ЗОРГОЛЬСКИЕ ГРАФФИТИ, произведения искусства, элемент древней культуры. Связан с погребениями зоргольской культуры (кон. 1 в. до н. э. – 2 в. н. э.), принадлежавшими древнемонгольским племенам сяньби и исследованными Верхнеамурской археологической экспедицией под рук. И.И.Кириллова и Е.В.Ковычева в 1991–2000 у сс. Зоргол и Дурой Приаргунского р-на. Найдена серия берестяных туесков, берестяных кружков – подставок под днища глиняных сосудов и фрагментов бересты, украшенных многочисленными рисунками-граффити. Граффити передавали сцены перекочевок номадных групп, панорамы кочевых стойбищ, сцены охоты на диких животных и отдельные атрибуты кочевой жизни. Рисунками покрывались различные части туесков: днища, горловины, наклонные ободки плечиков, тулова и придонные части. Они были выполнены глубокими и выразительными линиями, переходящими иногда в тончайшую штриховку или точечный орнамент. Последние заполняли внутреннее пространство объектов и передавали текстуру материалов, из к-рых они были изготовлены: решетчатые каркасы, войлок или грубую ткань. Часть сюжетов при этом была явно мифологизирована, что подчеркивалось условностью трактовки отдельных изображений и повторяющимся сюжетом перекочевки какой-то группы населения вместе с животными, юртами и высокими прямоугольными кибитками (возками), поставленными на колеса или полозья (волокуши). Кибитки, стоявшие на колесах, соединялись в 1 цуг с возками и юртами, установленными на волокуши, и перемещались при помощи быков, запряженных в ярмо, оглобли и постромки. Вероятно, в рисунках отражены реальные события, связанные с бегством предков сяньби на сев. после разгрома их хунну в 209 до н. э. и последующим перемещением на юг уже после крушения империи хунну во 2 в. н. э. Рядом с кибитками тщательно прорисованы фигуры женщин-возниц, обычно управлявших в кочевых обществах передвижением кочевых лагерей. Возницы показаны стоя, в уверенной позе, с раскинутыми в стороны руками. В рисунках, изображающих панорамы кочевых поселков (куреней), юрты и кибитки располагаются по кругу, а в центр. части куреней размещаются более крупные юрты, принадлежавшие главам рода или шаманам. Один из таких шаманов обрисован в специфической одежде и в головном уборе, напоминающем маску фантастического животного, с длинными распущенными волосами и клювом хищной птицы. В сценах охоты выразительно показаны ловчие сети с длинными натяжными веревками и животными, запутавшимися в них. Кроме этого, на рисунках изображены различные по форме шесты, туги с бунчуками и распорками, ветвистые деревья, символизировавшие, видимо, священное дерево шаманистской религии. З. г. на бересте раскрывают неизвестный пласт в пиктографической летописи кочевого мира.
Категории:
|
Лит.: Кириллов И. И., Ковычев Е. В., Литвинцев А. Ю. Граффити на бересте из сяньбийского могильника Зоргол-1 // Археология и этнография Сиб. и Д. Вост.: тез. докл. 38-й РАЭСК, посвященной 90-летию акад. А. П. Окладникова. – Улан-Удэ, 1998; Они же. Сяньбийские граффити на бересте из могильника Зоргол-1 // Древняя и средневековая история Вост. Азии: К 1300-летию образования гос-ва Бохай: материалы Междунар. науч. конф. (Владивосток, 21–26 сент. 1998 г.). – Владивосток, 2001; Ковычев Е. В., Яремчук О. А. Войлочная юрта в графике сяньбийских художников: Проблемы эволюции и типологии // Культурно-исторические формы поведения человека: сб. ст. и материалов региональной науч.-практ. конф. – Чита, 2003.
Малая энциклопедия Забайкалья. Археология / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2011. 368 с. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna