ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, основной инструмент гос. управления земельными ресурсами. Органы гос. управления осуществляют мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования, их охране, образованию новых, упорядочению существующих объектов З. и установлению их границ на местности (тер. З.), а также работы по организации рационального использования гражданами и юр. лицами земельных участков для осуществления с.-х. пр-ва (внутрихозяйственное).
При тер. З. происходит упорядочение внешних границ между хозяйствующими субъектами, землевладельцами и землепользователями, ликвидация вклиниваний, вкрапливаний и др. изъянов в конфигурации внешних границ.
В объеме работ тер. З. большая часть приходится на образование новых объектов землепользований. Практически все землеустроительные работы в России, вплоть до кон. 19 в., сводились к межеванию земель, т. е. комплексу работ по установлению, восстановлению и закреплению границ земельного участка на местности. Межевание земель — основная составляющая тер. З.
В 1754 разработана специальная инструкция межевания земель, однако она не оправдала себя на практике из-за местных правил установления границ. При Екатерине II (1762—96) вновь вернулись к межеванию рос. земель. Были утверждены 2 инструкции — для землемеров и для межевых учреждений: губ. канцелярий и провинциальных контор, проведены так называемые ген. и специальное межевания. В новых инструкциях были заложены правила «полюбовного отвода» границ самими землевладельцами. Правительством была введена система льгот землевладельцам, согласившимся на «полюбовное» разграничение.
Внутрихозяйственное З. проводится в целях организации рационального использования земель с.-х. назначения и их охраны в границах землепользований. Сюда входят разработка мероприятий по улучшению с.-х. угодий (культуртехнические работы), освоению новых земель под с.-х. угодья, рекультивации нарушенных при строительных работах, разработке полезных ископаемых и т. д. земель, защите земель от эрозии, загрязнения и заболачивания и т. д.; решение вопросов организации внутрихозяйственной дорожной сети, водо и электроснабжения, научно обоснованных (с учетом природно-климатических зон) севооборотов, сенокосо и пастбищеоборотов.
Элементы внутрихозяйственного землеустройства в России появились в кон. 19 в., когда помещичьи имения стали представлять собой крупные частные землевладения. Собственниками земель являлись дворяне, а также выходцы из др. сословий, сконцентрировавшие у себя большие площади земельных угодий. Таких владений, площадью свыше 50 десятин (54,5 га), согласно учету земель 1905, в европ. части России было 133 898.
Большинство из владельцев (79,3 %) имели земельную площадь до 500 десятин, 16,2 % — от 500 до 2000 десятин, остальные 4,5 % — более 2000 десятин, из к-рых 699 владельцев имели земли площадью почти 30 тыс. десятин. При таких площадях со всей серьезностью вставал вопрос эффективного и разнопланового использования земельных угодий с элементами внутрихозяйственного устройства.
Тер. (межхозяйственное) и внутрихозяйственное З. приобрели более четкие очертания во времена Столыпинской реформы, сущность к-рой заключалась в выходе крестьянских дворов из общины для ведения частного землевладения и хозяйствования. При этом все землеустроительные действия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, сады, выгон и сенокос, а также требований создания компактных землевладений, ликвидации чересполосиц, дальноземелья, вклинивания, вкрапливания и др. недостатков. Цель их — создание устойчивых крестьянских хоз-в и с.-х. имений с севооборотами (плодосменом), осушенными и орошаемыми землями, правильно осуществленными культуртехническими мероприятиями, т. е. коренными и поверхностными улучшениями с.-х. угодий.
Зарождение гос. управления землеустройством в России началось в период формирования единого централизованного рус. гос-ва. При Иване III (1462—1505) был создан специальный орган для межевания земель — Писцовый наказ. При Иване Грозном на его базе была создана Поместная изба, к-рая позднее преобразована в Поместный приказ. Поместный приказ во 2-й пол. 17 в. в качестве выс¬шего судебно-административного органа заведовал почти всеми делами о земельных владениях в гос-ве, имел в своем составе несколько сотен служащих, вел дачные (земельные) книги, в к-рых записывалось, кому, где и за какую службу даны земли. Через Поместный приказ служивым людям жаловали земли в поместное владение.
В царствование Петра I (1682—1725) вместо системы приказов были созданы коллегии с разграниченными функциями управления, и в 1721 Поместный приказ, просуществовавший более 150 лет, был заменен Вотчинной коллегией.
Во времена царствования Елизаветы Петровны в связи с попыткой проведения сплошного (валового) межевания земель России при Сенате была образована Гл. межевая канцелярия, а в Москве — губ. межевая канцелярия. Непосредственные работы производили межевые конторы и межевые партии.
Екатерина II в 1762 объединила Гл. межевую канцелярию с московской канцелярией и назвала эту структуру Межевой канцелярией. С этого времени гл. рос. межевое гос. учреждение стало размещаться в Москве. Межевая канцелярия, хотя в нач. 19 в. была названа Межевым корпусом, практически в неизменном виде просуществовала до нач. 20 в.
Учитывая важность вопросов земельных отношений, во гл. землеустроительных структур ставились высокопоставленные чиновники — государевы люди. В 1905—17 межевым корпусом руководил Н. Д. Чаплин, сенатор, тайный советник.
В З. и переселенческое дело Сиб. значительный вклад внес А.Н. Куломзин, к-рый в 1896—1902 был пред. Совещания по поземельному устройству значительной части Сиб., в 1900—01 участвовал в заседаниях общего собрания Госсовета с целью разработки законопроектов, непосредственно касающихся Забайкалья, — о гл. основаниях З. в Забайкальской области, о распространении на тер. Заб. Временного положения о крестьянских начальниках, об адм. устройстве и судопроизводстве кочевых инородцев, об отводе земель Забайкальского казачьего войска.
В 1897 проведено исследование системы землевладения и землепользования Заб. обл. При этом Комиссия Куломзина выявила различные формы землевладения, не имевшие единой правовой основы. Тер. Заб. обл. составляли земли, дарованные Кабинетом Его Императорского Величества частным золотопромышленникам, земли казенные, гор., земли заб. казаков и гос. крестьян, горнозаводских крестьян, агинск. и хоринских бурят (в т. ч. на правах собственности), урульгинских эвенков (в т. ч. владения князей и дворян Гантимуровых), монастырские угодья ламаистского духовенства, полоса отчуждения Заб. ж. д., лесные дачи, а также тер. пустующих земель и участки бесспорного кабинетского землевладения.
Заб. обл., как и вся Вост. Сиб., не знала помещичьего землевладения. Здесь выделялись зажиточные крестьяне (кулаки), середняки и бедняки, существовало 3 категории хозяйств: хоз-ва крестьян — 27 386 (34,6 %), казаков — 35 524 (44,8 %) и инородцев — 16 260 (20,6 %). Всего 79 170.
В сов. период постановлением Наркомата юстиции от 11.12.1917 бывш. Управление межевой частью было передано в ведение Наркомата земледелия, созданного на базе бывш. Министерства земледелия. Вместе с ним в состав Наркомзема поступили и подчиненные управлению местные межевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губ. и обл. чертежные, межевые комиссии для размежевания башкирских земель (в гг. Уфа, Пермь и Оренбург), комиссия для отграничения земель ЗКВ (в Чите) и Закавказская межевая часть в составе межевых учреждений 5 губерний Закавказья.
Из-за несоответствия устройства и порядка деятельности Управления межевой частью новым условиям названное управление приказом Наркомзема от 5.1.1918 упразднено, образован Центр. землемерно-технический отд. (ЦЗТО).
В дек. 1918 состоялся I Всерос. съезд земельных отд., ком. бедноты и с.-х. коммун, к-рым был задан курс на коллективизацию земледелия, выработан Проект положения о социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию. 3.5.1919 при Наркомземе образован Центр. отд. землеустройства, объединивший ЦЗТО и переселенческое управление. 10.5.1919 Наркомземом утверждено Положение о земельных отд. губ., уездных и волостных исполкомов, к-рое определило структуру землеустроительных органов на местах.
Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: З., сельского и лесного хоз-в. Подотделы З. разделялись на отд-ние З., землемерно-техническую часть, земельно-учетное и переселенческое отд-ния.
В уездах З. осуществлялось уездными земельными отд-ми исполкомов, структура к-рых была аналогична губземотделам.
На волостные земельные отд. возлагалось исполнение распоряжений высших земельных органов и содействие им в проведении в пределах волости необходимых мероприятий.
Губ. мелиоративные (гидротехнические) и др. подотделы временно передавались губ. подотделам З.
30.10.1922 4-й сессией ВЦИК принят, а с 1 дек. того же года введен в действие новый Земельный кодекс РСФСР. С этого момента все землеустроительные действия должны были осуществляться только на основе землеустроительного проекта. За 5 лет начала социалистических преобразований (1921—25) З. (работы по межселенному и внутриселенному З., а также устройство гос. земельных имуществ, отвод земель городам, учреждениям и предприятиям) было проведено на площади свыше 76,7 млн га.
В кон. 1930-х внимание уделялось разработке проектов внутрихозяйственного З. во вновь организованных колхозах и сов¬хозах, к-рые являлись основой введения правильных севооборотов и улучшения использования земель.
На XVIII съезде ВКП(б), состоявшемся в 1939, была дана установка: ликвидировать запущенность землеустроительных работ и упорядочить дело З. в колхозах; перевести землеустроительные работы на гос. бюджет. С этих пор и до конца сов. периода З. колхозов и совхозов осуществлялось за счет гос. бюджетных ассигнований.
Послевоенные годы характеризовались массовым освоением целинных и залежных земель. Специально организованными комплексными землеустроительными экспедициями в вост. районах страны было обследовано в сравнительно короткий срок ок. 300 млн га земельных угодий и выявлено 42 млн га пахотопригодных земель. Для этого из разных областей привлекались землеустроители, почвоведы, агрономы и др. специалисты.
В 1970—80 руководство работами по З. возлагалось на Гл. управление землепользования и З. Министерства с. х. СССР через управления землепользования и З. министерств с. х. союзных республик, а науч.-метод. руководство — на Гос. НИИ земельных ресурсов, организованный в 1968, в последующем — Росземпроект.
В краях и областях организация З. осуществлялась управлениями (отд.) землепользования и З. при с.-х. органах, а проводилось непосредственно проектными ин-тами по З. — Гипроземами.
Рук. Чит. обл. отд. землепользования и З. Управления с. х. Чит. облисполкома в 1971—91 С. Р. Риль. Подрядные работы выполнял Чит. фил. Ин-та Востсибгипрозем (рук. и основатель Г. И. Лоскутников).
К кон. 1980-х все колхозы и совхозы имели добротные материалы почвенного обследования. В сер. 1980-х в области работало 127 колхозов, за ними было закреплено 3140,1 тыс. га с.-х. угодий, и 152 совхоза, в распоряжении к-рых было 3857,3 тыс. га сельхозугодий. За время работы Гипрозема было проведено почвенное обследование на площади свыше 11 млн га.
Гипроземом также велось геоботаническое обследование естественных кормовых угодий. На топографических контурах определялся ботанический состав трав, их урожайность, а также питательная ценность в кормовых единицах. К кон. 1980-х все угодья колхозов и совхозов — это 4,7 млн га — были обследованы, имелись полные материалы геоботанических обследований. На основании результатов этих обследований и с учетом др. факторов в 1985—87 разработана внутрихозяйственная оценка земель с.-х. предприятий. Эти материалы легли в основу современной кадастровой оценки и кадастровой стоимости земель.
Фил. выполнял работы по межхозяйственному (тер.) З. Главным образом это было восстановление границ земель колхозов и совхозов, установленных в 1930-е, документы по к-рым были безнадежно утеряны за многие десятилетия. Ежегодно эта работа велась по 5—10 хоз-вам. Выполнялись работы также по образованию новых объектов землепользования.
Большой объем работ приходился на разработку проектов внутрихозяйственного рационального использования земельных угодий сельхозпредприятий, по экологически безопасной организации тер. угодий, проектировались научно обоснованные севообороты по зонам их расположения. В составе проекта разрабатывались вопросы оптимального размещения хоз. центров, внутрихозяйственной дорожной сети, водо и электроснабжения. С учетом производственной специализации хоз-в проектировалась организация тер. пахотных и естественных кормовых угодий. Проект представлял собой фундаментальный комплексный труд почвоведов, геоботаников, землеустроителей, агрономов и зоотехников. Такие проекты имели все хоз-ва.
Фил. занимался также разработкой техно-рабочих проектов коренного улучшения земель, обеспечивая проектно-сметной документацией крупное мелиоративное предприятие — трест «Читамелиоводстрой». В 1976—80 в среднем за год вводилось в строй 33,0 тыс. га кормовых угодий после коренного улучшения, в 1981—85 — 21,0 тыс., а в 1986 — 36,3 тыс. га. По всем колхозам и совхозам области в 1984—85 фил. разрабатывалась «Зональная система земледелия и землеустройство», вводились научно обоснованные севообороты.
В июле 1986 принято решение по дальнейшему развитию коллективного садоводства и огородничества. В 1986—87 Гипроземом разработана и утверждена исполкомом обл. Совета нар. депутатов «Схема размещения коллективных садов Чит. обл.», к-рая предусматривала увеличение кол-ва садовых (дачных) участков с 26,9 тыс. в 1986 до 67,5 тыс. в 2000. Для этого землеустроителями были изысканы 2711 га земельных угодий. Это было важное событие — с предоставлением гражданам земельных участков (по 6 соток) вопросы обеспечения населения Читы картофелем и овощами были в основном решены, прекратились их завозы из западных регионов.
С переходом экономики страны на рыночные отношения началась структурная реорганизация системы землеустройства. В 1990 образован Гос. ком. РСФСР по земельной реформе. СМ РСФСР обязал Минсельхозпрод РСФСР передать в установленном порядке в ведение Гос. комитета РСФСР по земельной реформе Всерос. производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов (Росземпроект). В целях улучшения науч.-техн. обеспечения проведения земельной реформы это объединение было преобразовано в Рос. науч.-исслед. и проектно-изыскательское объединение по использованию земельных ресурсов (РосНИИземпроект).
В 1991 утверждена респ. Программа проведения земельной реформы, в к-рой предусматривалось организационное, правовое, инструктивно-методическое, землеустроительное, информационное, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение земельной реформы, принят Земельный кодекс РСФСР, ориентированный на реформирование земельных отношений.
В 1990 в Чит. обл. образован Ком. по земельной реформе и земельным ресурсам Чит. облисполкома — Облкомзем, переименованный в 1993 в Ком. по земельным ресурсам и землеустройству. Рук. В.И. Шкаровский, зам. — С. Р. Риль.
Земельная реформа непосредственно осуществлялась специалистами Гипрозема и выполнялась в 2 этапа. На 1-м этапе, в 1991, в ведение местных органов исполнительной власти передавались земельные участки, в 1991 — 894,4 тыс. га земель, включая сенокосы и пастбища, находящиеся за чертой поселений, в 2008 — 1185,7 тыс. га. Создан фонд перераспределения, предназначенный для предоставления земельных участков гражданам для с.-х. целей (в 1991 — 236,1 тыс. га, в 2008 — 649,2 тыс. га). Земли для этих целей отчуждались из земель колхозов и совхозов.
При реорганизации колхозов и совхозов в 1992 с.-х. угодья этих предприятий, за вычетом ранее отчужденных земель, были бесплатно переданы колхозникам и рабочим совхозов. Определились 95,5 тыс. собственников земельных долей, им было передано 3,3 млн га с.-х. угодий.
Тем временем в высших органах исполнительной власти России продолжались организационные преобразования. Для осуществления земельной реформы в 1991 была образована специальная структура — Гос. ком. РСФСР по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ, переименованный в 1993 в Ком. РФ по земельным ресурсам и З. ввиду наметившихся больших объемов землеустроительных работ. В таком виде Ком. относительно стабильно работал до 1998. За это время были решены основные задачи реформирования земельных отношений: определено многообразие форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней, организована платность за пользование землей и запущен механизм земельного рынка.
Позднее начались ступенчатые преобразования. В апр. 1998 объединены 3 самостоятельные структуры: Гос. ком. по земельным ресурсам и З., Гос. ком. по жилищной и строительной политике и Федеральная служба геодезии и картографии, в результате чего образовалось Министерство РФ по земельной политике, стр-ву и ЖКХ. Через 4 мес Министерство было расформировано. Землеустроительная структура стала называться Гос. ком. по земельной политике (Госкомзем). Из наименования органа исчезло слово «землеустройство».
В 2000 Госкомзем преобразован в Федеральную службу земельного кадастра России — Росземкадастр при Министерстве экон. развития. В связи с этим не была реализована программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999—2002 гг.», утвержденная постановлением Правительства РФ в 1999.
В 2004 Росземкадастр преобразован в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости — Роснедвижимость. З. как таковое все больше теряет свое первоначальное значение. В Чит. обл. Облкомзем стал называться Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Читинской области.
В 2009 закончился процесс объединения Роснедвижимости с Управлением Федеральной регистрационной службы, в результате к-рого образовалась Федеральная служба гос. регистрации, кадастра и картографии, подчиненная Министерству экон. развития РФ. Объединенная структура в регионе стала называться Управлением Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по Заб. кр.
В результате преобразований стройная система землеустроительных структур перестала существовать. Гос-во полностью отошло от финансирования землеустроительных работ. З. в Забайкальском крае проводится в незначительном объеме частными землеустроительными структурами и сводится к формированию объектов недвижимости (за счет частных инвестиций), установлению границ земельных участков с целью постановки их на кадастровый учет и гос. регистрацию. Не проводятся землеустроительное проектирование на землях с.-х. назначения, обследование земель. Земельный рынок действует только в населенных пунктах, с.-х. земли практически не участвуют в нем.
Л и т.: Труды Центр. статистического управления. — М., 1923. — Т. 5, вып. 2: Отд. с.-х. переписей; Нар. хоз-во Чит. обл. (статистический ежегодник). — Чита, 1987; Вехи рос. землеустройства / С. Н. Волков и др.; под ред. С. Н. Волкова. — М., 2000.
Малая энциклопедия Забайкалья: Власть и общество: в 2 ч. / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2012. – Ч. 1: А–Л. – 498 с.
Верстка сайта Vesna