МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. Становление М. с. в Забайкальском крае, как и во всей России, характеризуется несколькими этапами. Местный уровень власти в сов. время являлся низшим звеном вертикали гос. власти, ответственным за исполнение директив вышестоящих органов. В дек. 1993 принята Конституция РФ, заложившая новые принципы организации М. с.: экон. и финансовую самостоятельность, независимость органов местной власти от органов гос. власти, гарантии М. с., судебную защиту. Эти принципы развил первый закон, посвященный этим вопросам — ФЗ от 28.08.1995 № 154 «Об общих принципах организации М. с. в РФ», к-рый носил несколько декларативный характер, поскольку устанавливал право субъектов РФ самостоятельно определять необходимость признания местной власти в конкретном регионе, определять тер. муниципалитета, пределы его полномочий. Практика применения этого закона выявила ряд проблем функционирования М. с.: удаленность органов М. с. от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов гос. власти и органов М. с.
В Читинской области с опорой на адм. районы была создана одноуровневая местная власть. В качестве муниципальных образований созданы 3 города обл. значения (Балей, Петровск-Забайкальский, Чита), 2 объединенных города обл. значения с районом (Борзя и Борзинский район, Краснокаменск и Краснокаменский район), 26 районов и закрытое адм.-тер. образование (Чита-46 ЗЧО от 25.7.1996 № 58 «О первичном образовании муниципальных образований в Чит. обл. и организации в них М. с.»). В 1996 в Агинский Бурятский автономный округ принят закон, регламентирующий принципы организации М. с. Основой окружного М. с. стал поселенческий уровень. В этот же период введен институт муниципальной службы, выборных должностных лиц местного самоуправления Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр.
Второй этап начался с момента ратификации в 1998 Россией Европейской хартии М. с. от 15.10.1985. После вступления в силу междунар. норм реформирование М. с. продолжилось в новом ключе. При этом значительные правки в понятия и принципы М. с. внес Конституционный Суд РФ через ряд принятых им решений в 1998–2001. Данные изменения стали основой для формирования нового законодательства о М. с. как на федеральном, так и на региональном уровнях. В этот период неоднократно пересматривались законы о муниципальной службе, приняты законы о статусе выборных должностных лиц М. с. Начало третьего этапа — 2003.
Федеральный закон от 6.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации М. с.» кардинально изменил систему М. с. Предпосылками изменения явилась необходимость установления М. с. как настоящего и реального источника власти, наиболее приближенного к населению. При этом основой местной власти стала обязательная во всех субъектах двухуровневая система ее организации — муниципальных районов и входящих в их состав поселений. Однако на уровне гор. поселения сохранилась одноуровневая система организации М.с. Поселение рассматривалось как базовая составляющая по решению вопросов местного значения, а муниципальный район оценивался как муниципальное об разование «сервисного» типа для решения межпоселенческих дел. Внедрение этой системы происходило постепенно в течение 3–4 лет.
В Чит. обл. и Агинск. Бур. авт. окр. были приняты законы, регламентирующие установление границ муниципальных образований, устанавливающие их статус, предписывающие создание выборных и иных органов М. с. в течение переходного периода до 1.1.2006. К указанной дате тер. муниципальных образований были сформированы, созданы органы М. с., приняты необходимые муниципальные акты, в т. ч. уставы муниципальных образований.
Значительное влияние на круг вопросов, решаемых местной властью, оказала передача муниципальным образованиям части гос. полномочий в целях наиболее оперативного их осуществления, что повлекло и передачу финансовых, материально-технических средств для выполнения таких полномочий. В сферах образования, жилья, опеки и попечительства несовершеннолетних, адм. правонарушений, охраны труда, регистра муниципальных нормативных правовых актов, нотариальной и адвокатской помощи в труднодоступных и отдаленных местностях и т. п. в Заб. кр. переданы 19 гос. полномочий.
После образования Заб. кр. законы Чит. обл. были признаны утратившими силу. В 2008–09 вновь приняты законы о муниципальной службе, о реестре должностей муниципальной службы, о наименовании органов и должностных лиц М. с.; законы, устанавливающие границы и наименования муниципальных образований Заб. кр. («О границах сельских и гор. поселений Заб. кр.», «О границах муниципальных районов и гор. округов Заб. кр.»). В 2010–11 были приняты законы о муниципальных выборах, о гарантиях выборных должностных лиц М. с., о взаимодействии гос. органов с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Заб. кр.», о межбюджетных отношениях, о регистре муниципальных нормативных правовых актов и ряд др. законодательных актов.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2013. – Ч. 2: М–Я. – С. 19–20.
Верстка сайта Vesna