ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ, совокупность законов Читинской области, принятых и опубликованных (обнародованных) в установленном порядке. Чит. обл. самостоятельно и в полном объеме осуществляла правовое регулирование по предметам своего ведения. По предметам совместного ведения РФ и Чит. обл. приняты законы области в соответствии с федеральными законами. Формирование системного и отраслевого законодательства Чит. обл., правовое регулирование экон. и соц. сфер, местного самоуправления началось с принятия Устава — Основного закона Чит. обл. как основополагающего для становления обл. законодательства нормативного акта.
По предмету правового регулирования законы области подразделялись на законы по вопросам гос. устройства области; организации местного самоуправления; регулирования бюджетно-финансовых и налоговых отношений; по вопросам экон. (хоз.) деятельности; регулирования правоотношений в сфере природопользования и экологии; безопасности, правопорядка, профилактики преступности; по соц. вопросам и др.
В первые годы работы Читинской областной Думы принят блок законов, обеспечивающих функционирование обл. органов гос. власти и их должностных лиц. Одним из первых были приняты ЗЧО «О статусе депутата Чит. обл. Думы» и «О порядке отзыва депутата Чит. обл. Думы». Закон области «О представительном законодательном и исполнительном органах гос. власти Чит. обл.» позволил в отсутствие федерального закона, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, конкретизировать формы и методы исполнения Думой контрольных функций, а также порядок участия обл. Думы в формировании исполнительного органа власти. Приняты Избирательный кодекс, ЗЧО «О гос. должностях и гос. службе Чит. обл.», «О законах Чит. обл.». Последний установил единые требования, предъявляемые к законам области, их подготовке, внесению, принятию, опубликованию, правилам законодательной техники. Законом области «О нормативных правовых актах» были определены общие правила юр. техники и единые требования, предъявляемые к нормативным правовым актам в Чит. обл., их подготовке, внесению, принятию (изданию), подписанию, опубликованию.
Законами области утверждены 3 среднесрочные программы соц.-экон. развития Чит. обл.: на 2000—03, 2003—05, 2006—10. Программно-целевой метод послужил важнейшим инструментом осуществления гос. соц. и экон. политики развития региона. Достижение предусмотренных в программе параметров стало важнейшим критерием оценки эффективности действий региональных властей.
Бюджетное законодательство Чит. обл. строилось на основе бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса, заложенных Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ, др. федеральными нормативными правовыми актами. ЗЧО «О бюджетном процессе в Чит. обл.» устанавливал порядок составления и рассмотрения проекта бюджета Чит. обл., утверждения и исполнения бюджета, контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Составление проекта бюджета основывалось на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе соц.-экон. развития Чит. обл., основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Бюджет Чит. обл. характеризовался как дотационный. Значительный удельный вес в доходах бюджета занимала финансовая помощь из федерального бюджета. Особенностью бюджета области являлась его соц. ориентированность. Важнейшие направления — своевременная выплата и обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня соц. защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан; в последние 2 года — реализация приоритетных нац. программ. Исполнение бюджета Чит. обл. обеспечивалось Администрацией Читинской области. Годовой отчет об исполнении бюджета области подлежал рассмотрению Чит. обл. Думой и утверждению законом области.
Законом «О межбюджетных отношениях в Чит. обл.» создан механизм регулирования межбюджетных отношений, определен состав собственных доходов муниципальных образований Чит. обл., порядок выравнивания бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (гор. округов), установлены единые нормативы отчислений для бюджетов муниципальных районов и поселений (гор. округов) по передаваемым доходам от региональных налогов и сборов, а также закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов.
Соц. сфера жизни общества в законодательной деятельности органов гос. власти являлась одной из приоритетных. Около 20 % законов области касались вопросов соц. сферы. Были приняты такие важные законы, как «Об образовании», «Об охране здоровья населения Чит. обл.», «О физической культуре и спорте», «О культуре», «Об охране и использовании памятников истории и культуры Чит. обл.», «Об адресной соц. помощи в Чит. обл.», «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», «О молодежной политике в Чит. обл.» и др. Помимо базовых законов, обл. Думой принимались целевые программы. В 1996—2002 приняты 38 целевых программ в соц. сфере, в т. ч. по здравоохранению — 21, образованию и воспитанию — 4, по молодежной политике — 3.
В нач. 2000-х в стране проведена кампания по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством и созданию тем самым в России единого правового поля. В Чит. обл. осуществлена целенаправленная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, в региональные акты были внесены многочисленные изменения. Так, в 2000—03 принято 276 законов области, из к-рых 176 — о внесении изменений в законы или признании их утратившими силу; в т. ч. по протесту прокурора принято 17 законов, а в целях исполнения решения судебных органов — 38. Последние годы работы Чит. обл. Думы (2004—08) характеризуются масштабными реформами, проводимыми в стране по нескольким направлениям одновременно: завершение налоговой реформы, реализация бюджетной и адм. реформ, создание полноценной системы местного самоуправления, потребовавшей кардинальных изменений в межбюджетных отношениях. Значительные изменения претерпело законодательство об организации местного самоуправления. ФЗ от 6.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» введена 2-уровневая структура тер. организации местного самоуправления во всех субъектах РФ. Во исполнение указанного ФЗ Чит. обл. Думой приняты законы области, установившие: границы и наименования вновь созданных муниципальных образований, а также муниципальных образований, образованных на основе существовавших, и наделение их статусом гор., сельского поселения, гор. округа, муниципального района; наименования органов местного самоуправления в области; численность и сроки полномочий органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях; порядок проведения выборов во вновь образованных муниципальных образованиях; условия осуществления полномочий гл. вновь образованных муниципальных образований; условия контракта для гл. местной адм. муниципального района (гор. округа) в части, касающейся осуществления отдельных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области. Все законы и иные нормативные правовые акты официально опубликовывались для всеобщего сведения. Официальным опубликованием законов области считалась 1-я публикация их полного текста в газете «Заб. рабочий» либо в приложении к ней — «Чит. обл. вестнике», иных нормативных правовых актов — 1-я публикация их полного текста в перечисленных печатных изданиях, а также в газете «Азия-Экспресс». Чит. обл. Дума и Адм. Чит. обл. издавали «Вестник Чит. обл. Думы и Адм. Чит. обл.», в к-ром публиковались все законы области, а также иные нормативные правовые акты области, представляющие наибольший общественный интерес.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – С. 338–340.
Верстка сайта Vesna