логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Старообрядческие толки

Старообрядческие толки

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТОЛКИ, мелкие дробления старообрядческих (семейских) беспоповских согласий, широко распространенных в Заб. с кон. XVIII до сер. XX в. Возникали из-за различий в толковании Святого Писания, в бытовой и церковной культуре и обрядности, иногда из-за амбиций уставщиков. Отсутствие объединяющего начала и общего руководства приводили беспоповские согласия и толки к очередным дроблениям, раздорам, что сопровождалось дележом церковной утвари, книг и икон, созданием новых часовен и молитвенных домов. Некоторые С. т. нередко распадались после смерти их «духовного» лидера и создателя, др. существовали более длительный период. Недолговечными были, например, С. т. «косогорцев», «обливанцев». В XVIII–XIX вв. в Бичуре, Мухор-Шибири, Бол. Куналее существовали С. т., сохранившие в своей обрядности пережитки славянского язычества. Так, «идолопоклонники» Бичуры все обряды совершали под открытым небом у «священного камня» (идола). «Землепоклонники», поклоняясь земле как творению божественной силы, молитвы и земные поклоны совершали в поле. В XIX в. в сс. Окино-Ключи, Хонхолой, Шаралдай существовал С. т. «песочников», к-рые при крещении детей сыпали ребенку теплый песок на спину или живот. В XIX в. в условиях усиливавшихся гонений со стороны официальной власти возникает большое кол-во С. т. как с ярко выраженной тенденцией к социальному протесту, так и имевших мистический оттенок. В Бол. Куналее, Куйтуне, Бичуре действовал С. т. «бегунов», в Бичуре – «самочинцев», в Шаралдае – «перемазанцев», в Десятниково – «темноверов» (или «чистяковцев»). В науч. лит. и быту встречается ошибочное мнение о ряде С. т., связанное с тем, что одну и ту же группу христиан называли по-разному. К примеру, в с. Десятниково темноверы называли старообрядцев часовенного согласия «светловерами», собственно «светловеров» как отдельного С. т. не существовало. Во 2-й пол. XIX – XX в. большинство старообрядцев Заб. стали приверженцами Белокриницкой старообрядческой церкви (см. Русская Православная Старообрядческая Церковь), прервав связи со С. т. К нач. XXI в. осознанного дробления беспоповцев на толки в Заб. не прослеживается.

Лит.: Мотицкий В.П. Старообрядчество Заб. – Улан-Удэ, 1976.

Константинова Н.Н.
Автор статьи

В этот день 19 октября

Родился В.В.Воробьёв
В 1929 году родился В.В.Воробьёв, географ, докт. геогр. наук (1975), акад. РАН (1990; гл.-корр. 1981).
Родился А.Г.Ефимов
В 1888 году родился А.Г.Ефимов, участник Белого движения, полковник
Родился П.Ф.Маньковский
В 1859 году родился П.Ф.Маньковский, мещанин
Родился С.И.Матыжонок
В 1923 году родился С.И.Матыжонок, разведчик, старшина запаса, почетный железнодорожник (2000)
Родился И.В.Просолов
В 1916 году родился И.В.Просолов, Герой Сов. Союза (1939).
Родился А.М.Темник
В 1907 году родился А.М.Темник, Герой Сов. Союза (1945).
Закончилась японская интервенция в Забайкалье
В 1920 году закончилась японская интервенция в Забайкалье, которая продолжалась с августа 1918 года
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь