логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Сретенск /
  • Вехи истории школьного образования

Вехи истории школьного образования

Первая школа в Забайкалье начала работать в 1724 г. в с. Нерчинский Завод и имела профессиональный уклон – готовила горнозаводских рабочих. [Константинова, 2004, с. 65]. В Сретенске, как и во многих провинциальных городах, до второй половины XIX в. обучение детей грамоте находилось в руках частных «мастеров»: писцов, подьячих, церковнослужителей и просто грамотных людей, в том числе и ссыльных. Обучение носило примитивный характер и было направлено на приобретение в основном практически-прикладной грамотности (умение читать, писать и считать).

В феврале 1833 г. в Сретенск на поселение прибыл декабрист Александр Иванович Вегелин. В своем письме сестре С.И. Засс от 30 мая 1833 г. он написал: «Встаю очень рано, почти с восходом солнца, и, напившись чаю, приведя в комнате все в порядок, занимаюсь до самого обеда обучением российской грамоте мальчика, который мне прислуживает. Неимоверно какие способности и прилежание он имеет. Представь, что в три месяца выучился он весьма порядочно читать, знает четыре правила арифметики, пишет же так хорошо, что я не смею взять перо в руки для поправления, а только словами указываю на неправильность букв…» Этот мальчик, Александр Иванович Шайдуров, был сыном волостного головы. Вероятно, в Сретенске до приезда Вегелина и после его отъезда школ не было, иначе волостной голова не отдал бы сына в обучение декабристу, зная о запрете им заниматься обучением детей [Советское Забайкалье, 1990, № 111].

Состоявшийся в 1863 г. учительский съезд школ Восточной Сибири вынес решение, в котором, в частности, говорилось о том, что для того чтобы убедить крестьянина в пользе школы, детей надо учить не только читать, писать и считать, но и ремеслу, и практическим навыкам хозяйствования [Там же].

В 1890 г. в Сретенске была открыта первая школа – 1-классное училище (в этот период понятия «школа» вообще не было). Здание было построено на средства купца и промышленника И.Е. Шустова, находилось на углу улицы Средней и Штейновского переулка, в самом центре станицы. Шустов взял ее на полное содержание, оплачивая труд учителя, уборщицы и истопника. В программу обучения входили: Закон Божий, церковно-славянский язык, чистописание, пение, чтение, письмо, счисление (арифметика). Дети учились выразительно читать, пересказывать прочитанное, считать устно и решать задачи.

В 1892 г. Станичное правление взяло учебное заведение на полное содержание, открыло в нем еще один класс (4-й). Так училище стало 2-классным. Ученики стали дополнительно изучать естествознание, географию и историю России, геометрию, физику. В 1893 г. станицу Сретенскую посетил военный губернатор Забайкальской области Е.О. Мациевский. В своих заметках он отметил, что осмотрел церковь и 2-классное училище с ремесленным отделением, в котором обучался 41 воспитанник [Советское Забайкалье, 1990, № 112].

В 1897 г. Министерство путей сообщения открыло 1-классное училище на 50 учеников в железнодорожном поселке (современная ст. Сретенск). В 1905 г. 2-классное училище было преобразовано в 3-классное, в 1906 г. – в 4-классное. В это же время организовано женское 2-классное училище, которое разместилось в 2-этажном деревянном здании на углу Штейнского переулка и Верхней улицы. Сретенский промышленник З.Я. Андоверов рядом со своими заводами построил здание для 2-классного училища, в котором обучались только дети рабочих, и содержал его на собственные средства.

Член первого Сретенского Совета Игнатий Андреевич Касьянов вспоминал: «Моя мать очень хотела, чтобы я получил хоть маломальское образование. Но школы в Фарково не было. И пошла она к купцу Андоверову, в ногах у него валялась, слезами вымаливала согласие, чтобы взял меня в школу. Взял-таки купец меня в школу, хотя и жил я в деревне, и никто из родных не работал на андоверовских заводах. Вот так и получил я начальное образование. [Там же].

Столь быстрое увеличение количества школ в Сретенске было вызвано бурным ростом торговли и строительством железной дороги. К 1914 г. насчитывалось несколько учебных заведений: 4-классное высшее начальное, женское 2-классное училища, 2-классное на заводе Андоверова, два 1-классных в Муравьевском затоне и в железнодорожном поселке, три церковно-приходских школы, еврейская школа при синагоге. В станице обучалось 700 человек. Среди населения грамотными были 1356 мужчин и 635 женщин (57,6 %).

Обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума, который считался покровителем учащихся. Поведение и успеваемость учащихся оценивались следующим образом: «отлично», «очень хорошо», «хорошо», «изрядно», «средственно». В конце XIX в. перешли на 5-балльную систему. Поведение оценивалось как «дурное», «заслуживающее строгого порицания», «не заслуживающее строгого порицания», «хорошее», «отличное» и определялось также по 5-балльной системе.

В 1906 г. на Сретенском станичном сборе казаки решили открыть еще одно 4-классное высшее начальное училище и построить для него здание. Предполагалось принимать на каждые десять учеников девять казачьих детей и одного из разночинцев. Также были определены размеры стипендий. В течение четырех лет собрали средства на строительство – 60 тыс. р. В 1910 г. началось возведение кирпичного 2-этажного здания на Атаманской площади (в настоящее время в нем располагается педагогический колледж). В августе 1912 г. здание было построено и в нем начались занятия.

В мае 1917 г. по настоянию П.П. Титова и А.К. Белявского открылась министерская смешанная гимназия (давала 9-летнее образование). Вскоре были организованы общественная гимназия для первых четырех классов и среднее учебное заведение – учительская семинария.

В августе 1920 г. отдел народного образования, которым руководил Я.С. Попов, создал чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Старшие семинаристы и гимназисты, отдел по работе с женщинами обучали грамоте взрослых и детей на предприятиях, в школах, клубах и в домашних условиях.

Г.Ф. Кунгуров, выпускник учительской семинарии, известный сибирский писатель, в своих воспоминаниях писал: «Великий Октябрь все перевернул. Мать пошла учиться в школу ликбеза. Отец отреагировал, как топором вбил гвозди: «На преклоне лет ударила бабе в голову блажь. В избе все стоит и едет, а она уткнула нос в книгу». Мать не отступила, отец смирился. Самое незабываемое – серая бумажка, но от нее сияет: удостоверение об окончании школы ликбеза Христиньей Ванифатовной Кунгуровой. Без надобности такую бумажку не дадут. Вскоре мать – неугомонная активистка женотдела, а в доме новое изделие отца – полка для книг» [Советское Забайкалье, 1990, № 113].

С 1921 г. в школе 2-й ступени стала работать воспитанница Петербургских высших Бестужевских курсов Милица Васильевна Кузьмина. В своих воспоминаниях она пишет: «Осенью 1921 г. я приехала в Сретенск. Когда вышла из вагона, заметила, что дальше железнодорожного пути нет. Рельсы упираются в гору. Куда я заехала?! Огляделась. Увидела Шилку в окружении синих гор, и красота природы успокоила меня. Когда я стала работать в школе, я вела русский язык, литературу и психологию. Когда спрашивали, что побудило меня приехать в такую глушь, где 60-градусные морозы, я отвечала, что хочу по¬служить своему народу в далеком Забайкалье. Время было тяжелое, только скудный паек, но на душе было радостно и светло, полно надежд на будущее. Тяга народа к образованию была огромная!» [МАСР, ф. Р-306, оп. 1, д. 22]. Впоследствии М.В. Кузьмина работала заместителем наркома просвещения Н.К. Крупской.

К 1927 г. в Сретенске действовали железнодорожная школа 1-й ступени; школа 1-й ступени в Муравьевском затоне; еврейская школа; три школы 1-й ступени в городе; школа 2-й ступени; педкурсы с образцовой школой 1-й ступени.

В 1920-е гг. в Сретенске, как и по всей стране, были созданы комсомольские и пионерские отряды, которые активно участвовали в процессе ликвидации безграмотности. В 1930-е гг. в результате систематического притока рабочих семей железнодорожников, водного транспорта и военнослужащих практически при всех школах города открылись вечерние школы (школы взрослых). Обучение в них проводилось в две смены: с 7 часов вечера до 12 часов ночи. Опоздания и пропуски не допускались.

16 февраля 1933 г. сгорела школа 2-й ступени, погибли несколько учащихся. В 1936 г. в городских школах обучалось 1427 учеников. К этому времени был осуществлен переход на всеобщее начальное и обязательное 7-летнее образование. В 1940-е гг. в Сретенске работали десять начальных, средняя и 7-летняя школы. Открылся районный педагогический кабинет с целью оказания методической помощи учителям (методисты И.Р. Мартынов и Т.М. Суханова).

В годы Великой Отечественной войны ученики и учителя школ города, как и вся страна, не остались в стороне. Отпуска учителям не давали. Летом они работали на детской площадке, ремонтировали школу, заготавливали дрова, отправляли на фронт вместе с учениками вязаные варежки, табак, кисеты. Хлеб выдавался строго по норме (600 г). В 1949 г. в числе учителей города орденом Ленина награждены А.Г. Вегенер и К.Г. Оверина; орденом «Знак Почета» – П.Я. Загибалов и И.Р. Мартынов; более 10 человек – медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». В 1950 г. ордена «Знак Почета» удостоены Е.Л. Макарова и Н.Н. Потапова; медали «За трудовую доблесть» – К.П. Ваулин, А.С. Зеленова, Е.И. Зимина; медали «За трудовое отличие» – А.А. Наделяева, М.А. Сорокина, Н.И. Терехина, Р.С. Тонких.

В 1953 г. заведующим районо стала заслуженный учитель школы РСФСР М.Ф. Беспалова, которая пользовалась авторитетом не только среди учителей, но и руководства района, области, представителей общественности, руководителей колхозов и предприятий. Труд нескольких учителей Сретенска был высоко оценен: А.В. Давыдову и А.В. Широких присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», более 10 педагогов получили звание «Отличник народного просвещения».

В 1950-е гг. в Сретенске действовали: восемь начальных, две 7-летних и одна средняя школы. Дрова для их отопления пилили и кололи сами ученики. За каждым классом была закреплена комната, куда учителя приходили по расписанию уроков. В этот период начали ежегодно проходить педагогические чтения и конференции, лучшие доклады учителей направлялись на районные и областные педчтения.

В 1959/60 учебном году было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование для детей и подростков 7–16-летнего возраста. Для проведения политехнического трудового обучения при основных и средней школах созданы учебные мастерские по дереву и металлообработке. В 1960-е гг. происходило укрепление учебно-методической и материальной базы школ, в чем особую помощь оказывали предприятия и колхозы Сретенска и района. Строились ведомственные дома и квартиры для учителей. На всех предприятиях города создавались советы содействия семье и школе, а при каждой школе – ленинские уголки и военно-патриотические объединения.

В 1962 г. построено новое здание для средней школы № 1, которая как образовательное учреждение начала функционировать с 1931 г. (1-й директор В.Л. Белоносов). В 1935 г. она преобразована в основную 7-летнюю (располагалась в здании современного художественно-графического отделения педагогического колледжа), с 1936 по 1938 гг. работала как основная полная, а с 1940-х гг. – как полная средняя.

В 1968/69 учебном году произошел переход с 4-летнего на 3-летнее начальное обучение. Сформировались два типа начальных школ: 1–3 классы с 7-летнего возраста и 1–4 классы с 6-летнего. В этот период в школах города обучалось свыше 3 тыс. учеников.

Если первоначально во главу угла в образовательном процессе в основном ставились вопросы всеобуча, преодоление второгодничества, укрепление учебно-материальной базы, то с 1970-х гг. началось внедрение новых учебных программ и совершенствование методики преподавания учебных предметов. Педагоги использовали опыт липецких учителей, методы оптимизации учебного процесса Ю.К. Бабанского, систему преподавания В.А. Сухомлинского, а также эффективного обучения В.Ф. Шаталова, основанную на базе педагогики сотрудничества.

В 1977 г. в эксплуатацию была сдана Сретенская средняя школа № 2, первым директором которой стал Э.Е. Петровский. В 1980/81 учебном году в городе насчитывалось восемь школ, в том числе две средних, одна вечерняя, три 8-летних, две начальных. Школы города перешли на кабинетную систему обучения детей.

В 1990-е гг. произошло значительное обновление содержания образования, осуществлен переход школ на вариативное обучение через усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Изменилось содержание учебно-воспитательного процесса – основным ориентиром стали гуманитаризация и гуманизация образования.

С 2000-х гг. началась компьютеризация школ города, стали активно использоваться новые информационные технологии. Педагоги принимают участие в различных конкурсах. Победителями приоритетного национального проекта «Образование» стали учителя средней школы № 1 г. Сретенск Г.В. Куфарова, С.А. Парфенова. В 2013 г. учитель Сретенской вечерней средней школы Т.Н. Малышкина заняла 2-е место в краевом конкурсе «Учитель года». В 2001 г. открылось государственное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа «Сретенская школа» (руководитель И.В. Федотова). В штате 44 педагогических работника, численность воспитанников составляет 79 человек.

Современная система образования города представлена средней школой, вечерней школой, тремя основными и одной начальной. Всего образовательным процессом в школах города Сретенска охвачено более 1000 детей. В школах города создаются условия для развития творчества педагогов и учеников, внедрения инновационных технологий, направленных на повышение качества образования. Все образовательные учреждения прошли аттестацию и получили свидетельства об аккредитации. Школы ориентированы на социальные и образовательно-воспитательные запросы. Решается задача сделать образование открытым для его основных «заказчиков» – родителей школьников. По-прежнему одним из направлений образования является повышение его качества. Общая успеваемость в школах Сретенска возросла на 0,8 % и держится на уровне 98 %. Среди учебных заведений города средняя школа № 1 – лучшая по подготовке выпускников.

Библиографический список список

Константинова Т.А. История горнозаводского образования в Забайкалье (XVIII – начало XX в.). – Новосибирск: Наука, 2010. – 168 с.; Советское Забайкалье. – 1990. – № 111–113.

Сретенск / гл. ред. К.К. Ильковский; отв. ред. Н.Н. Константинова, О.Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 288–292. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Шишко Е.Н.
Автор статьи
Судаков Д.А.
Автор статьи
Соболева Т.В.
Автор статьи

В этот день 22 ноября

Родился В.Т.Бусоедов
В 1943 году родился В.Т.Бусоедов, врач
Родилась Е.Н.Ермакова
В 1924 году родилась Е.Н.Ермакова, нотариус, засл. юрист РСФСР (1978).
Родилась Н.И.Ковальская
В 1933 году родилась Н.И.Ковальская, общественный деятель, почетный гражданин Читы (1983).
Родился М.В.Константинов
В 1948 году родился М.В.Константинов, археолог, докт. ист. наук (1995), профессор (1998), акад. Акад. гуманитарных наук (1996), засл. работник ВШ (1998), почетный гражданин Читы (2001), почетный гражданин с. Красный Чикой (2003).
Родился С.Н.Самойлов
В 1955 родился С.Н.Самойлов, гос., общественный деятель, канд. юр. наук, канд. экон. наук.
Родился Д.Э.Селютин
В 1961 году родился Д.Э.Селютин, экономист, канд. экон. наук
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь