Категории:
Цугольский дацан. Начало XX в.
Цугольский дацан. Фото А.В.Корсуна
Цугольский дацан

ЦУГОЛЬСКИЙ ДАЦАН (тибет. назв. – Даши Чойнполинг). Согласно официальным ист., основан в 1801 как войлочный дуган бур. родами харгана, хуацай и галзут близ хр. Урдунуй. Божество-хранитель Ц. д. – Чойжал. В ответ на ходатайство прихожан нач. Нерчинского окр. в 1827 разрешил стр-во деревянных зданий гл. храма и сумэ. Цокчен-дуган и Найдан-сумэ были возведены в том же году, а Майдари-сумэ, Дэмчок-сумэ и Гунриг-сумэ в 1831. Четыре малых храма были родовыми (аймачными): Найдан и Дэмчок (харгана), Гунриг (хуацай), Махагала (галзут). Общим для всего прихода, кроме гл. кумирни, первоначально являлось Майдари-сумэ, затем сформировались др. Первое стационарное здание Ц. д., возведенное в 1854, судя по проекту, – квадратное в основании и 1-этажное сооружение, но с тремя главами в виде башенок, имевших окна. Однако есть сведения о том, что с 1831 по 1836 шло стр-во 3-этажного деревянного здания, на хурал освящения к-рого собралось более 200 лам и 3 тыс. прихожан. С сер. 1850-х началась длительная переписка с губ. адм. о разрешении построить каменный гл. храм. Генерал-губернатор удовлетворил ходатайство цугольцев только в 1864, утвердив чертеж. Строительные работы завершились в 1869, но в 1887 дацан сгорел и его восстановили лишь в 1889 «на остатках каменного основания». Строителем храма был шанзодба Шойбон Намсараев. Сравнение чертежа 1854 с фотографиями дацана, снятыми в нач. XX в., позволяет сделать вывод об идентичности конструкции. Филос. школа цаннит открылась в 1845, но поначалу не имела специального здания, для занятий использовалось аймачное сумэ Найдан. Вопрос о стр-ве цаннит-дуняна решился в 1897. Приблизительно на одной линии с ним, сев. цогчен-дугана, располагалось Майдари-сумэ, представлявшее собой 2-этажное здание с железной крышей, на каменном фундаменте, построенное после получения в 1897 соответствующего разрешения. Неясной остается история основания Манба-дугана, каменного и 2-этажного. В 1866 цугольцам не разрешили построить «молитвенный дом во имя бога Оточи», но, вероятно, его все-таки возвели, оформив в 1877 как дар агинск. тайши Тугултура Тобоева «на помин души своего сына – ламы Цугольского дацана» Г.-Ж. Тугултурова. В помещение проникала сырость, поэтому ламы ходатайствовали о сооружении деревянной пристройки. Проект датирован 1914, но фактически осуществлен раньше официального разрешения. В кон. XIX в. перестраивались аймачные сумэ Дэмчок и Гунриг, в 1911 построено Арьябало-сумэ для хурала маани. В 1913 род галзут основал свое аймачное сумэ Махагала. Ц. д. был известен, прежде всего, тем, что именно тут были открыты 1-е бур. школы цаннит и манба, ученики к-рых стали потом основателями др. бур. дацанов и учите-лями в них. О возросшем авторитете его духовенства можно судить по факту появления здесь 1-го на тер. заб. буддийских монастырей перерожденца – ганжирвы-гэгэна (бур. – хубилгана). Ц. д. на нач. XX в. насчитывал 12 основных храмов и более 10 вспомогательных построек. На нач. 2000-х сохранилось только три здания, в т.ч. и гл. соборный храм. Его архитектурный облик представляет собой эталон бур. культового зодчества, своеобразие к-рого заключается в синтезе рус., тибет., монг. и кит. традиций. В 1936 Ц. д. был закрыт, предметы культа вывезены, строения переданы воинским частям. В 1988 возвращен буддийской общине.

Ист.: ГАЧО, ф. 1, оп. 1, д. 2, 153, 180; ф. 19, оп. 2, д. 10.

Лит.: Ламаизм в Бурятии. XVIII – нач. ХХ в. Структура и социальная роль культовой системы. – Новосибирск, 1983; Буддизм: Словарь. – М., 1992; Жамсуева Д. С. Агинск. дацаны как памятники истории и культуры. – Улан-Удэ, 2001; Она же. Агинск. дацаны как памятники истории и культуры. – Улан-Удэ, 2001; Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края