логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Агинский дацан

Агинский дацан

+1

АГИНСКИЙ ДАЦАН (тибет. назв. – Чойдэ Ченбо Дэчен Лхундублинг), действующий буддийский монастырь, объект культурного наследия федерального значения (Указ Президента РФ № 176 от 20.2.1995). Расположен в с. Амитхаша в 7 км к сев.-зап. от пгт Агинское. Основан в 1811, первоначально существовал как войлочный дуган. История формирования арх. облика А. д. отразила основные этапы становления и развития культового зодчества у бурят в 18–19 вв. Первый каменный Цокчен-дуган (гл. соборный храм) возводился рус. мастером «без плана». Общая конструкция 1-главой православной церкви была приспособлена под ламаистский храм, к-рый строился в 1811–16. Его божествами-хранителями (бур. сахъюсан) стали Джамсаран и Лхамо. Первоначально А. д. состоял из Цокчен-дугана и 4 аймачных сумэ: Чойра (Дара-Эхэ, 1811), Дуйнхор (1811), Манла (1816), Гунгриг (1816). В период 1879–86 осуществлено стр-во нового Цокчен-дугана. В 1897 произведен ремонт железной крыши. В 1915 обновлялись угловые деревянные украшения. В 1895–1903 было разрешено расширить уже существующие малые храмы и санкционировано стр-во новых; в результате их общее кол-во достигло 13. В богослужениях принимали участие до 700 лам, начиная от шэрээтэ и кончая нештатным гелонгом. Кроме того, в комплекс А. д. входили и 4 аймачных сумэ, сначала располагавшиеся внутри общей монастырской ограды, а с кон. 19 в. за ее пределами. В отличие от культовых строений, предназначавшихся для верующих всего прихода, аймачные сумэ имели статус «частных» храмов определенного района – «приходского аймака». В кон. 19 в. дацан был широко известен за пределами Заб. своей мед., философской и астрологической школами. Славилась его печатня (Барай-сумэ), в к-рой хранилось более 40 тыс. ксилографических досок с тибет. и монг. текстами, а также деревянные клише с рисунками для книг и культовыми изображениями. Это позволило дацану издать все основные учебники для буддийских школ: цаннит, манба, чжуд и дуйнхор, тогда как др. дацаны Заб. имели матрицы учеб. лит. только для школ цаннит и манба. Здесь также издавались азбука, пособия по грамматике и тибет.-монг. словари, ритуальные тексты бытовой обрядности на тибет. и монг. яз. для лам и мирян, популярная лит. на монг. яз. для буддийского просвещения и воспитания прихожан. В кон. 1930-х дацан был закрыт, большинство зданий разобрано, а уцелевшие использовались в «светских» целях (в гл. храме размещались туберкулезный и наркологический диспансеры). В 1940 на тер. монастыря временно размещена воинская часть. Принадлежавшие монастырю предметы культа и религиозного искусства пополнили экспозиции и фонды музеев Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ; оставшееся имущество подверглось разграблению. В 1946 дацан был открыт вновь. В 1990 по настоятельному требованию жителей Агинск. Бур. авт. окр. он вновь обрел свое здание. В этом же году из Санкт-Петербурга вернулись статуя Майдари и ок. 250 культовых вещей. В 1991 дацан посетил и освятил Его Святейшество Далай-лама XIV Тенцин Гьямцхо. В янв. 2004 после 70-летнего перерыва и 10-летней реставрации в Цокчен-дугане (гл. соборном храме) проведен 1-й хурал. В 2005 полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндум Шодон». Построены дуганы Зула и «Восемь священных ступ». На тер. А. д. функционирует духовное профессиональное образовательное учреждение «Агинск. буддийская академия». В 2014 пожаром уничтожена большая часть Цокчен-дугана. За счет собранных пожертвований в короткие сроки ЗАОр «НП Читагражданпроект» разработана проектно-сметная документация по восстановлению. В 2015 за счет средств федеральной целевой программы «Культура России» начаты работы.

Лит.: Ламаизм в Бурятии. XVIII – нач. XX в. Структура и соц. роль культовой системы. – Новосибирск, 1983; Жамсуева Д.С. Агинск. дацаны как памятники истории и культуры. – Улан-Удэ, 2001; Она же. Агинск. дацан // Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.

Источник: Малая энциклопедия Забайкалья: Архитектура и строительство. – Новосибирск, 2016.

Жамсуева Д.С.
Автор статьи

В этот день 3 июля

Родился В.В.Алексеев
В 1934 году родился В.В.Алексеев, докт. ист. наук (1974), профессор (1979), акад. РАН (1997).
Родился Г.С.Бордонский
В 1946 году родился Г.С.Бордонский, радиофизик, докт. физ.-мат. наук (1994), профессор (1999), засл. деятель науки и техники Чит. обл. (1997).
Родился Ю.П.Коберский
В 1944 году родился Ю.П.Коберский, гос. деятель, засл. юрист РФ (1995), гос. советник юстиции 2-го класса (2001).
Родился Б.Б.Намсараев
В 1943 году родился Б.Б.Намсараев, докт. биол. наук (1992), профессор, акад. Междунар. академии информатизации
Родился А.Н.Пепеляев
В 1891 году родился А.Н.Пепеляев, генерал-лейтенант, один из рук. Белого движения в Сиб.
Родился В.А.Пляскин
В 1929 году родился В.А.Пляскин, почетный гражданин Читы (1983), почетный железнодорожник (1981).
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь