Сложная военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке во второй половине XIX в., сопряженная с периодическими кризисами в российско-британских и российско-китайских отношениях («Манзановская война» 1868 г., «Кульджинский кризис» 1880 г., «Савеловский кризис» 1882 г.), потребовала создания отдельного военного округа на Дальнем Востоке. В 1884 г. создан Приамурский военный округ, включивший в себя территорию Дальнего Востока и Забайкалья. С его созданием началось наращивание численного состава войск регулярной армии, который был незначительным для этой огромной территории. Увеличение контингента шло за счет переброски воинских частей из западных военных округов. Другим направлением усиления армии явилось создание в округе резервных войск, которые предназначались для укрепления полевых войск, обучения личного состава и несения местной внутренней службы; состояли из резервных полков и отдельных резервных батальонов, сведенных в бригады. При мобилизации резервные пехотные батальоны разворачивались в полки действующей армии, из их наименования исключалось слово «резервный», и они направлялись на фронт [Настольный хронологический указатель..., 1890].
19 июня 1886 г. приказом по Военному ведомству был образован Сретенский резервный кадровый батальон пятиротного состава, ставший первым резервным батальоном в Приамурском военном округе. Батальон был сформирован из личного состава Красноярского, Тобольского, Томского резервных батальонов и упраздненных Сретенской и Нерчинской местных команд. В его составе учреждены охотничья и музыкальная команды. Для батальона установлено старшинство от 1886 г., воинский праздник 6 августа, военный марш; на погоны и эполеты личного состава определена шифровка «Срт.Р.», то есть «Сретенский резервный» [РГИА ДВ, ф. 702, оп. 1, д. 58, л. 161]. В 1898 г. слово «кадровый» исключено из его названия. Батальон был расквартирован в станице Сретенской в специально построенных казармах возле Муравьевского затона (одну роту батальона расквартировали в г. Нерчинск).
В 1887 г. батальону пожаловано армейское знамя образца 1883 г. Изготовление знамени было заказано на шелкоткацкой фабрике Товарищества А. и В. Сапожниковых в Москве. Знамя представляло собой белое шелковое полотнище с красной каймой. На лицевой стороне – в центре икона Преображения Господня, на оборотной стороне – вензель Александра III, в углах вышитые двуглавые орлы. Полотнище знамени крепилось к древку черного цвета с навершием в виде вызолоченного шара, увенчанного восьмиконечным православным крестом [Минер, 2006]. В сентябре 1890 г. знамя было доставлено в станицу Сретенскую и 6 сентября после обряда освящения торжественно передано генерал-губернатором бароном А.Н. Корфом личному составу батальона [Памятная книжка..., 1890].
Помимо выполнения задач, связанных с военной службой, на батальон до создания в 1900 г. Сретенской конвойной команды были возложены такие полицейские функции, как охрана каторжников и сопровождение арестантов по рр. Шилка и Амур. В штате батальона числился комендант речной пристани «Сретенск».
Летом 1891 г., возвращаясь из кругосветного путешествия, Забайкалье посетил наследник царского престола цесаревич Николай. 13 июня 1891 г. Сретенский резервный батальон принял участие в его встрече в станице Сретенской. Батальон выставил почетный караул и оркестр у триумфальной арки. Рапортовал цесаревичу начальник Сретенского гарнизона, бывший командир батальона полковник Михаил Августович Рихтер. 14 июня цесаревич посетил г. Нерчинск, где в его встрече приняла участие рота Сретенского батальона, расквартированная в городе [Забайкальская казачья книжка..., 1893].
В 1900 г. в связи с восстанием ихэтуаней (боксеров) в Китае, нападением китайских пра¬вительственных войск с отрядами ихэтуаней на российское Приамурье и русских служащих КВЖД Российская империя была вынуждена вступить в войну с Китаем. 10 июня 1900 г. объявлена мобилизация Приамурского военного округа, 26 июня вышло Высочайшее повеление о вступлении русских войск в Маньчжурию. Сретенский резервный батальон в июле 1900 г. переименован в Сретенский Сибирский пехотный полк (командующий – полковник Василий Петрович Губастов), вошел в состав 2-го Сибирского корпуса действующей армии. Полк был разделен и включен в состав трех отрядов, созданных из казачьих, пехотных и артиллерийских частей. Первый батальон полка вошел в Сретенский отряд полковника Шверина, 2-й и 4-й – в Забайкальский отряд генерала Ренненкампфа, 3-й – в Хайларский отряд генерала Орлова [Широкорад, 2004].
Сретенский и Забайкальский отряды были направлены по Амуру к г. Благовещенск как подкрепление для защиты единственной речной коммуникационной линии. Отряд генерала Орлова, перейдя границу возле пос. Абагайтуй, двинулся к г. Хайлар. В дальнейшем на территории Маньчжурии отряды были объединены [Хронологический указатель..., 1913]. С учетом характера боевых действий генерал Ренненкампф из охотничьей команды Сретенского полка (подразделения для отдельных особо опасных поручений) сформировал конно-охотничью команду, положив этим начало созданию подобных подразделений в Приамурском военном округе. Батальоны Сретенского полка приняли участие во взятии китайских городов Мохо, Айгун, Сахалян, Хайлар, в боях на Желтугинских приисках, у деревень Колушан, Аюр, у ст. Якеши, атаковали укрепленные позиции китайской армии на Хингане.
Накануне бескровного взятия г. Цицикар генерал Ренненкампф для демонстрации силы русской армии устроил парад возле деревни Бордо-Джану. Участник войны так описывает это событие: «Утром 11-го августа генерал выслал казака навстречу своему отряду предупредить о случившемся и приказал пехоте с музыкой проходить мимо него в колонне по отделениям, артиллерии – по-орудийно. Около 3 часов дня недалеко от казачьего бивака вдруг грянул оркестр Сретенского полка, и генерал вышел из палатки в сопровождении китайского полковника и своего штаба. Стройно проходили ряды сретенцев и весело смотрели запыленные лица солдат, понимая, что генерал хочет хвастнуть врагу своими молодцами, а он, как нарочно, здоровался с каждою ротой отдельно. Эти стройные звуки, непривычные китайскому уху, ровные ряды войск, тяжелое громыхание орудий, громкое — «здравия желаем», блеск оружия и снаряжения, а также полное однообразие формы самым ошеломляющим образом подействовали на представителя враждебной армии, и генерал не ошибся в расчете. «Вы видите, полковник, мои силы и подумайте – теперь может ли Цицикар рассчитывать на успех сопротивления?», – сказал он, пальцем указывая на хвост своего отряда, который в это время, спускаясь с холма, длинной черной змеей вился по долине» [Отряд..., 1902]. По данным забайкальского краеведа В.Ю. Апрелкова, за боевые заслуги во время Китайского похода 69 солдат и унтер-офицеров Сретенского полка были награждены знаком отличия военного ордена разных степеней. Первым Георгиевским кавалером полка стал фельдфебель Федор Иванов, получивший Георгиевский крест 4-й ст. «за взятие укреплений в районе города Айгуна». Впоследствии он получил Георгиевский крест 3-й степени. Десятки офицеров стали кавалерами боевых орденов. Весь личный состав полка был награжден серебряной медалью «За поход в Китай». По окончании боевых действий на территории Северной Маньчжурии Сретенский полк был расформирован и переведен в состав резервного батальона, который возвратился в Сретенск. 19 февраля 1903 г. личному составу Сретенского батальона за участие в боях 1900 г. была пожалована коллективная награда – знаки на головные уборы с надписью «За Хинган 3-го августа 1900 г.» [Майоров, 2007]. Приказом от 4 января 1902 г. в Забайкалье сформирована 1-я Сибирская резервная бригада со штабом в г. Чита. В состав бригады вошли Сретенский, Читинский, Нерчинский и Верхнеудинского резервного батальона. 9 июля 1902 г. Сретенский батальон получил название 1-го Сретенский резервный пехотный батальон. Согласно циркуляру главного штаба для батальона введена новая шифровка на погоны и эполеты – «1.Р.С.», а на околыше фуражки для нижних чинов – «№ 1» (установленный номер батальона).
В январе 1904 г. вышел манифест об объявлении войны Японии, 28 января – Высочайшее повеление о мобилизации войск и учреждений Сибирского военного округа. Сретенский батальон вновь входит в состав действующей армии. В феврале 1904 г. началось комплектование батальона резервистами, призываемыми из запаса. В марте батальон был развернут в Сибирский пехотный полк (командир – полковник Григорий Алексеевич Лобасов) в составе 1-й Сибирской пехотной дивизии, развернутой из 1-й Сибирской пехотной резервной бригады. Циркуляром главного штаба от 4 марта 1904 г. для формируемого Сретенского полка вводится новая шифровка на погоны – «1.Сб.». 10 апреля 1904 г. полк получил новое наименование – «1-й пехотный Сибирский Сретенский полк».
Укомплектованная резервистами 1-я Сибирская дивизия убывает в Маньчжурию и 27 апреля 1904 г. вливается в состав 3-го Сибирского корпуса Маньчжурской армии [Личный состав..., 1904]. По прибытии в Маньчжурию полк был разделен и отдельными частями рассредоточен по всей Маньчжурской армии. Батальоны и роты полка входили в отдельные отряды полковника Шестакова, генералов Мадритова, Ренненкампфа, Орлова, в составе которых приняли участие в боевых действиях. Отдельные подразделения полка охраняли ставку наместника в г. Мукден, железную дорогу от ст. Маньчжурия до ст. Харбин, несли гарнизонную службу в разных городах.
Подразделения Сретенского полка приняли участие в крупных сражениях с японской армией: 9 июня 1904 г. – при Айянямыне; 20 августа 1904 г. – в боях при Янтайских копях; с 25 по 30 сентября 1904 г. – под Бенсиху; в феврале 1905 г. – на р. Шахе; 27 февраля 1905 г. – у деревни Лиунчихутум; 1 марта 1905 г. – у деревни Суятун и др. [Хронологический указатель..., 1913]. По данным В. Ю. Апрелкова, за проявленную храбрость в боях Русско-японской войны 407 солдат и унтер-офицеров Сретенского полка были награждены Георгиевскими крестами. Полными кавалерами ордена стали младшие унтер-офицеры Карп Богданов и Григорий Фурсов. Кавалерами трех степеней стали зауряд-прапорщик Максим Николаев, Василий Крупеников, Григорий Наурусов, Матвей Байкалов, Прокопий Тимофеев, старший унтер-офицер Даниил Чебыкин, младшие унтер-офицеры Никанор Лунев, Степан Карпов, сигналист Александр Лушников, младший медицинский фельдшер Дмитрий Калмыков. Подполковник Павел Михайлович Федоров награжден золотым оружием с надписью «За храбрость». Золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте награжден полковой священник Александр Николаевич Костров. Весь личный состав полка наградили светло-бронзовой медалью «В память Русско-японской войны 1904–1905 гг.».
Командование высоко оценило мужество и героизм личного состава Сретенского полка, проявленные на полях сражений Русско-японской войны. 1 января 1907 г. Сретенскому полку было пожаловано Георгиевское знамя «За отличие в войну с Японией». Знамя образца 1900 г. представляло собой тканое белое полотнище с красной каймой. На лицевой стороне знамени изображена икона Спаса Нерукотворного, над иконой надпись «С нами Бог» [Шевяков, 2002]. На оборотной стороне вышитый золотом и серебром вензель Николая II. Полотнище крепилось к желтому древку с навершием в виде копья с Георгиевским крестом, покрытым финифтью, в полном венке. К знамени также крепился отрезок Георгиевской ленты с надписью «За отличие в войну с Японией 1904 и 1905 гг.».
1 декабря 1906 г. 1-й пехотный Сибирский Сретенский полк переформирован и переименован в 1-й пехотный Сибирский резервный Сретенский полк, переведен в г. Иркутск. В связи с военной реформой 20 февраля 1910 г. переформирован в 37-й Сибирский стрелковый полк, вошел в состав 10-й Сибирской стрелковой дивизии 4-го Сибирского армейского корпуса и был переведен в г. Благовещенск. Ему перешло знамя, старшинство и воинский праздник Сретенского резервного пехотного полка.
Летом 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну. В сентябре 37-й Сибирский стрелковый полк в составе 4-го Сибирского корпуса был направлен на Западный фронт. В январе 1915 г. принял участие в боях на Северо-Западном, с августа 1915 г. – на Западном, с сентября 1916 г. – на Юго-Западном и с декабря 1916 г. – на Румынском фронтах. Летом 1916 г. полк участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве. В боях проявил выдающуюся, отмеченную даже противником храбрость. В 1918 г. полк расформирован.
Библиографический список
Забайкальская казачья книжка / сост. М. Хорошхин, Е. Путилов. – СПб.: Тип. А. С. Суборина, 1893; Личный состав чинов Маньчжурской армии. – Ляоян: Тип. Полевого штаба Маньчжурской армии, 1904; Майоров В. В. Забытая война. Поход русской армии в Китай. – М.: РИЦ «Кавалеръ», 2007. – 46 с.; Минер В. Н. Боевые знамена России. – М.: Редакция журнала «На боевом посту» внутренних войск МВД России, 2006. – 271 с.; Настольный хронологический указатель постановлений, относящихся до устройства военно-сухопутных сил России с 1550 до 1890 гг. / сост. В. В. Штейнгель. – СПб., 1890. – 206 с.; Отряд генерала Ренненкампфа в 1900 г. // Варшавский военный журнал. – 1902. – № 9; Памятная книжка Забайкальской области на 1891 г. Издание Забайкальского Областного Статистического Комитета. – Чита: Типография Забайкальского Областного Правления, 1891. – 134 с.; Хронологический указатель военных действий русской армии и флота: в 5 т. Т. 5: 1900–1905 гг. – СПб.: Военная типография, 1913. – 166 с.; Шевяков Т. Н. Знамена и штандарты Российской императорской армии конца XIX – начала ХХ в. – М.: АСТ, Астрель, 2002. – 48 с.; Широкорад А. Б. Россия и Китай. Конфликты и сотрудничество. – М.: Вече, 2004. – 275 с.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 162–167. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna