логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Сретенск /
  • «До сих пор я не забываю этой страны» В.Ф. Гладков

«До сих пор я не забываю этой страны» В.Ф. Гладков

Тяжкий путь с юга России в край за Байкалом в сентябре 1902 г. его заставила проделать семейная драма. Немногим раньше, в феврале этого же года, родители будущего писателя, одного из основоположников советской литературы Федора Гладкова – Василий Фомич и Анастасия Михайловна «были приговорены к лишению вех прав и ссылке в каторжные работы на четыре года» [ГАЗК, ф. 1, оп. 13, д. 678, л. 2].

В вину этим неграмотным крестьянам ставилось фальшивомонетничество. Гонимые крайней нуждой, бедностью и голодом, они попали под чье-то пагубное влияние и многого не осознавали. Объясняя причину своего прибытия в Забайкалье, юный Гладков писал в прошении на имя военного губернатора Забайкальской области И.П. Надарова: «Кроме меня они не имеют детей, и я являюсь у них единственным утешением и отрадой в их лишенной просвета жизни. Благотворное влияние на их душу и сердце окажет сознание, что дорогое для них существо находится недалеко от них, что сына своего они время от времени даже могут видеть и говорить с ним…» [Там же]. Для писателя эта тема была очень болезненной, и он в дальнейшем всячески обходил ее в своих воспоминаниях.

До встречи со своими родителями на Нерчинской каторге Федор несколько лет скитался по рыбным промыслам Волги и Каспия, по Кубани и Кавказу. Тогда он пристрастился к чтению и жил одной мыслью – учиться. Только благодаря упорству и настойчивости юноше удалось поступить в Екатеринодарское городское 6-классное училище. Несмотря на огромные лишения и полуголодное существование, он не только завершил учебу, но и дополнительно окончил педагогический класс, который давал ему право учительствовать в начальной школе. Именно в эти годы Гладков изучает русскую литературу и сам пробует писать. Свои первые маленькие рассказы о жизни простых людей ему удалось опубликовать на родине в газете «Кубанские областные ведомости» [Воложенин, 1969, с. 29].

Ступив на перрон читинского вокзала, 19-летний Гладков отправился в дирекцию народных училищ Забайкальской области, где получил назначение на работу в школу с. Ундинское Нерчинского округа. Через год был переведен учителем в поселок Кокуй. Приезд будущего писателя в Забайкалье совпал с народными волнениями. Начал действовать Читинский комитет Российской социал-демократической партии, революционное движение быстро нарастало, охватывая все слои населения, в том числе учительство. Однако свою миссию педагог видел не столько в пропаганде революционных идей, сколько в культурном просвещении жителей края. Его огромным и страстным увлечением оставалось сочинительство. Гладков стремился овладеть литературным мастерством, писал рассказы о быте и жизни, бедственном положении простого народа и посылал их в местные газеты. И вот результат: в мае 1903 г. его первый рассказ «На бегу» публикует «Забайкалье» – одна из прогрессивных газет края, затем публикации и бытописательские зарисовки появляются в газетах «Даль» и «Азиатская Русь».

За напряженным учительским трудом, за рукописями при свете ночной свечи Федор Гладков не забывал несчастных родителей. Поддерживая их морально и материально, он ездил на встречи с отцом в тюрьму Горного Зерентуя, а с матерью – на Мальцевский рудник. Посещение каторжных тюрем дало богатый материал для творчества. Из-под пера молодого литератора выходят рассказы «На каторге», «В дороге», «Бродяга», «Былинка забытая», «Последний из разгильдеевцев», «Среди вольной команды» и другие. Благодаря его фельетону «До каторги» читающее население Забайкалья узнало о тяжелом положении арестанток Мальцевской женской тюрьмы: «Воду для хозяйственных потребностей возят каторжницы на себе, – повествует Гладков, – запрягаются человек 12, и везут. Кроме этого, они на себе возят и навоз, и песок за добрую версту. По дороге несколько раз от изнеможения отдыхают. Все это производит гнетущее впечатление на свежего человека. Я не выдержал и спросил у начальника тюрьмы, почему бы не завести им лошадей, чем изнурять женщин этой работой и, еще более, позорить их. Он посмотрел на меня спокойно и утешил. – Знаете, в этой работе нет ничего трудного… Собственно такая работа дается им для развития физических сил» [Гладков, 1903, № 285]. Тема каторги являлась ведущей в литературном творчестве Федора Гладкова забайкальского периода. Цензоры иногда запрещали публиковать его рассказы, как это было с рассказом «Малютка в каторжных стенах», или вымарывали неугодные фразы.

Рассказы «Ревизия» и «Свежая могила» – странички из жизни сельского учителя. Автор едет к умирающему другу, весенние пейзажи пути заставляют его задуматься о несправедливости жизни, о том, что весна, увы, не может спасти от смерти больного человека, еще полного жажды жизни и надежд. Весь цикл рассказов насыщен яркими картинами забайкальской природы, которые резко контрастируют с ужасающими бытовыми сценами каторжного края. Рассказ о судьбах трех каторжанок «Три в одной землянке», опубликованный в феврале 1905 г., впоследствии получит высокую оценку М. Горького, с которым молодой литератор вел переписку и который первым дал ему главное напутствие: «Писать вам нужно: у вас есть умение наблюдать жизнь, есть любовь к людям» [Ф.В. Гладков в Забайкалье…, 1983, с. 1]. Редактор газеты «Забайкалье» П.М. Мартынов также сообщал Гладкову о том, что его рассказы он печатает с удовольствием, восхищался их новизной, свежестью и оригинальностью. В то же время Мартынов при работе над рукописями выбрасывал из них целые абзацы или заменял их на более лояльный текст, придумывал героям другие имена, а также «по забывчивости» часто не выплачивал гонорар молодому автору, очень нуждавшемуся в деньгах для помощи родителям-каторжанам, которых он очень любил. Спустя много лет ставший классиком советской литературы Федор Васильевич Гладков отметит в своей биографии: «Эти юношеские рассказы, еще художественно незрелые, и по сей день дороги мне: в них выразилось мое страстное стремление к правде и справедливости, к борьбе против рабства и черносотенной тирании» [Гладков, 1959, с. 293].

Много душевных и физических сил отдал Федор Гладков детям кокуйских бедняков. Он проявлял о них постоянную заботу, следил за посещениями уроков, выдерживал немало конфликтов с пьющими и безответственными родителями. Вскоре в Забайкальской области власти объявили мобилизацию на войну с Японией. Рабочие поселки и дальние села опустели, мобилизованными стали практически все годные к военной службе мужчины в возрасте от 21 до 35 лет. Уже в марте 1904 г. «Забайкалье» публикует рассказ Гладкова на эту тему – «На войну ушли», в котором писатель предчувствует отрицательные для края последствия войны. Гладков решает повысить свое образование. Он отправляется в Тифлис, чтобы поступить в учительский институт. Успешно сдает там экстерном экзамены на звание учителя высшего начального училища и с партийным заданием отправляется в приазовский город Ейск, где вступает в партию большевиков. После поражения революции в августе 1906 г. он возвращается в Забайкалье и получает назначение в Сретенск для преподавания во вновь открывшемся городском 4-классном училище.

Он недолго преподавал в Сретенском училище, но оставил в сердцах своих учеников теплые воспоминания: «Федор Васильевич, – рассказывал его ученик М.В. Зимин, – преподавая литературу, историю, пение, строил уроки настолько увлекательно, что мы жадно слушали каждое его слово… мы узнали много нового, не написанного в учебниках…» [Ф.В. Гладков в Забайкалье…, 1983, с. 10]. «Гладков и Бутин, – вспоминал другой их ученик И.Ф. Копер о их последнем уроке, – провели с нами собрание, на котором они, как бы предчувствуя беду, обратились к ученикам с призывом учиться настойчиво, упорно и всегда идти вперед, несмотря ни на какие трудности, быть честным и стоять за простой трудовой народ» [Там же].

Ситуация в Забайкальской области, как и во всей России, оставалась политически напряженной. В 1905 г. случился неурожай, при этом власти для обеспечения нужд армии неоднократно проводили среди населения реквизиции скота и зерна. Все ухудшающееся экономическое положение простого народа вело к акциям протеста и революционным выступлениям. В Сретенске в это время активно действовала группа большевиков. Федор вместе с другом, также учителем Иваном Бутиным, стал одним из руководителей сретенской ячейки, которая вела активную работу среди рабочих и служащих, организовывала передачи средств и продовольствия партиям политзаключенных, проходящих этапом через Сретенск. В их арсенале была и подпольная типография, в которой они печатали листовки, обличающие политику царизма. «Страстный боец, вырвавшийся из лап охранки, жаждущий борьбы за революционное дело», – так отзывались о Федоре Гладкове его товарищи по революционной борьбе [Губельман, 1978, с. 7].

В то же время единственный в Сретенске полицейский – становой пристав 1-го участка Нерчинского уездного полицейского управления, обслуживающий эту территорию, быстро отреагировал на политическую активность местного учителя. Он так характеризовал Гладкова: «Проживая в ст. Сретенской, образ жизни вел крайне замкнутый, общался главным образом с лицами, известными явной политической неблагонадежностью, и что, по имеющимся сведениям, учительство для него является лишь средством преступной пропаганды среди учеников и подготовления их к революционной деятельности» [ГАЗК, ф. 4, оп. 1, д. 98, л. 32]. Несомненно, на такую характеристику повлиял запрос о политической неблагонадежности приезжего учителя Дирекции народных училищ Забайкальской области в Ейск на имя генерал-губернатора в связи с назначением Федора Гладкова на преподавательскую работу. На что был получен ответ, уличающий в его принадлежности «к партии революционеров» [Там же, л. 33]. По¬дозрения сретенской охранки усилились запросом жандармерии Ейска. А потому в самом конце 1906 г. на квартире, где Гладков проживал вместе с Бутиным, был произведен обыск. И хотя он был безрезультатен, сретенского учителя арестовали и увезли в Иркутский централ. В своем письме от 16 ноября 1956 г. Федор вспоминал: «Арест мой был инсценирован очень парадно: днем во время занятий к школе широким фронтом шагали полицейские и казаки во главе с приставом. Я сразу же понял, что это облава на меня. Мне было радостно, что ученики оглушительно протестовали против моего ареста и как будто хотели меня спасти… Когда меня водворили в арестантский вагон, к станции подошла густая толпа учеников и рабочих» [ЛМЗ, ф. 18, д. 2].

Из иркутской тюрьмы Гладкова перевели в Верхоленский уезд Иркутской губернии, где он три с лишним года отбывал ссылку. К этому времени Василий Фомич и Анастасия Михайловна после отбытия каторги вышли на поселение в с. Острог, расположенное близ Байкала при впадении р. Итанца в Селенгу. Ранее село носило название Острожное селение, в XVII–XVIII вв. это был один из первых забайкальских острогов – Итанцинский, к началу XX в. он уже окончательно обветшал. Здесь весной 1908 г. родители писателя, по слухам, были казнены самосудом местных жителей в связи с подозрением в конокрадстве. Федор тайно похоронил их. В 1910 г. он навсегда покинул суровый сибирский край.

Более полувека продолжалась литературная деятельность Ф.В. Гладкова. Широко известны его роман «Цемент», повести «Сердце матери», «Клятва», «Вольница», «Лихая година», «Повесть о детстве», пьесы «Бурелом», «Ватага» и другие произведения. Федор Васильевич в годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газет «Правда» и «Известия». В 1945–1948 гг. – директор Литературного института им. М. Горького. Являлся лауреатом Сталинской премии 1950 г. Никогда больше он не был в Забайкалье, но не терял связь, делился с забайкальцами мыслями и воспоминаниями, являлся активным членом забайкальского землячества в Москве. «Живя в Забайкалье, – писал он в 1954 г., – я объездил эту замечательную область вдоль и поперек. До сих пор я не забываю этой страны. Иногда хочется опять побывать у вас, но… мне идет уже восьмой десяток! Правда, я около четырех лет жил в ссылке в Иркутской губернии, но Забайкалье – это большая полоса в моей жизни: там я узнал своеобразных людей, изумительную природу, изучил каторгу, бурятский быт, а целительный воздух излечил меня почти мгновенно от затяжной лихорадки» [Там же]. В одной из новогодних телеграмм в Читу он сообщил: «Лучшие годы моей юности и первые шаги моей революционной деятельности связаны с Забайкальем. Ваш замечательный край, славный революционными традициями, родной мне навсегда».

Библиографический список

Воложенин А.П. Федор Гладков. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с. – (Библиотека словесника); Гладков Ф. До каторги // Забайкалье. – 1903. – № 285; Он же. Автобиография // Советские писатели. – М.: Гос. изд-во худ. лит., 1959. – С. 292–294; Губельман М. Из далекого прошлого. Гладков в Забайкалье // Воспоминания о Ф. Гладкове: сб. – М.: Советский писатель, 1978. – С. 7–14; Ф.В. Гладков в Забайкалье (К 100-летию со дня рождения 1883–1983 гг.): буклет / сост. А.Е. Власов; Чит. обл. отд-ние ВООПИиК, Чит. обл. б-ка им. А.С. Пушкина. – Чита, 1983. – 18 с.

Сретенск / гл. ред. К.К. Ильковский; отв. ред. Н.Н. Константинова, О.Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 243–245. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)

Куренная И.Г.
Автор статьи

В этот день 22 ноября

Родился В.Т.Бусоедов
В 1943 году родился В.Т.Бусоедов, врач
Родилась Е.Н.Ермакова
В 1924 году родилась Е.Н.Ермакова, нотариус, засл. юрист РСФСР (1978).
Родилась Н.И.Ковальская
В 1933 году родилась Н.И.Ковальская, общественный деятель, почетный гражданин Читы (1983).
Родился М.В.Константинов
В 1948 году родился М.В.Константинов, археолог, докт. ист. наук (1995), профессор (1998), акад. Акад. гуманитарных наук (1996), засл. работник ВШ (1998), почетный гражданин Читы (2001), почетный гражданин с. Красный Чикой (2003).
Родился С.Н.Самойлов
В 1955 родился С.Н.Самойлов, гос., общественный деятель, канд. юр. наук, канд. экон. наук.
Родился Д.Э.Селютин
В 1961 году родился Д.Э.Селютин, экономист, канд. экон. наук
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь