ЧУМ, дюк, дю, переносное жилище конической формы, традиционное у эвенков. Обтекаемая форма предохраняла от снежных заносов и сильных ветров. Достаточно легок для кочевого образа жизни. Размеры определялись кол-вом шестов, составлявших его остов (30–50 шт.), и их длиной (ок. 5 м). Сначала устанавливались 2 основных (толстых) шеста (сона) с отверстиями на концах, через к-рые была продета веревка. Шесты связывались петлей, в нее просовывались верх. концы противоположных групп шестов (серан). Затем ставился центр. шест (симса), державший 2 горизонтальные жерди, к к-рым подвешивались крюки для котлов. На собранный остов натягивали шкуры, ровдуги или кору. Места в Ч. распределялись следующим образом: неподалеку от входа (уркэ), рядом с к-рым хранилось имущество, располагался сам хозяин, справа и слева от костра (аран, харан) – члены семьи, напротив входа, за костром, на почетное место усаживали гостей. Эти места соответственно назывались гона, бе и малу. Внутри чума находилось самое необходимое. Подставками для посуды служили столики из дранья у стены возле входа. Слева от двери располагались привязанный к жерди мешок с инструментами для обработки шкур, рядом, на полу, – кожемялка и игольница. Люлька, когда ребенок спал, стояла на полу рядом с игольницей. На поперечной жерди над очагом вешали олдон – металлический крюк для котла или чайника, тут же подвешивали сушилку для мяса, рыбы, орехов. Справа и слева от малу находилась «постель» – спальные мешки и оленьи шкуры. Посуда (сосуды, коробки) в основном использовалась берестяная (см. чуман), реже – деревянная. Часто употребляемые сосуды делали 2-слойными. Деревянная долбленная утварь изготавливалась из одного куска дерева. Обычно выдалбливали чашки, миски, черпаки, корытца для мяса. Из березового наплыва охотники мастерили коробки для пороха. Деревянная колыбель для ребенка характерна для всех тунгусо-маньчж. народов и не имеет себе подобной у других. Она состояла из 2 тонких дугообразно изогнутых широких досок-бортов, соединенных под углом. К ножному борту пришивались донные дощечки, а к верх. части головного – кусок ровдуги. Для колыбели готовили тонко выструганные доски. Их распаривали, изгибали дугой и просушивали. Дерево сшивали обязательно черемуховым корнем. Кроме твердой утвари в жилище находилась и мягкая: коврики – кумаланы, обычно служившие покрытиями для вьюков, но применявшиеся и в быту. Их шили из 2 головных шкур оленя или лося, соединяя срединной полоской. Форма могла быть различной. Окантовывали кумаланы бахромой из конского волоса, обшивкой из длинного козьего и собачьего меха, чаще всего узкой полоской коровьего меха. Довольно сложны по технике выполнения круглые коврики, использовавшиеся для сидения. Они шились из лапок тарбагана, кабарги, шкурок с голов птиц в виде двухцветных полосок темного и светлого тонов. Края в них всегда опушались белым мехом из шкур домашней козы или белого оленя. Большинство ковриков имело внутри несколько узких концентрических кругов из белого меха. В их центр часто помещались изображения оленей, собак, геометрических фигур и др. Коврики изготавливались и прямоугольной формы, разноцветные куски меха располагались на них в шашечном порядке. Их края также опушались мехом, белым, черным и рыжим.
Категории:
|
Лит.: Туголуков В. А. Следопыты верхом на оленях. – М., 1969; Шубин А. С. Краткий очерк этнической истории эвенков Заб. – Улан-Удэ, 1973; Карлов В. В. Эвенки в XVII–XX вв. – М., 1982; Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосибирск, 1984. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna