логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы ОКН Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Власть и общество /
  • Законодательство Читинской области

Законодательство Читинской области

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ, совокупность законов Читинской области, принятых и опубликованных (обнародованных) в установленном порядке. Чит. обл. самостоятельно и в полном объеме осуществляла правовое регулирование по предметам своего ведения. По предметам совместного ведения РФ и Чит. обл. приняты законы области в соответствии с федеральными законами. Формирование системного и отраслевого законодательства Чит. обл., правовое регулирование экон. и соц. сфер, местного самоуправления началось с принятия Устава — Основного закона Чит. обл. как основополагающего для становления обл. законодательства нормативного акта.

По предмету правового регулирования законы области подразделялись на законы по вопросам гос. устройства области; организации местного самоуправления; регулирования бюджетно-финансовых и налоговых отношений; по вопросам экон. (хоз.) деятельности; регулирования правоотношений в сфере природопользования и экологии; безопасности, правопорядка, профилактики преступности; по соц. вопросам и др.

В первые годы работы Читинской областной Думы принят блок законов, обеспечивающих функционирование обл. органов гос. власти и их должностных лиц. Одним из первых были приняты ЗЧО «О статусе депутата Чит. обл. Думы» и «О порядке отзыва депутата Чит. обл. Думы». Закон области «О представительном законодательном и исполнительном органах гос. власти Чит. обл.» позволил в отсутствие федерального закона, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ, конкретизировать формы и методы исполнения Думой контрольных функций, а также порядок участия обл. Думы в формировании исполнительного органа власти. Приняты Избирательный кодекс, ЗЧО «О гос. должностях и гос. службе Чит. обл.», «О законах Чит. обл.». Последний установил единые требования, предъявляемые к законам области, их подготовке, внесению, принятию, опубликованию, правилам законодательной техники. Законом области «О нормативных правовых актах» были определены общие правила юр. техники и единые требования, предъявляемые к нормативным правовым актам в Чит. обл., их подготовке, внесению, принятию (изданию), подписанию, опубликованию.

Законами области утверждены 3 среднесрочные программы соц.-экон. развития Чит. обл.: на 2000—03, 2003—05, 2006—10. Программно-целевой метод послужил важнейшим инструментом осуществления гос. соц. и экон. политики развития региона. Достижение предусмотренных в программе параметров стало важнейшим критерием оценки эффективности действий региональных властей.

Бюджетное законодательство Чит. обл. строилось на основе бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса, заложенных Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ, др. федеральными нормативными правовыми актами. ЗЧО «О бюджетном процессе в Чит. обл.» устанавливал порядок составления и рассмотрения проекта бюджета Чит. обл., утверждения и исполнения бюджета, контроля за его исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Составление проекта бюджета основывалось на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе соц.-экон. развития Чит. обл., основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Бюджет Чит. обл. характеризовался как дотационный. Значительный удельный вес в доходах бюджета занимала финансовая помощь из федерального бюджета. Особенностью бюджета области являлась его соц. ориентированность. Важнейшие направления — своевременная выплата и обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере, повышение доступности и качества бюджетных услуг, уровня соц. защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан; в последние 2 года — реализация приоритетных нац. программ. Исполнение бюджета Чит. обл. обеспечивалось Администрацией Читинской области. Годовой отчет об исполнении бюджета области подлежал рассмотрению Чит. обл. Думой и утверждению законом области.

Законом «О межбюджетных отношениях в Чит. обл.» создан механизм регулирования межбюджетных отношений, определен состав собственных доходов муниципальных образований Чит. обл., порядок выравнивания бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (гор. округов), установлены единые нормативы отчислений для бюджетов муниципальных районов и поселений (гор. округов) по передаваемым доходам от региональных налогов и сборов, а также закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов.

Соц. сфера жизни общества в законодательной деятельности органов гос. власти являлась одной из приоритетных. Около 20 % законов области касались вопросов соц. сферы. Были приняты такие важные законы, как «Об образовании», «Об охране здоровья населения Чит. обл.», «О физической культуре и спорте», «О культуре», «Об охране и использовании памятников истории и культуры Чит. обл.», «Об адресной соц. помощи в Чит. обл.», «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», «О молодежной политике в Чит. обл.» и др. Помимо базовых законов, обл. Думой принимались целевые программы. В 1996—2002 приняты 38 целевых программ в соц. сфере, в т. ч. по здравоохранению — 21, образованию и воспитанию — 4, по молодежной политике — 3.

В нач. 2000-х в стране проведена кампания по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством и созданию тем самым в России единого правового поля. В Чит. обл. осуществлена целенаправленная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, в региональные акты были внесены многочисленные изменения. Так, в 2000—03 принято 276 законов области, из к-рых 176 — о внесении изменений в законы или признании их утратившими силу; в т. ч. по протесту прокурора принято 17 законов, а в целях исполнения решения судебных органов — 38. Последние годы работы Чит. обл. Думы (2004—08) характеризуются масштабными реформами, проводимыми в стране по нескольким направлениям одновременно: завершение налоговой реформы, реализация бюджетной и адм. реформ, создание полноценной системы местного самоуправления, потребовавшей кардинальных изменений в межбюджетных отношениях. Значительные изменения претерпело законодательство об организации местного самоуправления. ФЗ от 6.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» введена 2-уровневая структура тер. организации местного самоуправления во всех субъектах РФ. Во исполнение указанного ФЗ Чит. обл. Думой приняты законы области, установившие: границы и наименования вновь созданных муниципальных образований, а также муниципальных образований, образованных на основе существовавших, и наделение их статусом гор., сельского поселения, гор. округа, муниципального района; наименования органов местного самоуправления в области; численность и сроки полномочий органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях; порядок проведения выборов во вновь образованных муниципальных образованиях; условия осуществления полномочий гл. вновь образованных муниципальных образований; условия контракта для гл. местной адм. муниципального района (гор. округа) в части, касающейся осуществления отдельных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области. Все законы и иные нормативные правовые акты официально опубликовывались для всеобщего сведения. Официальным опубликованием законов области считалась 1-я публикация их полного текста в газете «Заб. рабочий» либо в приложении к ней — «Чит. обл. вестнике», иных нормативных правовых актов — 1-я публикация их полного текста в перечисленных печатных изданиях, а также в газете «Азия-Экспресс». Чит. обл. Дума и Адм. Чит. обл. издавали «Вестник Чит. обл. Думы и Адм. Чит. обл.», в к-ром публиковались все законы области, а также иные нормативные правовые акты области, представляющие наибольший общественный интерес.

Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – С. 338–340.

Савельева В.В
Автор статьи

В этот день 22 ноября

Родился В.Т.Бусоедов
В 1943 году родился В.Т.Бусоедов, врач
Родилась Е.Н.Ермакова
В 1924 году родилась Е.Н.Ермакова, нотариус, засл. юрист РСФСР (1978).
Родилась Н.И.Ковальская
В 1933 году родилась Н.И.Ковальская, общественный деятель, почетный гражданин Читы (1983).
Родился М.В.Константинов
В 1948 году родился М.В.Константинов, археолог, докт. ист. наук (1995), профессор (1998), акад. Акад. гуманитарных наук (1996), засл. работник ВШ (1998), почетный гражданин Читы (2001), почетный гражданин с. Красный Чикой (2003).
Родился С.Н.Самойлов
В 1955 родился С.Н.Самойлов, гос., общественный деятель, канд. юр. наук, канд. экон. наук.
Родился Д.Э.Селютин
В 1961 году родился Д.Э.Селютин, экономист, канд. экон. наук
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • ОКН
  • Помощь