Категории:
Халяртинский культовый объект. Фото Ю.В.Жеребцова
Халяртинский культовый объект

ХАЛЯРТИНСКИЙ КУЛЬТОВЫЙ ОБЪЕКТ. Открыт экспедицией ЧГПИ в 1971. Расположен в окрест. с. Халярта Хилокского р-на, на берегу р. Толбага, левостороннем притоке Хилка. Связан со скалой, на одном из специально подготовленных блоков искусно вытесаны рельефы. На основной плоскости надпись: «Ом мани падме хум» – магическая мантра, состоящая из 6 самостоятельных слогов, самая популярная во всех буддийских странах. По мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах III в. н. э. Большинство рядовых буддистов трактуют ее как «О, сокровище на лотосе» (вариант восхваления Будды), однако высшие слои буддийского духовенства (особенно последователи Ваджраяны) вкладывают в нее глубокий сакральный смысл. Каждый из 6 слогов ассоциируется с одним из 6 миров. Но только простого повторения слогов недостаточно, оно должно сопровождаться медитацией – созерцанием цветовой гаммы слогов, а также их философской сути, при этом каждый слог ассоциируется с определенным бодхисаттвой. На боковой плоскости – изображение ступы (санс. чатья; тиб. чортеня; бур. субурган) и знака «десяти могуществ», известного как «Намчувангдан». Мистическая монограмма «Намчувангдан» изображалась на книгах, крышках сундуков и амулетниц, в центре «победоносных знамен», на субурханах. Согласно преданию, она была изображена на воротах известного буддийского монастыря Наланда. Эта формула играет большую роль в системе Калачакра и заключает в себе символику макрокосма и микрокосма. Здесь же на свободном месте в технике графитти – крупное изображение православного креста с текстом: «Господи Иисусе Помилуй нас Всех Много лет 1913 г.». По сведениям, полученным от местных жителей, рельеф создавался рус. каменотесами, производившими жернова, к-рые обнаруживаются рядом, под скалой. Основная плоскость обращена в полуденную сторону, перед ней распавшаяся куча камней – вариант архаичного обо. Над рельефами нависает фигурный скальный блок, похожий на черепаху. В целом Х. к. о. может быть оценен как буддистский храм под открытым небом с шаманистическими элементами и толерантным соседством с православными символами. Х. к. о. действовал в основном в кон. XIX – нач. XX в., но и ныне посещается бурятами из соседнего с. Зугмара.

Лит.: Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. – М., 1977; Ламаизм в Бурятии. XVIII – нач. ХХ в. Структура и социальная роль культовой системы. – Новосибирск, 1983; Жеребцов Ю. В. Малые культовые объекты бур. ламаизма на тер. Юго-Зап. Заб. // Orient. Альманах. – СПб., 1992. – Вып. 1; Буддизм и Россия. – СПб., 1992.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края