Почти 50 лет при Сретенском педагогическом училище (ныне колледже) работает художественно-графическое отделение, за годы своего существования выпустившее десятки молодых специалистов. Большинство из них встали на путь педагогической профессии, другие избрали творческую стезю. Для многих из них ориентиром в профессиях педагога и художника служили личности преподавателей.
Как уникального педагога и человека вспоминают бывшие студенты о своем первом учителе В. Н. Муратове. Родом Виталий Никандрович из Балейского района, окончил Хабаровский государственный педагогический институт, будучи преподавателем в Сретенске, стал основателем художественно-графического отделения. Долгие годы для своих учеников он был образцом творческого отношения и к жизни, и к искусству. В музейном фонде училища сохранились его работы – пейзажи, портреты, тематические композиции на самые разные темы.
Более 20 лет проработал в стенах училища В. М. Хлуденцов. Его школьные годы прошли на Тамбовщине, здесь же состоялось первое знакомство с азами изобразительной грамоты. Постепенно детское увлечение рисунком сформировало устойчивый интерес к творчеству. Отслужив в рядах Советской армии, он поступил на художественно-графический факультет Курского государственного педагогического института. Хлуденцов не только освоил классические каноны искусства, но и активно работал в сатирической графике, которой в советские годы партийными и советскими структурами уделялось особое внимание, так как она выполняла воспитательные функции. В 1967 г. по распределению Владимир Максимович приехал в Сретенск, где непосредственно участвовал в становлении и развитии художественного отделения, публиковался в газетах, пропагандируя советский образ жизни. С середины 1980-х гг. он принимал участие в художественных показах, где с шуткой и добрым юмором рассказывал о смешных и грустных ситуациях в окружающей его жизни. Круг его интересов разнообразен: политическая сатира, бичевание социальных пороков, изошутки… Каждый такой лист – это единство художественного и воспитательного начал. Нередко его рисунки подписаны стихами собственного сочинения. Ведь, как считает сам автор, сопровождаемые стихами рисунки лучше усваиваются. Художник-педагог в каждом учебном заведении вел кружки любителей и приверженцев сатирической графии, вслед за ним этой сложной и тернистой тропой шли его ученики – школьники, студенты, педагоги и просто любители прекрасного. В последние годы Владимир Максимович работал учителем рисования в средней школе, Читинском техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства, Детском доме творчества и продолжает активно создавать свои карикатуры и изошутки, остающиеся востребованными и актуальными в современном информационном пространстве.
Запомнился сретенским студентам Роман Цымбало. Окончив Хабаровский государственный педагогический институт, он по распределению приехал в далекую для него, уроженца г. Николаев Львовской области Украинской ССР, забайкальскую провинцию, стал преподавателем только что открытого художественно-графического отделения. Здесь он проработал три года: читал лекции по истории мирового искусства, объяснял основы рисунка и композиции, заведовал отделением. Часто ходил со студентами на пленэры, но сам не любил работать на природе. Созданные там эскизы художник долго переосмысливал, обогащая картинное пространство философскими размышлениями о смысле жизни и бытие человека на земле. Спустя годы Роман Михайлович стал членом Союза художников России, получил почетное звание «Заслуженный художник России» и губернаторскую премию им. Д.-Н. Дугарова, написал десятки произведений и принял участие в большом количестве выставок. На своих живописных холстах художник рассказывает о скромной и непритязательной красоте природы шилкинских просторов, их чистоте и бескрайности, звучности и полноте цвета. Он разрабатывал новые темы и осваивал новые жанры, но первые самостоятельные опыты, художественные и педагогические, помогли ему определить жизненные приоритеты и проложить собственный путь в искусстве.
Студенческая среда училища вывела в художественный мир немало интересных имен, которые в разные периоды сверкали на творческом небосводе Забайкалья. Сильная группа сложилась в Краснокаменске, ее участники реализовались и как педагоги в местной детской художественной школе, и как творцы.
Непреходящее значение для Краснокаменска имеет творчество В. Г. Петрова. Уроженец с. Александровский Завод, он, выбрав для себя путь творчества, окончил художественно-графическое отделение Сретенского педагогического училища. Уже в Краснокаменске стал членом Союза художников России, получил звание лауреата премии Ленинского комсомола Забайкалья, состоялся как педагог и художник. Неоднократные поездки на творческую дачу скульпторов в г. Переславль-Залесский в Подмосковье, общение с коллегами помогли ему отшлифовать и развить талант скульптора. Теперь многие его скульптурные композиции украшают городские площади и скверы. Петров интенсивно трудился в то время, когда Краснокаменск только строился. У местных властей были финансовые возможности, желание создать город-сад посреди забайкальских степных просторов: планировали разбить парки и скверы, поставить фонтаны и городскую скульптуру, украсить экстерьеры жилых домов и общественных зданий мозаикой и сграффито. Молодые художники потрудились на славу. Одной из первых работ Виктора Георгиевича стала скульптурная группа медведей во дворе детского сада № 13 «Сказка». Позднее он выполнил интерьеры для других детских учреждений, ресторанов, кафе, магазинов, оформил автобусные остановки, зоны отдыха, в том числе «Адам и Ева», «Золотая осень» в микрорайоне № 6, мемориал воинам-интернационалистам возле профтехучилища № 11, рельефы возле танка – памятника воинской славы и др. Впоследствии появились скульптурные и монументальные композиции в других населенных пунктах края, в том числе в Чите – знаменитый осел в районе кинотеатра «Удокан». В трудные перестроечные годы Петров брался за любое предложение о работе, его новые композиции и скульптуры украсили уже частные территории. Скульптурные произведения Петрова периодически появлялись на художественных выставках разного уровня, в том числе всесоюзных и международных. Вместе со своими воспитанниками и коллегами-художниками Виктор Георгиевич неоднократно демонстрировал свое мастерство на вернисажах в Китае. Отдавая предпочтение портретному жанру, автор много и плодотворно работает над тематическими композициями в мраморе, дереве, металле, глине. Почти десяток произведений скульптора вошли в главное художественное собрание региона – Музейно-выставочный центр Забайкальского края.
Его коллега по цеху и школьной работе Гавриил Николаевич Дружинин также был выпускником Сретенского педучилища. Он родился в Шелопугинском районе, а окончив училище, переехал в Краснокаменск, навсегда связав с этим городом и судьбу, и творчество. Его живописные работы повествуют о спокойствии и умиротворенности природных сюжетов, в которые иногда вплетаются условно-символические элементы.
График А. А. Кудашкин вступил в профессиональную организацию художников почти в 60 лет. Анатолий Алексеевич родился в Мордовии, в детстве был привезен в Забайкалье. Окончил художественно-графическое отделение Сретенского педагогического училища, затем служил в рядах Вооруженных Сил СССР. Вернувшись в Читу, стал активно работать не только в художественном фонде, но и участвовать в выставках. Чаще всего это были графические работы, выполненные во время поездок по области. Он успел побывать на творческой даче графиков «Челюскинская» и поработать в составе агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда» на Байкало-Амурской магистрали. В 1984 г. состоялась его первая персональная выставка, в результате почти десяток демонстрировавшихся работ был приобретен в фонды художественного музея Читы. Обычно Анатолия Алексеевича привлекают малоизвестные и редко тиражируемые образы. Особый интерес вызывают его рисунки, сделанные углем на обычной оберточной бумаге. Посвященные красотам забайкальской природы, они передают неповторимость природных фантазий, архитектонику горных образований. Тесное общение с природой наложило отпечаток на его мировоззрение, сформировало вкус и помогло определиться с тематическим наполнением будущих работ. В каждом листе художник стремится рассказать о неторопливой жизни обитателей леса – деревьев, животных. Чередуя разнообразные графические техники (пастель, карандаш, тушь с пером, акварель), он добивался верной передачи внутреннего состояния природных форм, несложной композиции, использовал переливы черно-белого решения. Вторым направлением его творческих поисков стало обращение к историко-революционной тематике, активно использовавшейся советским искусством. В этой теме прослеживается общая для читинских художников черта – интерес к родному краю, его прошлому и настоящему, пропущенный через историческую ретроспективу и высокого накала патриотический мажор. Так, на одной из областных выставок Анатолий Алексеевич представил графическую серию «Алтагачанская коммуна», рассказав в ней о нехитром житье-бытье забайкальских партизан. Спустя почти 20 лет он вернулся к исторической тематике, создав масштабное полотно, посвященное каторжникам и переселенцам, осваивавшим забайкальские просторы. Большая групповая композиция, сложная градация цветового решения, реализм исполнения подтвердили профессиональное мастерство художника. В последние три года он много и активно работает: серия портретов забайкальских писателей и поэтов, цикл листов о жизни местной ночлежки, ряд пейзажей, новая серия портретов друзей-художников… И в каждой работе – полет мысли, игра света и тени, поэтика линии и пятна – все то, что создает настоящее произведение и подтверждает, что художник жив и работает.
Среди выпускников училища есть имена, лишь на мгновение мелькнувшие в среде забайкальских художников и исчезнувшие в волнах жизни. Так, в первые же годы существования художественного отделения его выпускником стал С. А. Давтян, брат известного художника-педагога Э. А. Давтяна. В период творческого становления он достаточно активно и плодотворно работал в акварельной технике. Впоследствии Сергей Александрович вернулся на свою историческую родину, а нам остался лишь небольшой лист с городской зарисовкой. На нем неторопливый сельско-городской сюжет: бредет по улице за хозяйкой буренка, шепчет что-то ветер в кустах, вздрагивает белье на веревке, замирает город перед непогодой.
Имя еще одного выпускника училища практически забыто сегодня, хотя некогда он был активным участником разнообразных художественных выставок, создавал монументальные работы, до сих пор украшающие экстерьеры Читы. В 26 лет Александр Юйшин стал членом Союза художников России. Много и плодотворно он работал с металлом. В 1970-е гг. им были созданы рельефные панно для Центрального рынка и фигурные фонари перед Театром кукол в Чите, орнаменты и деревянные панно для Агинского историко-краеведческого музея, проведены оформительские работы для Дома культуры в с. Дульдурга. Он также принял участие в создании мозаик на железнодорожном вокзале г. Петровск-Забайкальский, его плакат «Охрана природы – дело всенародное» стал победителем всероссийского конкурса-выставки. Большинство сохранившихся произведений известно по фотографиям, которые свидетельствуют о замечательном таланте 30-летнего художника, слишком рано ушедшего из жизни.
В.П. Хрустов, уроженец г. Нерчинск, после обучения в Сретенском педучилище, окончил Хабаровский педагогический институт и остался на Дальнем Востоке. Сегодня он признанный мастер, которому подвластны все жанры. Но все же художник отдает предпочтение пейзажу, посвященному то красоте первозданной природы, то современному городу. Широкий спектр его впечатлений передают многочисленные холсты, созданные после поездок на Кунашир, Камчатку, в Забайкалье, по старинным русским городам, а также в европейские страны. Его работам свойственны безупречная живописная культура, энергичное звучание мазков, таящие в себе психологическую достоверность и глубину, артистическая незавершенность и эмоциональная наполненность образов. В 1998 г. забайкальцы имели возможность познакомиться с творчеством четы Хрустовых (жена художника Надежда – известный мастер росписи батиков) на их выставке в залах Читинского областного художественного музея, фонды которого тогда пополнились произведениям и новыми экспонентами.
Только два курса отучился в Сретенском педучилище Николай Казанцев, уроженец с. Кыра. Он окончил Читинское музыкальное училище и Дальневосточный институт искусств, долгие годы жил и работал в г. Уссурийск и только в 2007 г. вернулся на родную землю. В этом же году читинцы увидели его выставку-отчет, на которой художник представил свои лучшие работы, написанные в последнее десятилетие. В каждой из них заключен не только технический, но и философский поиск автора. Казанцев считал, чтов искусстве должна присутствовать фантазия. Ему было неинтересно копировать то, что создано Великим Творцом, поэтому он предлагает зрителю познакомиться со своим собственным миром, в котором тесно переплетаются реальное и абстрактное, понятное и загадочное. Каждый новый холст или графический лист – и зритель встречается с другим Казанцевым, ощущает движение и полет, согласованные с космическим ритмом Вселенной.
И Николай Казанцев, и Владимир Хрустов, и Гавриил Дружинин и многие другие, такие как Светлана Андреевская и Людмила Ерилова, шли по жизни не только дорогой творчества, но и работали в специальных или общеобразовательных школах учителями рисования. Взяв однажды в руки кисть, они навсегда остались творцами мира удивительного и неповторимого.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 352–359. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna