логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Эвенки

Эвенки

+1

ЭВЕНКИ, тунгусы (до нач XX в.), народ, проживающий на просторах от Енисея до Охотского моря. Э. относятся к южносибирскому типу монголоидной расы. Язык Э. принадлежит к тунгусо-маньчж. ветви алтайской языковой семьи. В наст. время численность эвенков в РФ 30 тыс. чел. В Чит. обл. по переписи 2002 – более 1400 чел. Этническая история Э. уходит корнями в каменный век Вост. Азии и Юж. Сиб. Первоначально обитали на всей тер. Заб. Начиная с XVII в. постепенно оставили юж., а затем центр. р-ны, или же были ассимилированы русскими и бурятами. Эвенков, смешавшихся в межэтнических браках и занимавшихся скотоводством, именовали хамнегане, солоны или конные эвенки. В наст. время в пределах Чит. обл. проживают в сев. р-нах – Каларском, Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском. В основном живут в селах, построенных по рус. образцу. Вообще эвенки современных поколений в немалой степени вобрали в себя рус. кровь и облик и говорят чаще всего по-русски. В осенне-зимне-весенний сезоны Э.-охотники живут в тайге, используя чумы с брезентовым покрытием или брезентовые палатки (прежние ровдужные покрытия весьма редки); железная печка все чаще заменяет очаг. Используют охотничьи ружья, самострелы и проч. Успешно, но расчетливо добывают соболя, лося, изюбря, сев. оленя и др. зверя. Сохраняют старинные способы обработки шкур. Мясо и рыба употребляются в жареном, вареном, вяленом, сыром мерзлом виде, из субпродуктов приготовляются колбасы, из муки – сухие лепешки, мозг из трубчатых костей и ягоды служат деликатесами. Э. соблюдают уважение к огню, жилищу, особое почтение оказывают гостям. Наряду с покупной одеждой носят самодельную из выделанных шкур, украшенную вышитым орнаментом, к-рому придают смысловое значение и считают оберегом. Реальные религиозные ориентиры проявляются в вере в духов, силу шаманов и происхождение от медведя или волка. Э. генетически приспособлены для жизни в северных, подчас экстремальных условиях. Дополнительная биол. защита от простудных и легочных заболеваний обеспечивается традиционной пищей – оленьим мясом и молоком. Э. сохраняют обычаи тайги, понимают и оберегают природу. С VI–VII вв. Э. успешно занимались оленеводством. Социальные изменения XX в., в т.ч. коллективизация 1930-х, – неудачное преобразование колхозов в совхозы (1977) и новейшие реформы – привели к разорению общественных и личных хоз-в Э. и почти полному исчезновению оленеводства. Только отдельные семьи Э. кочуют по тайге с небольшим кол-вом оленей. Ныне осуществляется гос. и общественная помощь Э. как народу, испытывающему существенные сложности в социализации в условиях цивилизационных новаций. Предполагается организовать диспансеризацию Э. с целью контроля над состоянием их здоровья и распространением в их среде алкогольных пристрастий; расширить адресную помощь молодым эвенкам в трудоустройстве и получении специального образования; содействовать развитию традиционного охотничьего промысла; создавать культурные досуговые компьютерные центры, обеспечить поступление науч., учеб. и художественной лит. в библиотеки и школы; ввести в практику вузов подготовку учителей, знающих эвенк. яз. Приметна успешная деятельность в этом направлении Ассоциации малочисленных народов Севера и адм. Каларского, Тунгокоченского и Тунгиро-Олекминского р-нов.

Лит.: Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX в.). – Л., 1969; Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. – М., 1969; Народы и религии мира. Энцикл. // Гл. редактор В.А. Ташков. – М., 1998.

Константинов М.В.
Автор статьи
Кузнецов О.В.
Автор статьи
Янков А.Г.
Автор статьи

В этот день 7 июня

Создан Балейский ИТЛ (Балейлаг)
В 1947 году создан Балейский ИТЛ (Балейлаг), исправительно-трудовой лагерь с дислокацией в г. Балей.
Родилась С.С.Гончарова
Родилась С.С.Гончарова, мастер спорта междунар. класса по стрельбе из лука (2001)
Началось крестьянское восстание в Александрово-Заводском районе
В 1930 году началось крестьянское восстание в Александрово-Заводском районе против политики коллективизации
Родился С.В.Лесков
В 1958 году родился С.В.Лесков, хирург, засл. врач РФ (1998).
Родился В.С.Попков
В 1929 году родился В.С.Попков, организатор с.-х. пр-ва, засл. работник с. х. РСФСР (1983), инженер-зоотехник
Родился А.С.Сосновский
В 1948 году родился А.С.Сосновский, многократный чемпион мира по валке леса, почетный гражданин Чит. обл. (2001)
Родился В.Н.Сукачёв
В 1880 году родился В.Н.Сукачёв, ботаник, лесовед, географ, акад. АН СССР (с 1943; чл.-кор. с 1920), Герой Соц. Труда (1965).
Родилась Е.Ф.Хованская
В 1901 году родилась Е.Ф.Хованская, врач акушер-гинеколог, организатор здравоохранения
Родился Л.Е.Элиасов
Родился Л.Е.Элиасов, писатель, докт. фил. наук (1962), лексикограф, фольклорист
Родился А.А.Жондоров
В 1952 году родился А.А.Жондоров, журналист, засл. работник культуры РФ (1998).
Родился В.И.Масюков
В 1937 году родился В.И.Масюков, сов. партийный деятель
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь