логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Буряты

Буряты

+1

БУРЯТЫ (самоназв. — буряад), народ. Проживают в Респ. Бурятия (249,5 тыс. чел.), Усть-Ордынском Бур. авт. окр. (49,6 тыс. чел.), Иркутской обл. (29,2 тыс. чел.), Чит. обл. (62,0 тыс. чел.), в т.ч. в Агинск. Бур. авт. окр. (42,3 тыс. чел.) (по переписи 1989), а также в Монголии (35 тыс. чел.) и небольшими группами на сев.-вост. КНР. Истоки бур. этноса восходят к культуре эпохи бронзы и раннего железа Юж. Заб. и Монголии. Природ. сердцевиной родоплеменных земель Б. являются тер. вокруг оз. Байкал, где в позднем средневековье обитали племена «лесных монголов» — икинатов, хонгодоров, булагатов, эхиритов, хори, сонголов. С кон. XV в. в связи с ослаблением степных монголов они расселяются на вост. по pp. Уда, Хилок, Чикой, достигая в XVIII в. Агинск. степей. Формирование Б. как единого этноса происходит в условиях рос. государственности в XVIII—XIX вв. Б. говорят на бур. яз. монг. группы алтайской семьи. На тер. Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. выделяют следующие группы Б.: лесные (зап. таежные, хилокско-чит., сев., вост.); хамнегане (Кыринский, Акшинский, Ононский и др. р-ны); агинск. Б., ведущие начало в основном от хори-бурят, проживающие ныне в Агинск. Бур. авт. окр. и численностью превосходящие др. группы. На современном уровне Б. глубоко интегрированы в рос. о-во, это активный, мобильный, пассионарный народ, заинтересованно относящийся к своему прошлому, настоящему и будущему. Безусловна тяга бур. молодежи к образованию во всех его существующих видах. Бур. интеллигенция успешно проявляет себя в просвещении, медицине, культуре, науке. Сельские жители, опираясь на многовековой опыт предков, ныне умело занимаются не только жив-вом, но и земледелием. Высокая степень адаптивности к генетически привычным для них заб. условиям жизни делает Б. наиболее устойчивым компонентом регионального народонаселения. Социально привлекательными чертами бур. этносоциума, основанными на прочной родовой сообщности, являются отсутствие детской неустроенности и беспризорности, резкое осуждение в народе воровства, хулиганства и др. правонарушений, ярко выраженная забота о молодых семьях и здоровом потомстве, дружеское отношение к окружающим этносам. Исторически обусловленна и существенна по сути породненность Б. с эвенками, проявившаяся в формировании хамниганского субэтноса, и с русскими, что находит отражение в биол., социальной и культурной антропологии. Особо следует подчеркнуть безусловное двуязычие Б. (бур. и рус. яз.) и восприятие рус. классической культуры (от А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого) как родной, что можно расценить как своего рода этнопсихологический феномен. В бур. сообществе значительна приобщенность к буддизму, в его сев. форме существенно конформированному с шаманизмом. Столь же показательно уважительное отношение к христианству (православие). Сохраняет свои позиции и атеистическое мировоззрение. Своеобразными этническими символами Б., отражающими их ментальность, стали: буддийские дацаны; г. Алханай — одна из мировых святынь буддизма; эпос «Гэсэр» с его гл. героем — батыром, защищающим родные земли, «Ганджур» — древняя индийско-тибетская энцикл. знаний о мире и вере. В этническом самосознании Б. прочно утвердились идеи сохранения природ. и ист. наследия, что нашло наиболее полное выражение в широкой нар. поддержке организации и деятельности этнографического музея в г. Улан-Удэ и национального парка Алханай. В восприятии истории заметно особое уважение к имени Чингисхана с вариантами интерпретации этого образа от популярного до героического. По праву славится бур. национальная кухня, в к-рой наиболее приметны бухлер, позы (см. Бууза), архи. Обитание в юрте становится достаточно редким, но сохраняется уважение к ней как к традиционному виду жилища. В целом же традиционализм в культуре считается базой для сохранения этноса.

Лит.: Жамбалова С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX— XX вв.). — Новосибирск, 2000; Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001; Булаев В.М., Дашидондоков Ш.-Н.С. Образ жизни населения как отражение национальной самобытности (на примере бурят Вост. Заб.). — Улан-Удэ, 2002.

Константинов М.В.
Автор статьи
Янков А.Г.
Автор статьи

В этот день 21 декабря

Родился А.К.Абдрезаков
В 1912 году родился А.К.Абдрезаков, Герой Советского союза
Родилась Л.В.Аникина
В 1965 году родилась Л.В.Аникина, докт. мед. наук (1998), профессор.
Родился В.Х.Буйницкий
В 1911 году родился В.Х.Буйницкий, Герой Сов. Союза (1940), доктор географических наук, профессор (1950), засл. деятель науки и техники РСФСР, почетный работник морского флота.
Родился П.А.Кельберг
В 1818 году родился П.А.Кельберг, лекарский ученик, друг декабристов Бестужевых
Родился И.Г.Копейкин
В 1928 году родился И.Г.Копейкин, канд. вет. наук, засл. вет. врач РСФСР
Родилась А.Г.Патронова
В 1924 году родилась А.Г.Патронова, педагог, канд. ист. наук, доцент
Родился К.Н.Посьет
В 1819 году родился К.Н.Посьет, гос. деятель, морской офицер.
Родился Р.Е.Пубаев
В 1928 году родился Р.Е.Пубаев, общественный деятель, докт. ист. наук (1982)
Родился В.Ф.Пушкарёв
В 1904 году родился В.Ф.Пушкарёв, организатор гидрометеослужбы, канд. физ.-мат. наук
Родился М.Г.Филиппских
В 1924 году родился М.Г.Филиппских, разведчик, старшина
Родился Н.А.Чарторижский
В 1921 году родился Н.А.Чарторижский, врач-патологоанатом, канд. мед. наук, организатор патологоанатомической службы в Заб.
Родилась Е.А.Чиркова
В 1917 году родилась Е.А.Чиркова, засл. вет. врач РСФСР (1966).
Родилась А.П.Кузнецова
В 1912 году родилась А.П.Кузнецова, засл. учитель РСФСР (1961).
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь