Категории:
Промышленный переворот

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ, переход от ручного пр-ва к машинному. Основан на внедрении системы машин, приводимых в действие паровым двигателем. Заложил первичную материально-техн. базу индустриального о-ва, способствовал формированию его социальной структуры, быстрому росту численности населения, ускорил процесс урбанизации. Первые признаки П. п. в Заб. появились в нач. XIX в. и связаны с опытами талантливых механиков Петровского железоделательного з-да (см. Петровск-Забайкальский металлургический завод) Ф.П.Борзова и С.В.Литвинова по созданию и применению паровой машины. П. п. начался в сер. XIX в., когда на Петровском з-де стали производить паровые машины. В 1850–52 для собственных нужд з-да изготовили машину в 16 л. с., а затем 136 л. с. Сооружена была и паровая машина для 1-го парохода в Заб. «Аргунь». С 1860-х П. п. стал распространяться в золотодобывающей пром-ти, сначала на частных приисках, а с кон. XIX в. – на кабинетских. Из последних впервые машины с паровым двигателем применили на Казаковском прииске. На Воскресенском и Ильинском приисках «Товарищества братьев Шумовых» применялись хим. и гидравлический способы добычи золота. В нач. XX в. появились 1-е драги. В целом машины и новейшие способы добычи золота в 1900–11 использовались только на 6 (4,2 %) из 144 приисков Заб. Самым крупным проявлением П. п. стало развернутое гос-вом стр-во Заб. ж.д. в 1895–1900. На магистрали создали 11 паровозных депо, при к-рых существовали ж.-д. мастерские, в т.ч. в Чите – гл. (см. Читинские главные железнодорожные мастерские). Под влиянием развития ж.-д. транспорта возникла угольная пром-ть (1905). На Черновских и Тарбагатайских копях, осуществлявших основную добычу топлива, уголь добывался открытым способом с использованием паровых экскаваторов, паровозов с вагонетками, паровых и электрических лебедок. В 1915 стало действовать горно-рудное предприятие по добыче и обогащению руд вольфрама в Букуке. В обрабатывающей пром-ти техн. оснащенностью отличались предприятия винокуренной пром-ти. Появились предприятия лесной пром-ти. В нач. XX в. действовали 10 лесозаводов и 23 пилорамы. Одним из первых районов возникновения лесной пром-ти стал бас. р. Хилок (см. Бадинский леспромхоз). Возникло цементное пр-во. Общее число фабрично-заводских заведений в Заб. обл. выросло с 96 в 1900 до 324 в 1910, а стоимость производимых на них товаров увеличилась соответственно с 344 760 до 8 944 090 р. 70 % произведенной продукции (по стоимости) давала угольная пром-ть. 32 % пром. пр-ва приходилось на Читу. Возникли станции и рабочие поселки – Верхнеудинск, Хилок, Борзя, Чита-1 (пос. Дальний Вокзал с 10 тыс. жителей), Карымская, Шилка, Могоча. Сформировался заб. отряд рабочего класса – 41 292 рабочих в 1914. Происходили демографические изменения. Чита превзошла старинные заб. города – Верхнеудинск, Нерчинск, Троицкосавск по кол-ву жителей. Их численность в Чите выросла с 3 тыс. чел. в 1863 до 11,5 тыс. в 1897 и до 52,8 тыс. в 1917. Гор. население области с 1900 по 1912 увеличилось в 3 раза. Но его доля в общей численности населения Заб. составляла всего 8,5 %. Слабо П. п. затронул с. х. В 1910 одна сеялка приходилась на 7868 хоз-в, одна жатвенная машина – на 51 хоз-во, одна молотилка – на 103. Техника на заб. предприятиях была привозной, преимущественно германской, что сказалось на техн. оснащенности предприятий в годы 1-й мировой войны. Из-за конкуренции уральских заводов в тяжелом положении оказался Петровский з-д. С 1913 началось его переоборудование. В целом П. п. в Заб. приобрел затяжной характер. До 1917 он полностью реализовался только в ж.-д. транспорте, во всех др. отраслях находился на начальной стадии развития. Вместе с этим нач. XX в. отмечено новыми явлениями. В Заб. появились первые электростанции: Чит. (155 кВт – 1906), Сретенская, на Черновских и Тарбагатайских копях. Общая мощность Заб. электростанций в дореволюционное время немногим превышала 1000 кВт. Они были предвестниками наступающей индустриализации, к-рая обеспечила полное преобладание машинного пр-ва в экономике Заб., но уже при иных полит. и социальных условиях.

Лит.: Патронова А. Г. К истории зарождения золотой пром-ти в Вост. Заб. // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. – Иркутск, 1966; История Сиб. – Л., 1968. – Т. 2, 3; Алексеев В. В. К вопросу об основных этапах истории электрификации Заб. // 50 лет освобождения Заб. от белогвардейцев и иностранных интервентов. – Чита, 1972; Он же. Электрификация Сиб. 1885–1990 гг. – Новосибирск, 1973. – Ч. 1; История рабочего класса Вост. Заб. (1707–1922 гг.): Сб. докл. и материалов. – Иркутск, 1981; Патронова А. Г. Угольная пром-ть дореволюционного Заб. // Проблемы краеведения: Тез. докл. к предстоящей краеведческой конф. – Чита, 1983; Горюшкин Л. М. Аграрные отношения в Сиб. периода империализма (1900–1917 гг.). – Новосибирск, 1986; Комогорцев И. И. Заб.: общее и особенное в социально-экон. развитии // Экон. и социальное развитие Заб.: Тез. докл. к предстоящей науч.-практ. конф., посвященной 50-летию образования Чит. обл. – Чита, 1987; Орлов М. А., Хроленок С. Ф. Золотодобывающая пром-ть Вост. Сиб. и Д. Вост. в годы 1-й мировой войны (1914–1917 гг.) // Вопросы социально-экон. развития Вост. Сиб. (XIX–XX вв.). – Чита, 1989; Винокуров М. А. Сиб. в первой четверти XX в.: освоение тер., население, пром-ть, торговля, финансы. – Иркутск, 1996.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края