое описание и современное состояние Нерчинского уезда Иркутской провинции в Сибири // Элерт А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 172–209; Описание Иркутского наместничества 1792 г. – Новосибирск: Наука, 1988. – 254 с.; Памятная книжка Забайкальской области на 1891 г. Издание Забайкальского Областного Статистического Комитета. – Чита: Типография Забайкальского Областного Правления, 1891. – 134 с.; Паршин В.П. Поездка в Забайкальский край: в 2 ч. Ч. 2: История города Албазина. – М.: Тип. Николая Степанова, 1844. – 208 с.; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. – СПб., 1875. – Т. 2. – 657 с.; Там же. – СПб., 1889. – Т. 11. – 632 с.; Русско-китайские отношения в XVII в.: Материалы и документы. – М.: Наука, 1972. – Т. 2: 1686–1691. – 836 с.; Сибирские города. Материалы для их истории XVII и XVIII столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск. – М.: Тип. М.Г. Волчанинова (бывшая М.Н. Лаврова и Ко), 1886. – 146 с.; Сретенск на старых открытках и фотографиях / сост. А.И. Чащин, О.Ю. Черенщиков. – Чита: Экспресс-издательство, 2001. – 204 с.; Чапыгин В.П. Город Сретенск и его окрестности: Краткий историко-географический очерк. – Сретенск: Сретенская районная тип., 1991. – 46 с.; Щербань Б.С. Амур: путеводитель. – Хабаровск, 1960. – 252 с.; Энциклопедический словарь. – СПб.: Изд. Брокгауза и Ефрона, 1901. – Т. 31А(62): Статика – Судоустройство. – 958 с.

Сретенск / гл. ред. К.К. Ильковский; отв. ред. Н.Н. Константинова, О.Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 30–33. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).

Литвинцев А.Ю.
Автор статьи
Черенщиков О.Ю.
Автор статьи

В этот день 22 ноября

Родился В.Т.Бусоедов
В 1943 году родился В.Т.Бусоедов, врач
Родилась Е.Н.Ермакова
В 1924 году родилась Е.Н.Ермакова, нотариус, засл. юрист РСФСР (1978).
Родилась Н.И.Ковальская
В 1933 году родилась Н.И.Ковальская, общественный деятель, почетный гражданин Читы (1983).
Родился М.В.Константинов
В 1948 году родился М.В.Константинов, археолог, докт. ист. наук (1995), профессор (1998), акад. Акад. гуманитарных наук (1996), засл. работник ВШ (1998), почетный гражданин Читы (2001), почетный гражданин с. Красный Чикой (2003).
Родился С.Н.Самойлов
В 1955 родился С.Н.Самойлов, гос., общественный деятель, канд. юр. наук, канд. экон. наук.
Родился Д.Э.Селютин
В 1961 году родился Д.Э.Селютин, экономист, канд. экон. наук
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь