логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Гэсэр

Гэсэр

ГЭСЭР (полное назв. — «Повесть о Гэсэр-хане, владыке десяти стран света»), эпический цикл устных и письменных сказаний о Гэсэр-хане в Центр. и Вост. Азии. Окончательно сложился в XVI—XVII вв. Известны тибет., монг., бур. и калм. варианты. Изучение эпоса началось в 1716 изданием в Пекине ксилографа, его семи глав на монг. яз. В России 1-е сведения о Г. обнародованы в 1776 П.С.Палласом, в Европе в 1836 — акад. Я.И.Шмидтом. В разное время его изучением занимались В.Бергман, Е.Ф.Тимковский, A.M.Позднеев, Г.Н.Потанин, Б.Я.Владимирцов, Ц.Дамдинсурэн и др. Бур. версии «Гэсэра» обнаружены в кон. XIX — нач. XX в., когда был выявлен ряд бур. селений и районов, где этот памятник бытовал в устной традиции. Особенности бур. варианта связаны с тем, что хоз. и социальные отношения бурят и ойратов продолжительное время развивались в пределах родовых общин, в стороне от воздействия объединительных тенденций, определяющих появление межплеменных гос.-экон. отношений. Созданный в доклассовую эпоху, бур. эпос утверждает идеалы коллективной, общинной жизни и равенства членов рода. Образ Гэсэра в бур. версии воплощает идеальные черты нар. богатыря, вобрав в себя этические, эстечические и филос. представления народа. Мир Г. характеризует масштабность совершающихся событий и богатство фантазий, к-рые выражены в чудесных превращениях героя, походах и подвигах богатыря, столкновениях могучих сил и природ, стихий, борьбе богоподобных героев. От монг. и Тибет. версий Г., известных только в письменной форме, бур. вариант отличается отсутствием явно выраженных следов длительного воздействия военно-феодальной и буддийской идеологий. По отношению к тюрк. эпосу среднеазиатских народов бур. вариант считается типологически более ранним. Архаичность бур. версии позволяет обнаружить под поздними напластованиями разнонациональных вариантов изначальную, мифологическую основу эпоса в целом. Ранние формы Г. зародились в глубокой древности, когда предки бурят занимались охотой, рыбной ловлей и скотоводством. На тер. современного расселения бурят достигали расцвета и приходили в упадок кочевые, полукочевые и оседлые сообщества, к-рые оказывали влияние на формирование культуры прото-бурятских племен. В эпосе наделенный эпическими чертами гл. герой, совершая земные подвиги, сохраняет свой мифический статус. Мифологическую основу Г. представляют и божества-небожители, к-рые образуют пантеон 99 высших божеств шаманизма с их враждой и распрями, борьбой темных и светлых сил. В шаманизме находят истоки и сюжеты Г., связанные с поклонением птицам, большим деревьям, борьбой мангуса и ламы, гаданием и заклинаниями. В эпосе фиксируются буддийские представления о цепи перерождений субъекта на земле в разных лицах и судьбах, что отличает их от древних взглядов о странствующей неприкаянной душе человека. Эпический пласт Г. характеризуется устойчивостью форм, законченностью эпических формул, определенной стабильностью сложившихся обобщений. В разных вариантах используются сходные сюжетные построения, с повторяющимся набором основных мотивов. Эпический мир эпоса имеет свои м-бы измерений и шкалу ценностей, ориентированные на воссоздание крупных событий из жизни народа. Идеи и образы Г. использованы Н. Балдано и Ж. Батуевым в балете «Сын земли», драме «Сердце Гэсэра», Н.Дамдиновым в лирическом цикле стихов «Тропа Гэсэра», Б.Ямпиловым в «Эпической поэме», теме «Гэсэриады» посвящены графические серии художников А.Сахаровской, Д.Пурбуева, Ч.Шонхорова и др.

Лит.: Гэсэр. Бур. нар. героический эпос. — Улан-Удэ, 1986; Коновалов П.Б. К проблеме ист. корней «Гэсэриады» // Материалы междунар. науч. конф. «Гэсэриада — духовное наследие народов Центр. Азии». — Улан-Удэ, 1995; Хундаева Е.О. Эпические сказания вост. народов // Там же; Найдаков В., Тулохонов М. Бур. героический эпос «Гэсэр» // Там же; Сэ Цэ Бухэ Чаолу. Эпос «Гэсэр» и шаманизм // Там же.

Дроботушенко А.В.
Автор статьи

В этот день 5 ноября

Родился В.Б.Балдоржиев
В 1954 году родился В.Б.Балдоржиев, прозаик, поэт, переводчик, издатель. Чл. СП России (2001).
Родился А.Ф.Воронин
Родился А.Ф.Воронин, засл. тренер РФ по велоспорту
Родилась З.М.Козлова
В 1942 году родилась З.М.Козлова, терапевт, организатор здравоохранения, засл. врач РСФСР
Родилась Л.К.Корецкая
1951 году родилась Л.К.Корецкая, доктор экономических наук (2001), доцент
Родился Ф.С.Пруткин
В 1923 году родился Ф.С.Пруткин, театральный деятель, политработник, полковник Сов. Армии, засл. работник культуры РСФСР (1970), чл. СЖ СССР (1961)
Родился О.И.Селезнёв
В 1965 году родился О.И.Селезнёв, муниципальный деятель
Родился И.А.Софронов
В 1886 году родился И.А.Софронов, краевед
Родилась В.С.Терехина
В 1928 году родилась В.С.Терехина, краевед, музейный деятель, засл. работник культуры РФ
Родился Г.Ц.Цэдашиев
В 1948 году родился Г.Ц.Цэдашиев, муниципальный деятель, засл. работник физической культуры Респ. Бурятия
Родился Г.-Д.Цэдашиев
В 1948 году родился Г.-Д.Цэдашиев, гос. и полит. деятель
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь