Категории:
Гусиноозёрский дацан
Цугольский дацан. Начало XX в.
Ламы Гусиноозёрского дацана в масках богов на празднике Цам. Пляска богов
Алтарная скульптура Будды-Майдари в Агинском дацане. Фото С.Доржиева
Глава традиционной буддийской Сангхи России Д.Аюшиев в Бурсомонском дугане. 2002 г. Фото М.В.Константинова
Майдари-хурал в Агинском дацане. Фото Д.Цыбеновой
Бурсомонский дуган: старое и новое здания. Фото М.В.Константинова
Цугольский дацан. Фото А.В.Корсуна
Молебен Далай-Ламы XIV на Алханае
Буддизм

БУДДИЗМ, древнейшая из мировых религий, получившая назв. от имени, а точнее – почетного титула ее основателя – Будды (просветленный). Будда Шакья-Муни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии. Самой влиятельной религией древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла в основном из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Б. с момента возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на варны. На тер. Индии существовало множество небольших гос-в. По общественно-политическому устройству это были либо племенные республики, либо монархии, враждовавшие между собой. К концу жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь гос-вами Магадха и Кошала. В то время появилось множество аскетов – людей, не имевших собственности и живших подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и зарождались новые религиозные идеи, согласно к-рым смысл жизни заключается не в привязанности к вещам, месту, людям, а в сосредоточении на внутреннем мире, совершенствовании духовных усилий.

Б. впервые обратился к человеку как к личности. Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства. Для Б. в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом «брахман» Будда называет любого благородного и мудрого человека, независимо от его происхождения. Как и др. религии, Б. обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая ее чем-то вечным и неизменным, Б. не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения Б. – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек (сансара). Б. учит, что сущность человека неизменна; под влиянием поступков меняется лишь его бытие и восприятие мира. Поступая плохо, человек пожинает болезни, бедность, унижения. поступая хорошо, вкушает радость и умиротворенность. Таков закон кармы (морального воздаяния), определяющий человеческую участь и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Этот закон составляет механизм сансары, к-рый называется бхавачакра – «колесо жизни» (оно же круговорот бытия, или круг сансары). Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение (авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют сознание (виджняна); сознание определяет характер намарупы – физического и психического облика человека; намарупа способствует формированию шести чувств (аятана) – зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает само чувство (ведана), а затем желание (тришна), к-рое в свою очередь порождает привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о чем мыслит человек. Привязанность приводит к вхождению в существование (бхава), следствием чего является рождение (джати). А рождение неизбежно влечет за собой старость и смерть. Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляют свой кармический след, к-рый приводит человека к следующему воплощению. Цель буддиста – жить так, чтобы оставлять как можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний. Высшую цель религиозной жизни Б. видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Состояние человека, достигшего освобождения, называется нирваной, под к-рой понимается покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей – всего того, что составляет жизнь обычного человека. Это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

Б. не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во множество богов) религиям. Будда не отрицает существования богов и др. сверхъестественных существ (демонов, духов, cозданий ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного – избавиться от перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и др. существам нужно родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появляться высшие духовные существа: будды – люди, достигшие просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы – те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи др. созданиям. Будды не могут создавать мир, управлять стихиями; они, как правило, не могут карать грешников или награждать праведников. Б. не признает провидения и подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий в неустанной сознательной работе над собой.

По преданию, через год после смерти Будды 500 его последователей собрались, чтобы записать то, что они узнали от учителя и сохранили в своей памяти. Монах Упали пересказал все, что он слышал о дисциплине: правилах приема в сангху и исключения из нее, нормах, регулирующих образ жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Все это было объединено в свод текстов, получивших назв. «Виная Питака» («корзина дисциплины»). Все, что Будда говорил по поводу самого учения и методов религиозной практики, пересказал его ближайший ученик Ананда. Эти тексты вошли в «Сутра Питаку» («корзину бесед»). Затем присутствовавшие монахи пропели содержание канона. Это собрание буддистов получило назв. 1-й буд. сангхи (буквально – «спевка»), или собора. По некоторым версиям, в нем принимал участие царь Аджаташатру. Считается, что на 1-м соборе была канонизирована и 3-я часть учения «Абхидхарма питака» («корзина Абхидхармы») – систематическое филос. изложение учения. Будда не оставил духовного наследника, полагаясь на то, что община будет просто следовать его предписаниям. Однако между чл. сангхи возникли серьезные разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за смягчение и даже отмену жестких границ, отделяющих сангху от остального общества, в то время как др. настаивали на их сохранении. Уже в 4 в. до н.э. это привело к расколу сангхи на махасангхику (большую общину), объединявшую сторонников большего «обмирщения» буд. общины, и стхавираваду, или тхераваду (учение старейшин), сторонники к-рой придерживались более консервативных взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений Б.) считают, что раскол произошел на 2-м буд. соборе в Вайшали, через 100 лет после 1-го.

С появлением династий Маурья, особенно в эпоху правления царя Ашока (3 в. до н.э.), Б. из учения монашеских общин превращается в своего рода гос. религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял правила буд. морали. При нем в Б. появилось множество сект и школ. В это же время состоялся 3-й собор в Паталипутре, на к-ром были осуждены учения некоторых буд. школ, а школа Тхеравады получила поддержку царя. В этот период был создан буд. канон «типитака» (на яз. пали), или «трипитака» (на санскрите), что означает «три корзины». После смерти царя Ашока и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, центр Б. переместился на о. Шри-Ланка. В течение 3 последующих веков Б. превратился во влиятельную религиозную силу на всей тер. Индии, а во времена династии Сатаваханов распространился в Центр. Азии. В эпоху правления Канишки (1–2 вв. н.э.) влияние этой религии достигло сев. границ Индии и юга Ср. Азии (Кушанская империя), а также Китая.

Первые сведения о Б. в Заб. относятся к 13 в., ко времени правления великого монг. хана Хубилая, внука Чингисхана. Археол. доказательством этого является погребение мальчика-ламы близ Хирхиринского городища на г. Окошки (см. Буддийские элементы в средневековых памятниках). В 1577 был опубликован религиозный манифест «Арбан Буаны цааз» – «Закон учения Будды, обладающего десятью добродетелями», что содействовало распространению Б. среди бурят. В 1741 вышел указ императрицы Елизаветы Петровны, узаконивший и регламентировавший деятельность буд. монастырей. В том же году построен Цонгольский дацан, настоятель к-рого Иркутской губернской адм. в 1764 возведен в достоинство пандито-хамбо-ламы – духовного гл. бур. ламства. В Вост. Заб. отстраивались и активно действовали дацаны (см. Цугольский дацан, Агинский дацан, Гунэйский дацан, Зугалайский дацан, Узонский дацан) и ряд дуганов, в т.ч. чиндалейский. Получили распространение буд. праздники – хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них Майдари и Цам, приходившиеся на летние месяцы, а также Сурхарбан. В кон. зимы – нач. весны праздновался белый месяц (цагаан сар), к-рый считался началом нового года. В 1853 утверждено «Положение о ламайском духовенстве в Вост. Сиб.», к-рым определялось допустимое число дацанов и лам, порядок их комплектования и принципы управления церковью. С того времени Б. в его сев. форме нередко определялся как ламаизм. Б. стал важным фактором формирования образа жизни, нац. психологии и нравственности, с ним связаны распространение тибет. и монг. письменности и грамоты, развитие науки, лит., искусства, зодчества, ремесел и нар. промыслов. В дацанах работали богословские школы: цаннит (чойра) (см. Цаннитские школы), чжуд, манба, дуйнхор, достаточно высокого уровня достигли книгопечатание, различные виды прикладного искусства, богословие, переводческо-издательское дело, выпускалась художественная лит.

Развитие Б. в Заб. было прервано вмешательством тоталитарного гос-ва сов. времени. К кон. 1930-х дацаны были закрыты. Отчасти буд. ценности тайно сохранялись в бур. семьях. Большинство священнослужителей подверглось репрессиям. Во время перестройки, т.е. во 2-й пол. 1980-х, началась реабилитация Б. С 1990-х стали восстанавливаться храмовые комплексы Агинск. и Цугольского дацанов.

На 2008 в Заб. кр. и Респ. Бурятия работают 32 дацана, из них 5 – в Агинск. Бур. окр. Действуют также дуганы (сумэ). Возрождаются старые и возводятся новые субурганы (ступы). Обновляются ритуальные надписи на скалах и камнях. Большое значение приобрели буд. ценности природно-культового комплекса Алханай. Получает новое развитие и осмысление культ обо. В Агинск. дацане действует Агинская буддийская академия. Современные буддисты России и Монголии отказались от использования понятия «ламаизм», подчеркивая тем самым единство буд. веры.

Лит.: Владимирцов Б. Я. Буддизм в Тибете и Монголии. – СПб., 1919; Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. – М., 1973; Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. – М., 1975; Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края