логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Буряты

Буряты

+1

БУРЯТЫ (самоназв. — буряад), народ. Проживают в Респ. Бурятия (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынском Бур. авт. окр. (49,6 тыс. чел.), Иркутской обл. (29,2 тыс. чел.), Чит. обл. (62,0 тыс. чел.), в т.ч. в Агинск. Бур. авт. окр. (42,3 тыс. чел.) (по переписи 1989), а также в Монголии (35 тыс. чел.) и небольшими группами на сев.-вост. КНР. Истоки бур. этноса восходят к культуре эпохи бронзы и раннего железа Юж. Заб. и Монголии. Природ. сердцевиной родоплеменных земель Б. являются тер. вокруг оз. Байкал, где в позднем средневековье обитали племена «лесных монголов» — икинатов, хонгодоров, булагатов, эхиритов, хори, сонголов. С кон. XV в. в связи с ослаблением степных монголов они расселяются на вост. по pp. Уда, Хилок, Чикой, достигая в XVIII в. Агинск. степей. Формирование Б. как единого этноса происходит в условиях рос. государственности в XVIII—XIX вв. Б. говорят на бур. яз. монг. группы алтайской семьи. На тер. Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. выделяют следующие группы Б.: лесные (зап. таежные, хилокско-чит., сев., вост.); хамнегане (Кыринский, Акшинский, Ононский и др. р-ны); агинск. Б., ведущие начало в основном от хори-бурят, проживающие ныне в Агинск. Бур. авт. окр. и численностью превосходящие др. группы. На современном уровне Б. глубоко интегрированы в рос. о-во, это активный, мобильный, пассионарный народ, заинтересованно относящийся к своему прошлому, настоящему и будущему. Безусловна тяга бур. молодежи к образованию во всех его существующих видах. Бур. интеллигенция успешно проявляет себя в просвещении, медицине, культуре, науке. Сельские жители, опираясь на многовековой опыт предков, ныне умело занимаются не только жив-вом, но и земледелием. Высокая степень адаптивности к генетически привычным для них заб. условиям жизни делает Б. наиболее устойчивым компонентом регионального народонаселения. Социально привлекательными чертами бур. этносоциума, основанными на прочной родовой сообщности, являются отсутствие детской неустроенности и беспризорности, резкое осуждение в народе воровства, хулиганства и др. правонарушений, ярко выраженная забота о молодых семьях и здоровом потомстве, дружеское отношение к окружающим этносам. Исторически обусловленна и существенна по сути породненность Б. с эвенками, проявившаяся в формировании хамниганского субэтноса, и с русскими, что находит отражение в биол., социальной и культурной антропологии. Особо следует подчеркнуть безусловное двуязычие Б. (бур. и рус. яз.) и восприятие рус. классической культуры (от А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого) как родной, что можно расценить как своего рода этнопсихологический феномен. В бур. сообществе значительна приобщенность к буддизму, в его сев. форме существенно конформированному с шаманизмом. Столь же показательно уважительное отношение к христианству (православие). Сохраняет свои позиции и атеистическое мировоззрение. Своеобразными этническими символами Б., отражающими их ментальность, стали: буддийские дацаны; г. Алханай — одна из мировых святынь буддизма; эпос «Гэсэр» с его гл. героем — батыром, защищающим родные земли, «Ганджур» — древняя индийско-тибетская энцикл. знаний о мире и вере. В этническом самосознании Б. прочно утвердились идеи сохранения природ. и ист. наследия, что нашло наиболее полное выражение в широкой нар. поддержке организации и деятельности этнографического музея в г. Улан-Удэ и национального парка Алханай. В восприятии истории заметно особое уважение к имени Чингисхана с вариантами интерпретации этого образа от популярного до героического. По праву славится бур. национальная кухня, в к-рой наиболее приметны бухлер, позы (см. Бууза), архи. Обитание в юрте становится достаточно редким, но сохраняется уважение к ней как к традиционному виду жилища. В целом же традиционализм в культуре считается базой для сохранения этноса.

Лит.: Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX— XX вв.). — Новосибирск, 2000; Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001; Булаев В.М., Дашидондоков Ш.-Н.С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Вост. Заб.). — Улан-Удэ, 2002.

Константинов М.В.
Автор статьи
Янков А.Г.
Автор статьи

В этот день 23 октября

Родился Б.В.Бадмаслов
В 1974 году родился Б.В.Бадмаслов, мастер спорта междунар. класса по стрельбе из лука (1995).
Родился Н.А.Виноградов
В 1910 году родился Н.А.Виноградов, руководитель здравоохранения, чл.-кор. АМН СССР
Родился А.И.Глущенко
В 1956 году родился А.И.Глущенко, муниципальный служащий
Родился В.П.Горлачёв
В 1940 году родился В.П.Горлачёв, деятель науки и системы образования, канд. биол. наук, докт. пед. наук, действительный чл. МАПО, РЭА, Социальной академии РФ, засл. работник ВШ Чит. обл., почетный гражданин Чит. обл. (2000), почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Родился А.П.Данилов
В 1923 году родился А.П.Данилов, почетный геодезист
Родился Ц.-А.Н.Дугарнимаев
В 1929 году родился Ц.-А.Н.Дугарнимаев, докт. филол. наук (1992), общественный деятель, чл. СП СССР и Бурятии, засл. работник культуры БурАССР, засл. деятель науки Респ. Бурятия (1992).
Родился П.Ф.Масюков
В 1848 году родился П.Ф.Масюков, поэт
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь