логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Чум

Чум

ЧУМ, дюк, дю, переносное жилище конической формы, традиционное у эвенков. Обтекаемая форма предохраняла от снежных заносов и сильных ветров. Достаточно легок для кочевого образа жизни. Размеры определялись кол-вом шестов, составлявших его остов (30–50 шт.), и их длиной (ок. 5 м). Сначала устанавливались 2 основных (толстых) шеста (сона) с отверстиями на концах, через к-рые была продета веревка. Шесты связывались петлей, в нее просовывались верх. концы противоположных групп шестов (серан). Затем ставился центр. шест (симса), державший 2 горизонтальные жерди, к к-рым подвешивались крюки для котлов. На собранный остов натягивали шкуры, ровдуги или кору. Места в Ч. распределялись следующим образом: неподалеку от входа (уркэ), рядом с к-рым хранилось имущество, располагался сам хозяин, справа и слева от костра (аран, харан) – члены семьи, напротив входа, за костром, на почетное место усаживали гостей. Эти места соответственно назывались гона, бе и малу. Внутри чума находилось самое необходимое. Подставками для посуды служили столики из дранья у стены возле входа. Слева от двери располагались привязанный к жерди мешок с инструментами для обработки шкур, рядом, на полу, – кожемялка и игольница. Люлька, когда ребенок спал, стояла на полу рядом с игольницей. На поперечной жерди над очагом вешали олдон – металлический крюк для котла или чайника, тут же подвешивали сушилку для мяса, рыбы, орехов. Справа и слева от малу находилась «постель» – спальные мешки и оленьи шкуры. Посуда (сосуды, коробки) в основном использовалась берестяная (см. чуман), реже – деревянная. Часто употребляемые сосуды делали 2-слойными. Деревянная долбленная утварь изготавливалась из одного куска дерева. Обычно выдалбливали чашки, миски, черпаки, корытца для мяса. Из березового наплыва охотники мастерили коробки для пороха. Деревянная колыбель для ребенка характерна для всех тунгусо-маньчж. народов и не имеет себе подобной у других. Она состояла из 2 тонких дугообразно изогнутых широких досок-бортов, соединенных под углом. К ножному борту пришивались донные дощечки, а к верх. части головного – кусок ровдуги. Для колыбели готовили тонко выструганные доски. Их распаривали, изгибали дугой и просушивали. Дерево сшивали обязательно черемуховым корнем. Кроме твердой утвари в жилище находилась и мягкая: коврики – кумаланы, обычно служившие покрытиями для вьюков, но применявшиеся и в быту. Их шили из 2 головных шкур оленя или лося, соединяя срединной полоской. Форма могла быть различной. Окантовывали кумаланы бахромой из конского волоса, обшивкой из длинного козьего и собачьего меха, чаще всего узкой полоской коровьего меха. Довольно сложны по технике выполнения круглые коврики, использовавшиеся для сидения. Они шились из лапок тарбагана, кабарги, шкурок с голов птиц в виде двухцветных полосок темного и светлого тонов. Края в них всегда опушались белым мехом из шкур домашней козы или белого оленя. Большинство ковриков имело внутри несколько узких концентрических кругов из белого меха. В их центр часто помещались изображения оленей, собак, геометрических фигур и др. Коврики изготавливались и прямоугольной формы, разноцветные куски меха располагались на них в шашечном порядке. Их края также опушались мехом, белым, черным и рыжим.

Лит.: Туголуков В.А. Следопыты верхом на оленях. – М., 1969; Шубин А.С. Краткий очерк этнической истории эвенков Заб. – Улан-Удэ, 1973; Карлов В.В. Эвенки в XVII–XX вв. – М., 1982; Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосибирск, 1984.

Янков А.Г.
Автор статьи

В этот день 2 июля

Родилась В.П.Константинова
В 1918 году родилась В.П.Константинова, педагог, краевед, засл. учитель школы РСФСР (1960), почетный гражданин г. Чита (1998)
Родился И.И.Макеев
В 1929 году родился И.И.Макеев, организатор с.-х. пр-ва, почетный гражданин Акшинского р-на.
Родился А.Е.Мартынов
В 1768 году родился А.Е.Мартынов, художник-пейзажист.
Родился Ф.Н.Машечко
В 1944 году родился Ф.Н.Машечко, фотохудожник, засл. работник культуры РСФСР (1986), чл. Союза фотохудожников России (1990).
Родилась З.В.Мошкина
В 1949 году родилась З.В.Мошкина, докт. ист. наук (2000).
Родился А.П.Островский
В 1938 году родился А.П.Островский, рук. гос. службы охраны окружающей среды Ком. природ. ресурсов Чит. обл. (до 2002), действительный чл. (акад.) МАНЭБ.
Родился В.В.Сукнев
В 1893 году родился В.В.Сукнев, врач-чумолог, профессор
Родился А.А.Татуйко
В 1924 году родился А.А.Татуйко, публицист, литературовед, педагог, канд. фил. наук (1956).
Родился Б.В.Худов
В 1929 году родился Б.В.Худов, организатор самодеятельного спортивного туризма, профсоюзный деятель, ст. инструктор пешего и водного туризма (1962)
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь