«ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», ФГУП, гос. ж.д. в составе Транссибирской магистрали. Связующее звено между Вост.-Сиб. и Дальневост. ж.д. Крайняя зап. ст. Петровский Завод (включительно), крайняя вост. — Архара (исключительно). Основная линия имеет ответвления, из них наиболее крупное — однопутная дорога юж. направления Тарская — Забайкальск (Кайдаловская ветвь) с собственными боковыми ветками Борзя — Соловьевск и Харанор — Приаргунск со своим дополнительным ответвлением Урулюнгуй — Краснокаменск. От Забайкальска существует выход на ж.д. Китая, от Соловьевска — на ж.д. Монголии. По основной линии Заб. ж.д. далее на вост. действуют ветки Приисковая — Нерчинск, Куэнга — Сретенск, Укурей — Ареда, Чернышевск-Забайкальский — Букачача, Сковородино — Рейново, Белогорск — Благовещенск, Завитая — Поярково, Бурея — Райчихинск, а также серия малодеятельных веток, особенно развитых в составе Читинского отделения Забайкальской железной дороги. Стр-во Заб. ж.д. как составной части Транссибирской магистрали началось 23.5.1895. Ему предшествовали изыскания по трассе ж.д. экспедиций Г.В.Адрианова, О.П.Вяземского. Стр-во ж.д. велось на участке от оз. Байкал до Сретенска. Нач. постройки дороги был А.Н.Пушечников, его первым помощником — Г. В.Адрианов. 2.9.1895 состоялась закладка ж.-д. пути в 5 верстах к зап. от Читы и ст. Чита. В июле 1897 катастрофическое наводнение разрушило большие участки ж.-д. пути, в т.ч. на ст. Чита. В сент. 1898 начато стр-во Кайдаловской ветки. 3.6.1899 открыто временное движение на участке Сретенск— Чита. 15.7.1899 заложен вокзал Чита-город (Чита-П). 16.12.1899 закончено стр-во участка ж.д. от ст. Мысовой до Сретенска, при этом встреча строителей произошла между ст. Толбага и Хохотуй на 345 версте. На ст. Толбага в честь этого события построена Святого Михаила архангела часовня. В 1900 на Кукинском перевале через Яблоновый хр. установлены из каменных блоков вост. и зап. порталы тоннеля, на фасадах к-рых эмблема стр-ва Транссиба в виде перекрещенных якоря и топора и тексты — в соответствии с направлением движения — «К Атлантическому океану», «К Великому океану». В янв. 1900 открыто временное движение на участке Мысовая — Сретенск; 1.7.1900 состоялось официальное открытие ежедневного движения поездов на участке Иркутск — Сретенск. С того времени Заб. ж.д. принята в эксплуатацию вместе с Читинскими главными железнодорожными мастерскими. 13.7.1903 принята в постоянную эксплуатацию Китайско-Восточная железная дорога. В окт. 1905 открыто прямое ж.-д. сообщение Санкт-Петербург — Сретенск. В 1906—07 повторные изыскательские работы экспедициями Ф.Н.Дроздова и Е.Ю.Подруцкого. В 1909—14 стр-во вторых путей от Иркутска до Карымской. В 1910 окончена постройка головного участка Амурской железной дороги от ст. Куэнга до ст. Урюм. В дек. 1913 пошли поезда до Белогорска и Благовещенска. Полностью стр-во Амурской ж.д. окончено в 1916. В мае 1918 дорога национализирована с подчинением Нар. комиссариату путей сообщения (НКПС). 1.9.1920 принято решение о разделении Заб. ж.д. на собственно Заб. в границах от ст. Чернореченская до ст. Верхнеудинск с управлением в Иркутске и Читинскую железную дорогу от ст. Верхнеудинск до ст. Сретенск с управлением в Чите. В апр. 1922 к Чит. дороге присоединен участок Куэнга — Ксеньевская, в марте и апр. 1923 — участок Ксеньевская — Магдагачи — Ушумун. 28.7.1925 слияние Заб. ж.д. и Чит. ж.д. в одну Заб. ж.д. в границах ст. Иннокентьевская — ст. Сковородино с управлением в Чите. В 1936 границы Заб. ж.д. определены от ст. Петровский Завод до ст. Ксеньевская. С 5.5.1936 по 15.9.1943 Заб. ж.д. называлась «Дорога им. В. М.Молотова». В 1942 на паровозоремонтном з-де (см. Читинский тепловозоремонтный завод) для фронта построен бронепоезд «Забайкалец». Передан фронту построенный на средства железнодорожников поезд-баня, собраны средства на танковые колонны «Комсомолец Забайкалья», «Амурский железнодорожник», на эскадрилью «Всевобуч». В 1959 в связи с ликвидацией Амурской ж.д. участок от ст. Ксеньевская до ст. Архара введен в состав Заб. ж.д. С 1961 по гл. ходу дороги начался переход на тепловозную тягу. В 1971 введена в эксплуатацию Малая Забайкальская железная дорога в Чите. В 1972 сдана в эксплуатацию ветка Харанор — Урулюнгуй — Краснокаменск, построенная вместо узкоколейной дороги. В 1973 сдан в эксплуатацию участок ж.д. Урулюнгуй — Приаргунск. В 1973—74 последовательно введены в эксплуатацию электрифицированные участки Чита — Карымская, Чита — Петровский Завод, в 1983 Белогорск — Архара, в 1984 Шимановская — Белогорск и Карымская — Шилка, в 1985 Шимановская — Ушумун, в 1987 Сковородино — Ерофей Павлович, в 1988 Ерофей Павлович — Могоча, Чернышевск-Забайкальский — Шилка, в 1990 Зилово — Чернышевск-Забайкальский. Полностью завершена электрификация гл. хода в 1994 . До 1995 предприятие состояло из 5 отд-ний: Читинского, Могочинского, Свободненского, Сковородинского, Борзинского, с 1995 — из первых трех. В 1999 начато оснащение дороги волоконно-оптической связью. Техн. обслуживание подвижного состава осуществляется в 10 основных локомотивных и 13 вагонных депо. Дорога оборудована автоблокировкой, имеет систему централизации стрелок и сигналов. Эксплуатационная длина 3436 км. Основные узловые ст.: Петровский Завод, Чита, Карымская, Шилка, Могоча, Ерофей Павлович, Уруша, Магдагачи, Шимановская, Белогорск, Завитая. Осуществляет пассажирские и грузовые перевозки. Наибольший объем работ в 1988: грузооборот 182473 млн т-км, отправление грузов 41057 тыс. т, в т.ч. угля 18819 тыс. т, леса 4558 тыс. т. В 2000 грузооборот дороги 103592 млн т-км, отправлено грузов 18703 тыс. т, в т.ч. угля 13850 тыс. т, леса 1003 тыс. т. В 2000 перевозки пассажиров 4246 млн пас.-км, в 2002 — 3940 пас.-км. Основная доля в грузообороте приходится на транзитные перевозки. Ж.д. имеет системообразующее значение для экономики Чит. обл. и является одним из основных работодателей. В 2000 на Заб. ж.д. (включая Амурскую обл.) работало 68 тыс. чел., в 2002 — 66,8 тыс. В 1976 Заб. ж.д. награждена орденом Трудового Красного Знамени, в 2000 торжественно отметила 100-летие. В 2008 на ст. Чита-2 открыт памятный знак строителям Транссибирской магистрали. С 1.10.2003 филиал ОАО «Российские ж.д.». Предприятием руководили В.В.Оглоблин (1900—03), А.А.Свентицкий (1904—07), Ф.И. Кнорринг (1907—14), Н.С.Зурабов (1914—19), А. А. Лазаревский (1919—20), Н.С. Кислицын (1920—21), Э. Р. Кастель (1921), В. Е. Попель (1921—22), И. А. Адриановский (1922—23), Н. Г. Тюренков (1924-26), И. И. Артемов (1926-28), П. М. Мальгинов (1928-30), И. А. Житков (1931-32), О. Б. Раскин (1932—33), А. К. Мирский (1933), А. И. Осипов (1933—34), Ф. С. Друскис (1934—37), Г. М. Шпекторов (1937), М. П. Степанов (1937-38), Н.А. Гундобин (1938-42), Н.Т. Закорко (1942-43), И.А. Корчаченко (1943-46), А.Е. Фатеев (1946-52), Г. М. Пономарев (1952-53), Р. А. Тышков (1953-55), И.С. Стреков (1955—64), И. В. Казимиров (1964—67), В.П. Калиничев (1967—75), С. И. Соловьев (1975—78), A.M. Палихов (1978-83), Г. Г. Видякин (1983-86), А.И. Довгялло (1986-95), А. Б. Васильев (1995-97), Н.К. Воробьев (1997-2001), В. Ф. Сехин (2001—03), В. Н. Хохряков (с 2003). Звания Героя Соц. Труда удостоены 13 чел., в т.ч. А.Л. Артемьев, В.Ф. Лихитченко, И.Т. Соловьев. Более 160 работников награждены орденами, в т.ч. орденами Ленина — А. Е. Фатеев, А. В. Бринцев, И. Д. Бугроменко, Х. А. Бурковский, Г. А. Григорьев, А. И. Гуляев, И. Д. Дмитриев, В. И. Каслов, И. Е. Смирнов, Н. В. Хроменков, М. И. Манерный; орденами Трудового Красного Знамени — А. С. Артамонов, Г. М. Дахновский, И. А. Байкин, Г. И. Багданов, С. Н. Ковалев, Н. Г. Кочнев, С. Н. Туккаев, С. А. Шемелев, И. Д. Пархоменко, И. С. Стреков; орденом «Знак Почета» — И. А. Додонов, B.C. Терентьев.
Категории:
|
|
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna