Категории:
Русско-японская война 1904-1905 гг. карта с сайта http://www.ostu.ru
Русско-японская война

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904—05, между Рос. империей и Японией за господство в Сев.-Вост. Китае и Корее. Начата Японией внезапным нападением япон. боевых кораблей на суда 1-й Тихоокеанской эскадры России у крепости Порт-Артур и порта Чемульпо (Корея) 26.1.1904. Основные события 1904: героическая оборона Квантунского укрепрайона и крепости Порт-Артур войсками 3-го Сиб. корпуса и моряками флотского экипажа с приданными крепостными подразделениями и пограничниками; сражение рус. Маньчжурской Армии с 3 армиями Японии — на р. Ялу, у г. Вафангоу, Ляояна, на р. Шахэ; 1905 — сражения у г. Мукдена, позиционная война на Сыпингайских позициях, Цусимское морское сражение в мае 1905. На второстепенных фронтах Р.-я. в. боевые действия велись в Сев. Корее, на о. Сахалин и на побережье Камчатки. Забайкальцы участвовали в войне с самого начала — в составе команды канонерской лодки «Кореец» находился матрос-рулевой И. В. Бурдуковский, крестьянин с. Домна-Ключи Заб. обл., а на борту канонерской лодки — полусотня казаков 1-го Верхнеудинского полка ЗКВ, и до конца — полки ЗКВ, находившиеся на разграничительной линии между рус. и япон. войсками после заключения мира, последними покинули Маньчжурию. В боевых операциях Р.-я. в. впервые в истории Вооруж. сил. России приняли участие воздухоплавательные подразделения. Первой из них в Маньчжурию из Читы прибыла 4-я Сибирская воздухоплавательная рота. В ходе войны в Заб. были мобилизованы практически все годные к военной службе мужчины в возрасте от 21 до 35 лет, что привело к значительному сокращению засеваемых сельхозкультурами площадей и, как следствие, резкому падению жизненного уровня забайкальцев, усугубленному неурожаем 1905. В Заб. неоднократно проводились реквизиции скота и зерна для обеспечения нужд действующей армии. Все это привело к росту революционных выступлений и акций протеста среди населения Заб. обл. в 1905—06 (см. Революция 1905—07). Для подавления революционных выступлений (см. «Читинская республика») в Заб. была направлена из Маньчжурии карательная экспедиция генерала П.К.Ренненкампфа, а с зап. направления — генерала А.М.Меллер-Закомельского. На войну с Японией были мобилизованы 9 полков, 4 батареи и 3 пеших батальона ЗКВ. Казаки старших возрастов призывались в отдельные сотни для охраны гос. границы и ж.д. Крестьяне и рабочие на протяжении войны призывались в основном для комплектования 36 Вост.-Сиб. стрелковых полков, 10 Вост.-Сиб. артиллерийских бригад и резервных батальонов, несущих гарнизонную службу в пределах области, а также пехотных частей третьей очереди, в частности 2-го пехотного Сиб. Чит. и 1-го пехотного Сиб. Сретенского полков. Забайкальцы из числа ниж. чинов запаса флота призывались также в экипажи судов, дислоцировавшихся в Порт-Артуре, Владивостоке и Хабаровске. Части ЗКВ, Вост.-Сиб. полки и артиллерийские бригады отличались массовым героизмом личного состава, что было отмечено коллективным награждением этих частей Георгиевскими знаменами, Георгиевскими трубами и рожками, знаками отличия на головные уборы. Особенно отличились солдаты и офицеры 1-й, 4-й Вост.-Сиб. стрелковых дивизий, 5-го Вост.-Сиб. стрелкового полка 4-й и 7-й Вост.-Сиб. артиллерийских бригад, казаки 4-й сотни 1-го Верхнеудинского полка ЗКВ, входившие в состав гарнизона крепости Порт-Артур. В Маньчжурской армии особо проявили себя в боях 1-й Вост.-Сиб ЕИВ Николая II стрелковый полк, 11, 21, 33, 34, 35, 36-й Вост.-Сиб. стрелковые полки, 1, 6 и 9-я Вост.-Сиб. артиллерийские бригады. С тер. России театр военных действий был связан Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), еще не полностью достроенной, и далее через Заб. однопутной Забайкальской железной дорогой. К нач. войны Заб. ж.д. пропускала не более 5 пар поездов в сутки, из них один поезд использовался как хоз. для нужд самой дороги и еще один как почтово-пассажирский. К июлю 1904 пропускная способность усилена до 12 пар поездов, к окт. — до 16,5 пар, к авг. 1905 — до 20 пар. Для этого пришлось уложить 48 верст второго пути на горных участках, устроить новые разъезды и мастерские, улучшить водоснабжение. Особые сложности вызывало преодоление оз. Байкал. Кругобайкальская ж.д. оказалась достроена только к осени 1904. До этого времени войска и грузы переплавлялись через Байкал на пароходах, баржах и ледоколе. Но с кон. дек. до сер. апр. навигация прекращалась и войска двигались по льду походным порядком, преодолевая за один переход 42 версты. Для перегонки за Байкал подвижного состава в зиму 1904/05 по льду был уложен рельсовый путь, позволивший перегнать 2310 вагонов и доставить в разобранном виде 20 паровозов. Всего через Заб. ж.д. в Маньчжурию проследовало 1,3 млн людей, 230 тыс. лошадей и 58 млн пудов груза. Значительных сил требовала охрана ж.д. В пределах Маньчжурии ее обеспечивал Заамурский окр. пограничной стражи, состоявшей из 55 рот, 55 сотен и 7,5 батарей. В годы Р.-я. в. Заб. являлось фактически основной тер. для тыловых баз, запасных частей и военных лазаретов. Чит. военный лазарет был дополнительно расширен. Прибывшие из Москвы, Киева, Ярославля и Екатеринбурга лазареты, находившиеся под опекой Красного Креста, размещались в зданиях гимназий и духовного уч-ща. Всего действовало 160 лазаретов, в них лечилось 152 тыс. военнослужащих, из них 13 тыс. умерли. Сюда же эвакуировалось имущество рос. предприятий и организаций. Так, в Чите была размещена Читинская женская гимназия 2-я (Порт-Артурская). 18.4.1905 в Заб. было введено военное положение, действовавшее до конца войны. Несмотря на массовый героизм солдат и офицеров и численное превосходство живой силы над япон. войсками, Р.-я. в. была проиграна Рос. империей из-за ошибок гос. полит. и военного руководства, неблагоприятной внешней и внутренней полит. обстановки. Общие потери России и Японии составили примерно по 210 тыс. чел., из них рус. войска потеряли убитыми 50 тыс., япон. войска — 86 тыс. воен-нослужащих. Россия лишилась своего флота на Тихом океане, уничтоженного или частично плененного японцами в морских сражениях и после взятия ими Порт-Артура. По Портсмутскому мирному договору от 5 сент. с 23.9.1905 Россия признала за Японией преобладающие интересы в Корее, уступала ей права на аренду Квантунского п-ова с гг. Порт-Артур и Дальний, передала без оплаты юж. ветку Юж.-Маньчж. ж.д. со всем имуществом. Во владение Японией перешла юж. часть о-ва Сахалин до 50-й параллели. Россия также выплатила Японии денежную компенсацию за содержание рус. военнопленных. Для награждения участников рус.-япон. войны указом Николая II от 21.1.1906 была учреждена специальная медаль на Александровско-Георгиевской ленте, имеющая 3 разновидности. Серебряной награждались защитники Порт-Артура, бронзовой — участники боев, медной — служившие в тылу и не участвующие непосредственно в сражениях. К 1914 для участников обороны Порт-Артура был учрежден специальный крест.

Лит.: Летопись войны с Японией / Под ред. А. Дубенского. — СПб., 1904—1905; Свечин А. Рус.-япон. война 1904—1905 гг. — СПб., 1910; Керсновский А. А. История рус. армии: В 4 т. — М., 1994. — Т. 3; Смирнов Н. Н. Слово о заб. казаках. — Волгоград, 1994; Шипов А. В. Россия и Япония — история военных конфликтов. — М., 2003

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края