АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА, комплекс мероприятий гос. власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата гос-ва — гос. адм., ее функций, форм и методов деятельности. В истории современной России А. р. идет непрерывно с 1991, со времени прекращения деятельности сов. общественного и гос. механизмов.
В 2003 Указом Президента РФ «О мерах по проведению А. р. в 2003—2004 гг.» определены приоритетные направления: ограничение вмешательства гос-ва в экон. деятельность субъектов предпринимательства, в т. ч. прекращение избыточного гос. регулирования; исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; организационное разделение функций регулирования экон. деятельности, надзора и контроля, управления гос. имуществом и предоставления гос. организациями услуг гражданам и юр. лицам; завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; оптимизация деятельности тер. органов федеральных органов исполнительной власти. Образована Правительственная комиссия по проведению А. р. В 2005 Правительство РФ одобрило концепцию А. р.
Цели реформы в 2006—10: повышение качества и доступности гос. услуг; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Задачи: внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов гос. услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также адм. регламентов в органах исполнительной власти; реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов гос. власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей соц.-экон. развития РФ и исполнения ими своих полномочий (гос. автоматизированная система «Управление»); создание многофункциональных центров предоставления гос. и муниципальных услуг; организация предоставления гос. услуг в электронной форме; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения А. р., совершенствование механизмов распространения успешного опыта гос. управления.
В 2006—10 на тер. региона была сформирована нормативная и метод. база повышения качества исполнения гос. функций и предоставления гос. и муниципальных услуг, сформированы механизмы управления реализацией А. р.
Осуществлялось внедрение управления по результатам и проектного управления. Решение поставленной задачи формировало исходную базу для разработки проектов бюджетов, кр. (обл.) целевых программ, стратегий и программ соц.-экон. развития края, принятия др. решений на различных уровнях гос. управления, реализацию мер, направленных на повышение качества жизни населения, создание и развитие рыночных ин-тов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, решение задач регионального развития. Сформирована система стратегического планирования края, определены приоритеты структурно-экономической политики. Приняты законы «О стратегическом планировании в Заб. кр.» и «О стратегических направлениях развития Заб. кр. на период до 2025 г. и программе соц.-экон. развития Заб. кр. на 2010—2014 гг.».
В 2008 разработана система мероприятий, направленных на обеспечение внедрения современных технологий управления, снижение неэффективных расходов и повышение качества жизни населения Забайкальского края. Проводится мониторинг показателей эффективности и результативности деятельности исполнительных органов гос. власти Заб. кр. с 2009 в части практики применения гос. (муниципальных) заданий на оказание гос. (муниципальных) услуг, а также мониторинг потребности в гос. услугах и учет их результатов при формировании проекта бюджета Заб. кр.
Осуществлялась разработка адм. регламентов гос. (муниципальных) функций и услуг, регулирующих порядок предоставления гос. и муниципальных услуг и исполнения гос. и муниципальных функций, что служит основой для их оптимизации и перевода их в электронный вид, в т. ч. в сфере образования, физической культуры и спорта, соц. политики. Утверждались стандарты качества оказания гос. услуг (выполнения работ). С целью информирования населения о порядке предоставления гос. и муниципальных услуг, о регламентации деятельности исполнительных органов гос. власти Заб. кр., органов местного самоуправления муниципальных образований края на официальных сайтах создан раздел «Адм. регламенты». Расширен доступ физических и юр. лиц к информации о предоставляемых на тер. края гос. и муниципальных услугах сети Интернет на базе типовых решений «Региональный реестр гос. услуг» и «Региональный портал гос. услуг», разработанных в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)», созданы и введены в пром. эксплуатацию гос. информационные системы «Реестр гос. и муниципальных услуг Заб. кр.» и «Портал гос. и муниципальных услуг Заб. кр.».
В целях повышения доступности исполнительных органов гос. власти края, органов местного самоуправления, их открытости для потребителей гос. и муниципальных услуг в дек. 2011 в Чите открыто ГУ «Многофункциональный центр предоставления гос. и муниципальных услуг» по принципу «одного окна», на базе к-рого осуществляется предоставление 110 гос., муниципальных и иных услуг.
Продолжалось формирование нормативной правовой базы, направленной на организацию функционирования исполнительных органов гос. власти края. Согласно проведенному анализу, к компетенции исполнительных органов гос. власти края относилось ок. 300 услуг (функций). В ходе реализации мероприятий по ликвидации избыточных и дублирующих функций исполнительных органов гос. власти края решался вопрос оптимизации численности гос. служащих. В результате проведенных в 2010 мероприятий общее сокращение предельной численности исполнительных органов гос. власти Заб. кр. составило 293 ед., или 13 %, по отношению к предельной численности данных органов по состоянию на 1.1.2010.
На региональном уровне сформирована нормативная правовая база в сфере противодействия коррупции, к-рая позволила продвинуться в создании нормативных предпосылок для пресечения и ограничения проявлений коррупции. В 2006 РФ были ратифицированы Конвенция ООН против коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. В Заб. кр. сформирована необходимая нормативная правовая база, определившая основные задачи, принципы, направления и систему мер противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Заб. кр.
Л и т.: Тихомиров Ю. А. Правовые аспекты адм. реформы // Законодательство и экономика. — 2004. — № 4; Концепция адм. реформы в РФ в 2006—2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р // Собрание законодательства РФ. — 2005. — № 46; 2008. — № 7; Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Адм. реформа в России: науч.-практ. пособие. — М., 2006.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – С. 63–65.
Верстка сайта Vesna