ЭВЕНКИ, тунгусы (до нач XX в.), народ, проживающий на просторах от Енисея до Охотского моря. Э. относятся к южносибирскому типу монголоидной расы. Язык Э. принадлежит к тунгусо-маньчж. ветви алтайской языковой семьи. В наст. время численность эвенков в РФ 30 тыс. чел. В Чит. обл. по переписи 2002 – более 1400 чел. Этническая история Э. уходит корнями в каменный век Вост. Азии и Юж. Сиб. Первоначально обитали на всей тер. Заб. Начиная с XVII в. постепенно оставили юж., а затем центр. р-ны, или же были ассимилированы русскими и бурятами. Эвенков, смешавшихся в межэтнических браках и занимавшихся скотоводством, именовали хамнегане, солоны или конные эвенки. В наст. время в пределах Чит. обл. проживают в сев. р-нах – Каларском, Тунгиро-Олекминском и Тунгокоченском. В основном живут в селах, построенных по рус. образцу. Вообще эвенки современных поколений в немалой степени вобрали в себя рус. кровь и облик и говорят чаще всего по-русски. В осенне-зимне-весенний сезоны Э.-охотники живут в тайге, используя чумы с брезентовым покрытием или брезентовые палатки (прежние ровдужные покрытия весьма редки); железная печка все чаще заменяет очаг. Используют охотничьи ружья, самострелы и проч. Успешно, но расчетливо добывают соболя, лося, изюбря, сев. оленя и др. зверя. Сохраняют старинные способы обработки шкур. Мясо и рыба употребляются в жареном, вареном, вяленом, сыром мерзлом виде, из субпродуктов приготовляются колбасы, из муки – сухие лепешки, мозг из трубчатых костей и ягоды служат деликатесами. Э. соблюдают уважение к огню, жилищу, особое почтение оказывают гостям. Наряду с покупной одеждой носят самодельную из выделанных шкур, украшенную вышитым орнаментом, к-рому придают смысловое значение и считают оберегом. Реальные религиозные ориентиры проявляются в вере в духов, силу шаманов и происхождение от медведя или волка. Э. генетически приспособлены для жизни в северных, подчас экстремальных условиях. Дополнительная биол. защита от простудных и легочных заболеваний обеспечивается традиционной пищей – оленьим мясом и молоком. Э. сохраняют обычаи тайги, понимают и оберегают природу. С VI–VII вв. Э. успешно занимались оленеводством. Социальные изменения XX в., в т.ч. коллективизация 1930-х, – неудачное преобразование колхозов в совхозы (1977) и новейшие реформы – привели к разорению общественных и личных хоз-в Э. и почти полному исчезновению оленеводства. Только отдельные семьи Э. кочуют по тайге с небольшим кол-вом оленей. Ныне осуществляется гос. и общественная помощь Э. как народу, испытывающему существенные сложности в социализации в условиях цивилизационных новаций. Предполагается организовать диспансеризацию Э. с целью контроля над состоянием их здоровья и распространением в их среде алкогольных пристрастий; расширить адресную помощь молодым эвенкам в трудоустройстве и получении специального образования; содействовать развитию традиционного охотничьего промысла; создавать культурные досуговые компьютерные центры, обеспечить поступление науч., учеб. и художественной лит. в библиотеки и школы; ввести в практику вузов подготовку учителей, знающих эвенк. яз. Приметна успешная деятельность в этом направлении Ассоциации малочисленных народов Севера и адм. Каларского, Тунгокоченского и Тунгиро-Олекминского р-нов.
Категории:
|
Лит.: Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. XX в.). – Л., 1969; Туголуков В. А. Следопыты верхом на оленях. – М., 1969; Народы и религии мира. Энцикл. // Гл. редактор В. А. Ташков. – М., 1998. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna