ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ ЛИНЕЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ НА ТРАНСПОРТЕ. 30.3.1899 в Иркутске образовано Заб. жандармское полицейское управление для надзора на строящейся от Иркутска до Маньчжурии Заб. ж. д. Управлению подчинялись: Иркутское (ст. Иркутск), Верхнеудинское (ст. Верхнеудинск), Чит. (ст. Чита), Сретенское (ст. Сретенск), Маньчж. (ст. Маньчжурия) отд-ния. Воз¬главляли их ротмистры Отдельного корпуса жандармов. Штаб-квартира Чит. отд-ния находилась в Чите. Район ведения: ж.-д. ст. Сохондо, Яблоновая, Инго-да, Кручина, Маккавеево, Кит. разъезд (Карымская). Отд-ние возглавлял ротмистр Г.Н. Ребиндер. Штат состоял из нач., вахмистра и 15 унтер-офицеров, осуществляли функции полит. полиции и вели борьбу с уголовной преступностью. В соответствии с полицейскими ж.-д. правилами следили за исправностью пути, чистотой на перронах, правильностью составления грузовой документации, сохранностью пломб на дверях вагонов, имели право отстранять от работы поездную бригаду. Нач. отд-ния 1 раз в 2 нед объезжал подведомственный район, выезжал на место чрезвычайного происшествия и лично проводил дознание. О происшествиях немедленно докладывалось военному губернатору Заб. обл. и в жандармское полицейское Управление (Иркутск), к-рое информировало генерал-губернатора и командира Отдельного корпуса жандармов в Санкт-Петербурге. В пределах своих полномочий жандармское полицейское Управление осуществляло контакты с полицейскими службами Китая. В 1917–23 действовало Управление милиции Заб. (Чит.) ж. д., нач.: Н.А. Трифонов (дек. 1917), Колчин (авг. – сент. 1918), Нартов (янв. 1919), Жарков (нояб. 1919), Никифоров (дек. 1919 – янв. 1920), Муланов (окт. 1920); В.И. Пестрых (нояб. 1920), Смышляев (май 1921); Д.И. Фоменко (июнь – июль 1921), И.П.Кашин (дек. 1921), Ф.М. Нестеров (март 1922), И.Т. Пименов (окт. – нояб. 1922), Томилко (янв. 1923). С 1923 функции милиции стали выполнять специальные подразделения транспортного Особого отд. ГПУ–ОГПУ–НКВД. Созданные в 1937 дорожные отд. милиции до 1954 входили в состав дорожно-транспортных отд. НКВД (с 1943 НКГБ), с 1947 – в состав Гл. управления охраны МГБ СССР на ж. д. и водном транспорте. Нач. дорожного отд. милиции ж. д. им. Молотова (с 1943 Заб. ж.д.): М.Е. Западин (с 1937), П.С.Баландин (с 1938), Орлик (1941), М.И. Савинков (с 1942), Демин (с 1945), Долгов (с 1946), А.Г. Гейлер (с 1947), Н.Т. Стрекаловский (июнь – сент. 1954), А.П. Север-ский (янв. 1964 – март 1971). В годы ВОВ десятки сотрудников Заб. транспортной милиции ушли на фронт, многие отличились в боях, командир отд-ния линейного отд. внутренних дел на ст. Чита-1 Г.А. Забелин удостоен звания Героя Сов. Союза, более 50 чел. погибли. Оставшиеся сотрудники обеспечивали пропуск поездов на фронт, охрану нар. грузов и общественный порядок, боролись с преступниками. В июне 1971 дорожный отд. милиции Заб. ж. д. преобразован в Заб. отд. транспортной милиции, нач.: А.М. Михайлов (с 1971), Г.П. Цепенников (1974–78). В авг. 1978 создано Заб. управление внутренних дел на транспорте (УВДТ), нач.: Г.Г. Костюченко (с 1978), В.Т. Солодков (с 1983), Ю.К. Воложанин (с 1987), В.А. Ансимов (с 1994), Ш.М. Нурадинов (с 2001), А.Г. Иванов (2004 – авг. 2010). В 2010 Заб. УВДТ преобразовано в Заб. линейное управление внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) МВД России. В 2011 Заб. ЛУВДТ МВД России преобразовано в Заб. линейное управление МВД России на транспорте. Главная задача транспортной полиции – борьба с преступностью на объектах ж. д., воздушного и водного транспорта. Более 100 сотрудников удостоены правительственных наград за мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Сев. Кавказе, из них 9 чел. награждены орденом Мужества. Линейные подразделения управления дислоцируются в Заб. кр. и Амурской обл. В Заб. кр. сотрудники Заб. транспортной полиции несут службу от ст. Петровский Завод до ст. Архара Амурской обл. (ок. 2300 км) и на юж. ветке ж. д. от ст. Карымская до ст. Забайкальск. В объекты обслуживания входят 6 аэропортов и 4 речных порта. В 1999 Заб. УВДТ посетила официальная делегация отд. общественной безопасности полиции на транспорте г. Хайлар. Гости из КНР присутствовали на торжественном заседании, посвященном 80-летию образования транспортной милиции России. В мае 2006 в отд. общественной безопасности полиции на транспорте г. Хайлар АРВМ КНР состоялась рабочая встреча руководителей аппарата Управления Заб. УВДТ во главе с генерал-майором милиции А.Г. Ивановым с кит. коллегами. Было подписано соглашение, направленное на развитие и совершенствования двустороннего сотрудничества, увеличения объема взаимного обмена информацией. Представители Заб. УВДТ ознакомились с состоянием правопорядка, организацией работы полиции общественной безопасности на транспорте, опытом обеспечения безопасности пассажиров на объектах ж.-д. транспорта КНР. Руководители постоянно участвуют в рабочих встречах с коллегами КНР, а также заняты проблемами пресечения незаконной миграции, контрабанды. Нач. полковник полиции И.В. Бояркин (с авг. 2011).
Лит.: Никифоров П.М. Записки премьера ДВР. – М., 1969; Заб. транспортная... / сост. В.Г. Прудников, Э.О. Хавкин, В.С. Карасев и др. – Чита, 1999; Хавкин Э.О. Тревожный рассвет над Чечней. – Новосибирск, 2001; На страже магистралей / сост. И.И. Барский, Б.А. Васильев и др. – М., 2002; Качуров С.Ю. Организация и деятельность специальных формирований МВД в Вост. Сиб. XIX – нач. XX в. // Силовые структуры России: сб. статей. – Иркутск, 2004; Заб. УВДТ / сост. А.Ю. Абрамов, О.И. Горкина, Д.С. Дудин. – Чита, 2006; Куликов А.Г. История образования и развития спецслужб Заб. (до 1917 г.). – Чита, 2006.