БУРСОМОНСКИЙ ДУГАН, с. Бурсомон, Красночикойский р-н. Первый дуган построен в нач. XX в. для хранения «Ганджура» нартанского издания (см. «Ганджур» и «Данджур»), вывезенного из Тибета местным жителем Г.Бологоевым в 1909—10. Рядом расположен еще один дуган, где находится большой молитвенный барабан — «маниин-хурдэ». В нач. 1970-х публикации журналиста Н. Д.Янькова инициировали общественный интерес к сохранности «Ганджура» как уникального памятника буддийской культуры. Важную роль в возрождении и сохранении Б.д. сыграл уроженец села — бандидо-хамбо-лама Д.Аюшиев. В 1990 здесь открыт новый дуган. В Бурсомоне и его окрест, есть и др. почитаемые верующими места. На зап. окраине установлена каменная стела высотой ок. 150 см, на каждой из ее сторон выбит текст мантры «Ом мани падме хум». В 15 км находится аршан, считающийся священным источником. К сев. на вершинах близлежащих сопок расположены два обо и культовый объект в виде площадки, на к-рой в геометрическом порядке выложены керамические пирамидки сац (сасэ). До 1930-х в Бурсомоне существовала мастерская по их изготовлению.
Категории:
|
Лит.: Яньков Н. Ганджур // Вокруг света. — 1971. — № 4; Яньков Н Тибет. доктор // Вокруг света. — 1973. — № 8; Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. — М., 1977; Ламаизм в Бурятии. XVIII — нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. — Новосибирск, 1983; Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. — М., 1988; Абаева Л. Л. Культ гор и буддизм в Бурятии. — М., 1992; Жеребцов Ю. В. Малые культовые объекты бур. ламаизма на тер. Юго-Зап. Заб. // Orient. Альманах. — СПб., 1992. — Вып. 1. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna