КАМЕННЫЕ КЛАДКИ, вид археол. памятника. По расположению кладки связаны с горно-таежными районами Вост. Заб. Открыты археол. отрядом Чит. ЦСИКН в 1996–2002 в Могочинском и Чернышевском р-нах. Выявлено 24 местонахождения К. к., встречающихся как единично, так и группами. Самой большой группой является Большая Чичатка, где насчитывается 105 кладок. В 2000–04 в зоне строящейся федеральной автомобильной дороги «Амур» проведены спасательные археол. работы на 68 кладках групп Бол. Чичатка, Богузия-1, Колокольный, Усть-Белый Урюм, Сестренки, Усть-Давенда и одиночных кладках Амазар, Бедовый, Усть-Давенда. В 4 кладках зафиксированы фрагменты кости птицы и жаберная кость крупной рыбы. На объекте Бол. Чичатка рядом с одной из кладок в почве обнаружен фрагмент кованого железного предмета – П-образно изогнутая пластина размером 8,7 х 1,65 х 0,12 см. В центр. части пластины имеются конические отверстия диаметром от 2–3 мм, пробитые с внутренней части предмета.
Местонахождение К. к. связано с курумными россыпями и скальными обнажениями, служившими источниками строительного материала. Все известные объекты обращены к долинам рек, расположены на поверхности шлейфов. Кладки имеют выраженные геометрические очертания. Преобладают в плане квадратные, прямоугольные, овальные, встречаются треугольные, Г-образные. Профиль в основном колодцеобразный, кубовидный, реже плоский, курганный, эллипсоидный. Сооружения имеют длину от 1,5 до 5,5 м; ширину от 1,1 до 4,6 м; высоту от 0,2 м до 1,0 м. Искусственный характер кладок не вызывает сомнений. Крайне слабая степень задернованности и растительные остатки в основании кладок могут указывать на датировку сооружений в пределах нового времени. Зафиксированный в ходе раскопок археол. инвентарь крайне немногочислен. Прямых следов, указывающих на погребальный характер сооружений, не зафиксировано. Можно предположить, что они сооружались в сакральных целях.
В лит. подобные сооружения определялись исследователями различными терминами: кладки, кластоформы, выкладки, груды камней. На Горном Алтае обнаружены разнообразные искусственные скопления камней, образовывавшие горизонтальные (кольцевые, прямоугольные) и вертикальные («обо») каменные выкладки. По конструкции «обо» разделяются на высокие узкие столбики, сложенные плоскими каменными плитками; крупные валуны с наваленными на их поверхность кучами круглых галек пирамидальных очертаний, основания к-рых обнесены цепочкой галек светлого цвета; невысокие пирамидальные кучи камней, установленные в ряд, причем «обо», расположенное южнее, отличалось большими размерами. Каменные выкладки также известны на крайнем сев.-вост. Азии.
Поклонение грудам камней считается частью общего обряда поклонения предкам подземного царства, восходящего к тотемическому культу. Вероятно, конструкции, обнаруженные на вост. Заб., принадлежат забытому культу эвенков-орочонов, ныне покинувших этот район. Не исключено, что описываемые кладки могут иметь отношение к культовым обрядам маньчж. старателей, присутствие к-рых наблюдалось до 1920-х.
Лит.: Ионова Ю.В. К вопросу о культе медведя, пещер и гор у корейцев // Страны и народы Вост. – М., 1968. – Вып. 6; Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (кон. ХIХ – нач. ХХ в.). – Новосибирск, 1984; Афанасьев С.А., Рафибеков Э.М., Марков В.В. Культовые сооружения горно-таежного района // Историко-культурное наследие Сев. Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. – Барнаул, 2001; Воробей И.Е. Каменные выкладки (кластоформы) на крайнем сев.-вост. Азии // История и культура Вост. Азии: материалы Междунар. науч. конф. – Новосибирск, 2002. – Т. 2; Афанасьев С.А., Мамкин А.М., Васильев С.Г. Археол. работы на сакральных объектах горно-таежной зоны Вост. Заб. // Культура Сиб. и сопредельных тер. в прошлом и настоящем: материалы 43-й РАЭСК. – Томск, 2003; Афанасьев С.А., Рафибеков Э.М. Каменные кладки в горно-таежных районах Заб. // Заб. в геополитике России: материалы Междунар. симпозиума «Древние культуры Азии и Америки» (чита, 26 авг. – 1 сент. 2003 г.). – Улан-Удэ, 2003.
Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2011. - 368 с.