В 1921 г. решением Правительства ДВР Сретенская учительская семинария была реорганизована в педагогические курсы. В это время занималось 160 учащихся в 3 классах, 5 отделениях опытной школы). Весной 1924 г. открыт педтехникум.
В феврале 1921 г. состоялся первый ускоренный выпуск (16 человек), остальные сдавали экзамены позднее (в марте и апреле). По направлению партизанской дивизии им. Я. Н. Каратаева большая группа молодых партизан с осени 1920 г. проходила краткосрочную подготовку в форме экстерната в стенах семинарии, в их числе адъютант Каратаева Вениамин Атавин. Всего в этот период обучение прошли 38 человек. Выпускники с честью выдержали экзамен на звание «Учитель народной школы». Среди них С. В. Игнатов (впоследствии директор средней школы Черновских копей г. Чита), П. Т. Кривокорытов, К. Ф. Богданов, Г. Ф. Кунгуров, И. Г. Дружинин, Н. К. Аникеев, А. Потапова (преподаватель Алма-Атинского пединститута), С. В. Игнатова (Большакова), А. Зубарев, В. И. Доронин, А. Т. Попова, А. Л. Шубин, В. Д. Федорова.
В 1923 г. педкурсы переведены в здание бывшего 4-классного городского училища (ныне здесь располагается педагогический колледж). В эти годы учащиеся и преподаватели занимались организацией ликбезов, изб-читален, женсоветов. В 1920 г. семинаристы 3–4 классов были введены в состав ВЧК при уездном отделе народного образования: В. Федорова стала секретарем, С. Игнатова – инструктором по работе с детьми, организа¬тором первого пионерского отряда в уезде, А. Князева ведала библиотеками, А. Шубин и В. Доронин возглавляли штабы ВЧК, А. Аникеев и В. Медвикус занимались культурно-массовой работой, П. Кривокорытов, А. Белозеров и В. Шеломенцев исполняли обязанности инструкторов по внешкольной работе. Помимо этого, каждый был обязан обучать неграмотных. Так, Павел Кривокорытов за два месяца обучил языку и грамоте пять китайских рабочих. Борьба с неграмотностью в Сретенске и районе продолжалась вплоть до 1940 г. В этом направлении успешно работала комсомольская организация.
В 1925 г. дирекция педтехникума купила бак-кипятильник, что позволило устраивать чаепития, через год открылась первая столовая, которая разместилась в учебном корпусе, ее обслуживали учащиеся-дежурные. Ученическая коммуна «Просвещенец» поставляла в столовую свинину, овощи, выращенные в учебном хозяйстве. Паек стоил 12 р., учащиеся получали еще 3 р. от стипендии.
В 1926 г. в связи с прибытием учащихся из отдаленных деревень дирекция добилась того, чтобы под общежитие было выделено 2-этажный деревянный дом на ул. Волостной. Учащиеся оборудовали спальные комнаты: в учебных мастерских сделали топчаны, столы, табуретки, матрасовки и наволочки набили соломой. Первоначально в общежитие было заселено 80 человек. Его обслуживание было возложено на самих учащихся, а на содержание отчислялись деньги от стипендий. В 1927 г. потребность в общежитии возросла, поэтому решено было отдать две классные комнаты в учебном корпусе. В 1928 г. на содержание общежития уже выделялись средства. В 1929 г. в нем открылась читальня, которая была достаточно снабжена периодическими изданиями. Зачисление в общежитие проводила стипендиальная комиссия с последующим утверждением педагогическим советом.
В 1920-е гг. в педтехникуме краеведение, анатомию, гигиену и биологию преподавал известный в Забайкалье врач и краевед А.К. Белявский. На базе педтехникума его усилиями было создано краеведческое общество, развернута исследовательская и просветительная работа с молодежью, включающая наблюдения, походы и экскурсии, создание музейных коллекций. Белявский принимал активное участие в деятельности драматического кружка. Дважды в год он проводил обследования учащихся опытно-показательной школы и педтехникума, результаты систематизировал, сравнивал и докладывал педсовету предложения по улучшению организации педагогического процесса, питания, быта. Так, педсоветом было принято решение о расписании работы кружков (выделен четверг), определены дни для собраний, политучебы и т. п., суббота отведена для развлекательных мероприятий (спектакли, вечера отдыха). Кроме того, в рамках изучении школьной гигиены он привлекал учащихся к изучению бытовых условий в школах города и педтехникуме.
В 1935 г. педтехникум был преобразован в педучилище. В это время особое внимание уделялось таким предметам, как русский язык, математика, политграмота, сельское хозяйство, история, естествознание, гимнастика, труд, пение. В программу включены новые дисциплины: английский язык и обществознание. С введением всеобщего начального образования в Забайкалье остро встал вопрос о недостатке педагогических кадров. Педтехникум стал центром организации различных курсов по подготовке и повышению мастерства учителей Дальневосточного края, а затем Читинской области. Для подготовки к работе в сельской местности введено обучение агрономии с практическими занятиями. По воспоминаниям выпускницы М. П. Губатых, хозяйство коммуны «Просвещенец» находилось за Самарозатоном, имело 10 га земли. Выращивались овощи и злаки, отходы с огорода и столовой шли на откорм свиньей. Все работы выполняли студенты под руководством преподавателя естествознания агронома Арского. В летние каникулы учащиеся поочередно трудились в коммуне. Из-за нехватки лошадей для вспашки земли использовались верблюды. В летний период учащиеся также работали в колхозах района, а по окончании сельскохозяйственной практики отчитывались на конференции о своей работе, демонстрируя образцы зерновых и овощных культур.
В 1930–1950 гг. преподавателями в учреждении работали П. И. Орлов, П. С. Задорожный, К. М. Глызень, О. С. Брагина, заслуженный учитель РСФСР С.В. Бондаренко, В. П. Гулынина, З. А. Мизгирева, Е. Н. Коптелов, В. А. Мазурин и др.
В годы Великой Отечественной войны многие преподаватели, учащиеся и выпускники Сретенского педучилища были призваны в ряды действующей армии. Среди них М. К. Судаков, К. П. Ваулин, В. Е. Загибалов, А. Я. Филиппов, Г. А. Борисов, Н. М. Ярославцев, А. Н. Федоров, А. Л. Кокорин и др. В первый день войны добровольцем на фронт ушла выпускница 1941 г. К. И. Северина, которая четыре года была радистом бомбардировщика в полку им. Героя Советского Союза Марины Расковой. За боевые заслуги награждена многими боевыми наградами. Не вернулись с полей сражений П. С. Минин, К. П. Михайлов, Н. И. Соловьев, Г. П. Земчугов, В. П. Лукьянов, Л. М. Дрыгина, М. И. Соха, В. И. Вертепов, А. В. Радкевич, Панов и др. Оставшиеся в тылу совмещали учебу с работой по заготовке дров для отопления учебного здания и госпиталя, разместившегося в стенах педучилища, помогали медицинскому персоналу ухаживать за ранеными бойцами, выступали перед ними с концертами, собирали посылки на фронт с теплыми вещами, писали бойцам ободряющие письма. Учебные занятия проводились в двух приспособленных зданиях. В зимнее время из-за холода занимались в верхней одежде, писали в варежках на клочках бумаги, старых газетах. Хлеб получали по карточкам (400 г).
В 1950–1960-е гг. в педагогическом училище под руководством Валентины Петровны Гулыниной развернулась работа на пришкольном участке. Учащиеся выращивали разные сорта помидоров, капусты, корнеплодов, технических растений. В 1956–1957 гг. на 20 сотках была посеяна кукуруза, которая пошла на корм животным подсобного хозяйства и живого уголка педучилища. В течение пяти лет выращивалась ветвистая пшеница, которая сдавалась в подшефный колхоз. В плодово-ягодном саду площадью 1 га выращивали яблони разных сортов, малину, смородину, крыжовник, кустарниковую вишню. К практическим работам привлекались все учащиеся соответственно требованиям программы. Учащиеся первых классов выращивали полевые культуры, вторых – овощные и цветочно-декоративные растения, третьеклассники работали в саду. С 1949 по 1955 гг. студенты принимали участие в региональных и всесоюзных слетах юных мичуринцев. За образцовую учебно-опытную юннатскую работу педучилище было награждено двумя Почетными грамотами Министерства просвещения СССР. Для изучения опыта работы его учебного хозяйства приезжала группа ученых из Москвы.
В 1950–1980-е гг. преподавателями работали: заслуженный учитель РСФСР Е.Д. Кондратьева; заслуженный учитель РСФСР М.М. Кутузова; почетный гражданин г. Сретенск, заслуженный работник образования Читинской области Л.В. Райспер; заслуженный работник образования Читинской области Г. Н. Шеломенцева; Н. В. Деревцова (награждена медалью «За заслуги перед Читинской областью»); Г. Г. Богданов; Н. М. Горяшина; Н. П. Кузьменко; В. И. Ушаков; В. С. Лямичев; В. М. Минаева; И. Т. Стороженко; Н. И. Терехина и др. В эти годы большое внимание уделялось физическому воспитанию. В училище работали секции по баскетболу, волейболу, лыжному спорту, легкой атлетике, пулевой стрельбе, настольному теннису, шахматам. Из числа лучших спортсменов комплектовались сборные, которые защищали честь учебного заведения на соревнованиях разного уровня. Так, в 1957 г. команды педучилища 22 раза принимали участие в различных соревнованиях, в которых заняли 19 первых, 1 второе и 2 третьих места. Училище оказывало помощь школам города в работе по физическому воспитанию: учащиеся вели физкультурные кружки, спортивные секции; преподаватели во главе с директором Г. Г. Богдановым и завучем В. И. Ушаковым выступали на соревнованиях групп производственных коллективов. В 1968 г. при училище открылось художественно-графическое отделение, первым заведующим которого стал В. Н. Муратов. Позднее его возглавляли В. М. Хлуденцов, В. В. Веслополова, Е. А. Портнягина, В. И. Филиппов, Л. С. Ерилова.
За достигнутые успехи в подготовке педагогических кадров училище было награждено Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР (1967), Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений и денежной премией в размере 500 р. (1978).
В июне 1983 г. учреждению было присвоено имя Федора Васильевича Гладкова. Его жизнь и революционная деятельность связаны со Сретенском, где в 1906 г. он вместе с известным революционером Забайкалья И.А. Бутиным работал учителем в одной из станичных школ.
В 1999 г. педагогическому училищу присвоен статус колледжа. Созданы кафедры педагогики, русского языка, коррекционной педагогики, изобразительного искусства и черчения. Обучение осуществляется по специальностям: преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области психологии, русского языка и литературы, математики, воспитания детей дошкольного возраста; изобразительное искусство и черчение; иностранный язык; дошкольное образование; педагогика дополнительного образования. Ведется подготовка по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин». В колледже открыт Ресурсный центр педагогики, психологии и акмеологии, который проводит курсы повышения квалификации педагогических работников по специальностям. Учреждение готовит педагогические кадры для Сретенского, Шелопугинского, Чернышевского, Газимуро-Заводского, Нерчинско-Заводского, Нерчинского, Шилкинского, Калганского, Александрово-Заводского районов.
В 1995 г. колледж первым в Читинской области начал опытно-экспериментальную работу. В 2000 г. завершена работа областной экспериментальной площадки «Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа», в 2005 г. – экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ «Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя как фактор эффективной подготовки специалиста». С 2008 г. работает краевая экспериментальная площадка «Становление жизнеспособной личности будущего учителя в системе опережающего профессионального образования в педколледже (в условиях Забайкальского края)».
Благодаря опытно-экспериментальной деятельности учебное заведение выступило источником инновационного развития не только в образовательном пространстве Сретенского района, но и Читинской области. Концепция личностно-профессионального становления будущего учителя, разработанная в Сретенском педколледже, легла в основу Программы развития педагогического образования Читинской области на 2000–2005 гг.
В 2006 г. учреждение было награждено «Золотой медалью Ассоциации содействия промышленности» Франции, которая вручается организациям стран СНГ и подтверждает эффективную работу, положительную динамику производственно-экономических показателей, качество услуг, а также успешную реализацию новых проектов и правильную социальную политику. В 2005/06 учебном году учреждение заняло первое место в региональном конкурсе «Внутренние системы обеспечения качества подготовки специалистов в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования Читинской области» среди вузов и ссузов.
Колледж тесно взаимодействует с учебными заведениями Забайкальского края, педагогическими колледжами других регионов, Забайкальским краевым институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Дальневосточным межрегиональным филиалом Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки РФ, Байкальским региональным центром среднего профессионального образования, Институтом образования взрослых Российской академии образования (г. Санкт-Петербург).
Значительное внимание в педколледже уделяется физкультуре и спорту. Студенты и педагоги принимают участие в районных и краевых соревнованиях. Благодаря усилиям преподавателя и тренера В. В. Сабадажева культивируются гиревой спорт, силовая гимнастика и армрестлинг. В 2007 г. студенты 4-го курса школьного отделения стали лауреатами Всероссийского смотра физической подготовки учащейся молодежи (руководитель С. И. Плотникова). В 2011–2013 гг. сборные команды колледжа стали победителями и призерами первенств среди учреждений начального и среднего профессионального образования региона: заняли первые места по гиревому спорту, шахматам (девушки), стрельбе (юноши), в легкоатлетическом кроссе (девушки); вторые – в смотре физической подготовки, по волейболу (девушки), шахматам (юноши), общефизической подготовке (девушки), настольному теннису (юноши), шашкам (девушки); третьи – по полиатлону, в первенстве по волейболу (юноши), баскетболу (юноши), шашкам (юноши), в легкоатлетическом кроссе (юноши).
В педколледже проводится исследовательская работа. Так, студенты 2-го курса школьного отделения в рамках полевой практики во время летних каникул изучают основные физико-географические особенности природных комплексов окрестностей г. Сретенск, специфику растительного и животного мира, экологического состояния отдельных компонентов природы и окружающей среды в целом. По итогам работы оформляются гербарии растений, коллекции горных пород, насекомых, разрезы почв и др. Студенты готовят доклады к итоговой научно-практической конференции.
Индивидуальные способности студентов реализуются в клубах «Pedcolleqe.ru», «Диалог», «ЮНАТИ»; театральной студии; музее «Поиск»; НИСО; мастерской живописи и декоративно-прикладного искусства; вокальном ансамбле; ВИА «Акварель»; хореографической студии «Свободное пространство»; волонтерском отряде «Шанс»; спортивных секциях; кружках (декоративное оформление жилого дома, плетение из природных материалов, бисероплетение, психологический). С 1996 г. функционирует поэтический клуб «Вдохновение», руководителем которого является И. И. Чистякова, преподаватель русского языка и литературы, автор слов гимнов г. Сретенск и педагогического колледжа. На заседаниях клуба проводятся авторские чтения, литературные вечера, теоретические занятия. Клуб выпустил в свет шесть альманахов. С января 2013 г. выходит газета колледжа «Большая перемена», в которой публикуются работы студентов.
За время своего существования учебное заведение выпустило более 13 тыс. учителей, которые живут и трудятся не только в России, но и за рубежом. Ныне обучается более 300 человек. Среди выпускников Ф.М. Пузырев (Герой Советского Союза, почетный гражданин Читинской области), И. Г. Дружинин (академик АН СССР, доктор химических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники СССР), Г.Ф. Кунгуров (известный сибирский писатель, член Союза писателей СССР), В.Ф. Рыжаков (почетный гражданин Читинской области); деятели образования: Н. Р. Баранов, В. А. Сарапулов (кандидат педагогических наук), Н. С. Ваулин (кандидат исторических наук), Л. Ф. Кутузова, Л. К. Какшина, Е. П. Плотникова, З. З. Тоболина, А. М. Михалева, В. М. Деригин, С. М. Голикова, А. А. Никитин, И. А. Деревцов, Г. Ф. Досюлев, К. П. Михайлов, А.Ф. Мищенко, П. Т. Кривокорытов и др.
В 2000-е гг. преподавали: почетный гражданин г. Сретенск Л. М. Веселова; заслуженные работники образования Читинской области Т. К. Карасева и Л.И. Лавриненко; заслуженный работник образования Забайкальского края Л. В. Середавина; почетный работник среднего профессионального образования РФ Л.А. Дроздова; кандидат педагогических наук С. В. Абрамович; заслуженные учителя РФ Г.П. Пляскина и А.А. Судакова (кандидат педагогических наук). На 2014 г. в колледже работают 32 преподавателя, в том числе 2 кандидата педагогических наук (А.В. и О.А. Мальцевы); заслуженный учитель РФ; 12 отличников народного просвещения; 7 заслуженных работников образования Забайкальского края и 7 почетных работников среднего профессионального образования РФ. Работы преподавателей используются в деятельности образовательных учреждений Читы, Благовещенска, Иркутска, Красноярска, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Екатеринбурга, Улан-Удэ и др., а также представлены в Институте образования взрослых Российской академии образования (Санкт-Петербург) и Институте проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования РФ (Москва). Многие педагоги, начинавшие свою педагогическую карьеру в стенах колледжа, работают в вузах (Н.П. Филиппова, В. И. Филиппов, Н. И. Спандерашвили, С. В. Абрамович и др.). Директора: А. И. Князев (с 1922), Н. М. Пятков (с 1930), Н. П. Бочкарев (с 1931), Г.А. Туленков (с 1932), Г. Г. Богданов (с 1956), И. И. Дунаев (с 1973), В. Л. Белоносов (с 1974), Ю. М. Власенко (с 1980), В. И. Филиппов (с 1987), Л. М. Веселова (с 1990), А. В. Былков (с 2008).
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 293–302. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna