Категории:
Обо. Фото Ф.Н.Машечко
Обо

ОБО, обоо (бур. – дословно «куча, груда, насыпь»), культовые места у бурят. В наиболее традиционной (архаичной) форме представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Камни, ленточки, флажки являются формой подношения, их дополняют монеты, гильзы, спички, конфеты и т.д. О. располагаются в приметных местах, в т.ч. вдоль дорог и троп на перевалах, вершинах сопок, на берегах рек, озер, у ключей-аршанов. Отражают шаманистическое поклонение бурят местным духам (орон дэлэхэй), родовым или тер., иначе – хозяевам. У каждого О. свой хозяин, некоторым из них придается межплеменное или общебурятское значение. Хозяева О. – это или божества небесного происхождения, или духи умерших родовых шаманов, а также именитых сородичей. Считается, что от них зависят погодные условия, урожаи, травостой, здоровье, хоз. и материальное благополучие людей. Здесь совершаются обрядовые действия, адресованные хозяину не только данного, но и соседних О., наиболее распространенное – обрызгивание пространства около О. «по сторонам света» молочной (тарасун) или обычной водкой. Культ О. уходит корнями в эпоху ранних кочевников (см. Культура плиточных могил) и связан с шаманизмом, с распространением буддизма имели случаи их уничтожения ламами. В наст. время в пределах Заб. О. чаще всего включены в буддийскую обрядность. В рамках буддизма О. получили усложненную форму вплоть до многочисленных сооружений белого цвета. Представляет интерес тот факт, что сакральные буддистские надписи «Ом мани падме хум» (см. Халяртинский культовый объект), высеченные или выполненные краской, дополняются традиционными О. и совпадают по месторасположению с древними наскальными рисунками (см. Петроглифы). Как особый случай следует отметить сохранение шаманских О. в противовес буддизму, что наблюдается у бурят отдаленного бур. с. Семиозерье в верховьях р. Чикой. Бур. О., особенно придорожные, пользуются известностью у забайкальцев разного этнического происхождения, что проявляется в скромных подношениях «на счастье, удачу и добрую дорогу». Встречи с О. на горных перевалах и опасных тропах описаны П.А.Кропоткиным, А.А.Черкасовым. Одно из первых сообщений о вере местных жителей в хозяина (бурхана) г. Сохондо принадлежит Н. П. Соколову, поднявшемуся сюда в 1772. Бурхан, как сообщил путешественнику проводник, творит погоду и не пускает людей на гору. Многочисленны топонимы, содержащие компоненты обо, обоо, обон, такие, например, как гг. Цаган-Обо, Хан-Обо, Ундерей-Обоо, хр. Обон и Обон-Цаган.

Лит.: Герасимова К. М. Культ обо как дополнительный материал для изучения этнических процессов в Бурятии // Этнографический сб. – Улан-Удэ, 1969. – Вып. 5; Манжигеев И. А. Бур. шаманистические и дошаманистические термины. – М., 1978; Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. – Новосибирск, 1987; Дугаров Д. С. Ист. корни белого шаманства. – М., 1991; Тумунов Ж. Т. Ага и агинцы. – Улан-Удэ, 1993; Нацов Г. Д. Материалы по истории и культуре бурят. – Улан-Удэ, 1995. – Ч. 1.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края