Поступавшие в первой половине XVII в. в Москву из далекой Даурии сообщения казаков-землепроходцев давали некоторые представления о проживавших здесь народах – мунгалах, дючерах, даурах, тунгусах. Сведения о них уточнялись, а знания конкретизировались со второй половины XVII в. благодаря отправлявшимся через Сибирь и Даурию в Китай дипломатическим миссиям, а позже и ученым-путешественникам, изучавшим земли за Байкалом.
В первых отписках землепроходцев о местных народах Даурии находим все больше сведений о туземцах Селенги, Олекмы, Камени, Тугира (Тунгира), Телембы, Шилки, Нерчи и Амура. Нас же интересуют группы тунгусов, которые кочевали в Приаргунье, по долинам рр. Урюмкан, Уров, Газимур, Урулюнгуй, Будюмкан. Значительно больше сведений о тунгусах, как в целом всех земель Даурии, так и в частности Приаргунья, содержатся в сообщениях находившихся на русской службе иностранных дипломатов и трудах ученых-путешественников, тоже иностранцев, исследовавших земли за Байкалом на пользу русской науке.
Николай Спафарий, возглавлявший посольство в Китай в 1675–1678 гг., отмечал, что по р. Гайтимур (Газимур?) кочуют мунгалы и тунгусы [Записки…, 2007, с. 75]. Оставили описание тунгусов и проследовавшие в 1695 г. через Забайкалье в Китай иностранные дипломаты Избрант Идес и Адам Брант. Если Спафарий лишь упоминает об ангарских и аргунских тунгусах, то Идес дает полное описание групп, у которых он останавливался: ангарских, еравнинских, нерчинских и аргунских. О последних он писал, что в Приаргунье, где каменистые и лесистые горы перемежаются широкими долинами и мелкими речками, тунгусы обитают повсюду, главным образом по рекам, и платят ясак русским [Там же, с. 116].
Идес добавляет: «Я видел также в горах (в Приаргунье. – Прим. авт.) много тунгусских могильников, покрытых множеством камней. Возле них стояли большие столбы, на которых лежали тела павших и сгнивших лошадей...» [Там же, с. 117]. Спустя лишь три года побывавший в Даурии в составе китайского посольства на Нерчинской конференции иезуит Жан-Франсуа Жербильон также отметил, что в лесистых местах по р. Аргунь живут племена, которые москвитяне называют тунгусами, а маньчжуры – орочонами. Кроме охоты на соболей, горностаев, черных лисиц, лосей, мясом которых питаются, они занимаются рыболовством. Хижины свои покрывают кожами лосей и северных оленей [Алексеев, 1941, с. 481].
В интересующих нас районах Приаргунья в 1735–1737 гг. в рамках континентальных исследований Второй Камчатской экспедиции В. Беринга провел изыскания академик Петербургской Академии наук Герард Фридрих Миллер [Постников, 2014, с. 95, 96]. Отмечая, что в аргунских местах живут тунгусы, Миллер дает названия тунгусских родов, что до него делалось редко. «К Аргунскому острогу относятся: род дулар (28 человек), род баягир (или байегир) (39 человек)», который кочует «в верхнем и среднем течении реки Газимур, впадающей в Аргунь», «род колтагир (10 человек). Эти три рода живут ниже острога, в местности, где в Аргунь впадают реки Уров и Урумкан, и на Аргуни, а иногда также выше острога, вплоть до серебряных заводов» [Записки..., 2007, с. 162, 163]. Он же сообщает, что на Аргуни также кочуют дуликагиры, конуры – в районе речки Уруленгуй (Урулюнгуй) [Там же, с. 164].
Под руководством Миллера в Забайкалье изучением тунгусов разных районов Даурии занимались С.П. Крашенинников, И.Г. Гмелин, позже – экспедиция немецкого ученого, состоявшего на русской службе, П.С. Палласа и др. Их исследования позволили другому ученому, Иоганну Готлибу Георги, прошедшему в экспедициях почти все земли Сибири, Прибайкалья и Забайкалья (изучением Забайкалья он занимался в 1770–1774 гг.), представить первую сводную работу о народах Сибири. Его монументальная книга «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» вышла вначале на немецком языке в Санкт-Петербурге в 1776–1780 гг., позже публиковалась на русском. Разумеется, описания тех или иных сторон жизни тунгусов, данные И. Г. Георги и основанные на общих о них сведениях, можно отнести и к аргунским группам тунгусов, особенно касающихся их общего облика, рыболовства, звероловства, жилища и одежды и других черт социума.
Некоторые сведения о тунгусах Аргуни содержатся в книге Г. В. де Геннина «Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735» (М., 1937). Автор пишет, что в аргунских местах проживают тунгусы и охотятся на разного зверя: «збираясь многолюдством ис тунгусов юртами сот по пяти, верхами и, окружа их и стесня, стреляют из луков и огненного ружья. Те тунгусы, подданные Российской империи, ясашные, живут кочевьями, рогатым и конным скотом довольны и соболей ловят ловушками разных маниров, а не стрельбою, а белку стрельбой из луков и из винтовок» [Записки..., 2007, с. 183]. В 1843–1844 гг. крупные исследования по тунгусам провел А.Ф. Миддендорф, затронув эвенков (тунгусов) верховьев Амура, pp. Шилка и Аргунь. И после него этот даурский народ был научным интересом многих исследователей (В.П. Паршин, Н.В. Кирилов, П. А. Ровинский, А.Н. Добромыслов, М. П. Сафьянников, П. Шимкевич, СМ. Широкогоров и др.), продолживших обширное направление этнографии – тунгусоведение. Разумеется, в круг их интересов входили и те эвенки, которые проживали на землях Приаргунья.
Верстка сайта Vesna