Открытие Сретенской учительской семинарии было тесно связано с программой Министерством народного просвещения введения всеобщего начального образования, реализуемой с 1908 г. Она предполагала значительное увеличение числа начальных школ, которые, в свою очередь, требовали обеспечения их учителями. Количество выпускников Читинской учительской семинарии не могло в полной мере удовлетворить все возрастающую потребность в квалифицированных учителях. В связи с этим перед властями встал вопрос о создании дополнительных педагогических учебных заведений. Этому способствовало и решение Государственной Думы об открытии 93 учительских семинарий в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых [ГАИО, ф. 63, оп. 1, д. 366, л. 5].
Увеличение числа учительских семинарий произошло в условиях Первой мировой войны. Эти годы были крайне тяжелыми для России – поражения на фронтах, отступление армии и т. д. Тем не менее правительство выделяло значительные средства на развитие народного просвещения, в том числе педагогического образования. В 1915 г. в Забайкальской области открылась учительская семинария в Александровском Заводе, а в революционном 1917 г. – в Сретенске и Верхнеудинске. Разрешение на открытие Сретенской учительской семинарии было получено уже от Временного правительства 12 июля 1917 г., 23 сентября оно было подтверждено департаментом Министерства народного просвещения [ГАЗК, ф. 4, оп. 5, д. 86, л. 4]. Процесс организации Сретенской учительской семинарии начался в ноябре 1917 г. Для нового учебного заведения из государственного бюджета выделили 42 тыс. р. [Там же, д. 141, л. 95]. Для семинарии были арендованы два здания домовладельца Д. С. Межева, расположенные в Вологдинском переулке (ныне ул. Балябина, 7), а классы в июле 1919 г. были переведены в 2-этажное здание 2-классного женского училища (его предоставили семинарии до того момента, как будет построено новое здание). За короткий период, с ноября 1917 г. по январь 1918 г., семинария сформировала учебно-методическую базу, включавшую библиотеку (с фондом около 700 томов), физический, естественно-географический, исторический кабинеты. В оборудовании класса рисования оказало помощь Сретенское высшее начальное училище. Начать свою работу семинария смогла только 27 января 1918 г.
Семинария открылась согласно новым правилам, принятым Временным правительством. Упразднение различных ограничений на формирование ученического коллектива сделало доступным обучение в семинариях для девушек. Сретенская городская Управа при решении вопроса о типе новой семинарии отдала предпочтение в пользу мужской семинарии, поскольку считалось, что в отдаленных от центра селах с учительской деятельностью лучше справятся мужчины. Однако спустя некоторое время Управа изменила свое решение и разрешила принимать в семинарию и девушек. Таким образом, смешанный тип семинарии позволил осуществлять набор юношей и девушек независимо от национальности и религиозных взглядов.
В первый набор зачислили 14 учащихся 3-го класса высшего начального училища и 4 учащихся из гимназии. В подготовительный класс принимали выпускников 2-классных училищ, в 1-й основной класс – выпускников высших начальных училищ. Обучение было бесплатное, семинаристы получали государственную стипендию в размере 25 р. (в 1919 г. увеличена до 60 р.). Следует отметить, что стипендия Сретенской семинарии равнялась стипендии Читинской и была выше, чем в Александровско-Заводской. В целом организация учебной и бытовой сторон жизни семинарии соответствовала всем требованиям за исключением открытия пансиона для иногородних воспитанников.
При разработке учебного курса семинарии в него были включены Закон Божий (по желанию), русский язык, история, география, математика, физика, естествоведение, педагогика, методика русского языка и математики, рисование, черчение, пение, музыка, сокольская гимнастика. Учитывая разрешение Временного правительства на расширение учебных программ и внедрение новых дисциплин, педагогический совет ввел в учебный план семинарии изучение французского, немецкого и латинского языков. Позднее были добавлены риторика, психология, логика и теология. Новые дисциплины вводились по согласованию с учениками с целью повышения качества образования и для соответствия учебных программ в случае перехода семинаристов в соответствующий класс гимназии, реального училища или в высшие учебные заведения. Наличие иностранных языков, риторики, логики и теологии отличали учебную программу Сретенской семинарии от программ других семинарий Забайкалья [Там же, л. 93 об.].
Директором Сретенской семинарии был назначен В. В. Перебило, однако он не явился к месту назначения. Поэтому фактически первым директором стал П. П. Титов, который возглавил семинарию 30 ноября 1917 г. и провел всю организационную работу. Титов – выпускник юридического факультета Томского университета, имел звание учителя средних учебных заведений и преподавал русский язык и всеобщую историю. При его непосредственном участии был сформирован педагогический коллектив семинарии. Первыми преподавателями стали А. И. Линьков – выпускник Московской духовной академии (преподавание совмещал с должностью директора Сретенской гимназии); отставной военный П. С. Хмырев – преподаватель математики; выпускник Императорского Петроградского училища поощрения художеств В. Ф. Бридицкий – учитель рисования и черчения; учитель начального училища диакон А. П. Петропавловский (окончил один класс Пензенской духовной семинарии, до работы в семинарии был певцом в капеллах Завадского, Славянского); учитель начального училища – выпускник Иркутской семинарии С. М. Шоленинов; учитель гимнастики – выпускник военного училища Г. П. Швецов. Разрешение на совместное обучение юношей и девушек повлекло за собой введение в педагогический коллектив женщин – преподавателей немецкого языка Р. И. Белекалло и французского языка О. И. Толстихиной [Там же, л. 92–112]. В педагогический совет семинарии входили преподаватели, представители Сретенского станичного правления – атаман станицы есаул В.И. Деревцов и его помощник В. Г. Деревцов, члены родительского комитета И. Н. Беломестнов и М.Д. Сарычев [Там же, л. 94 об.].
В январе 1918 г. семинария осуществила набор учащихся в 1-й класс, а в июле – во 2-й. К январю 1919 г. в семинарии обучалось 38 человек, из них 18 – в 1-м классе и 20 – во 2-м. Семь человек жили на квартирах, остальные – с родителями. В 1919/20 учебном году обучалось 105 человек, из них 62 – в 1-м, 23 – во 2-м, 18 – в 3-м классах. В свободное время семинаристы занимались в кружках, ставили спектакли, играли в струнно-балалаечном оркестре. При семинарии была открыта аптека, лекарства для учащихся выдавались бесплатно. Со 2-го класса у семинаристов начиналась педагогическая практика. Следует отметить, что, несмотря на необязательное изучение Закона Божьего, семинаристы давали по нему практические уроки, на которых читали молитвы [Там же, л. 94]. Для учителей и учащихся была установлена форма летней и зимней одежды. На фуражке и медной бляхе семинаристов выпуклыми буквами обозначалось «СУС» (Сретенская учительская семинария).
В программу обучения семинаристов входило свыше 30 предметов: психология, педагогика, математика, графическое искусство, пение, естествознание, сельское хозяйство, история, география, космография, законоучение, гимнастика, естествоведение, арифметика, немецкий, французский, греческий, латинский, старославянский и русский языки, физика. Особое место занимали Закон Божий и Богослужение. Семинаристы изучали Ветхий и Новый Заветы, Часослов и другие церковные книги. Богослужение делилось на теоретическую и практическую части.
Весной 1918 г. в связи с требованием Советской власти педагогический коллектив семинарии был переизбран. В новый состав учреждения вошли: учитель рисования и черчения Н. К. Константинов, выпускник Московского Строгановского художественного училища (имел 35-летний педагогический стаж); учитель арифметики, алгебры, геометрии, физики К. И. Комаров, выпускник физико-математического факультета Казанского университета; преподаватель географии, психологии, русского языка А. А. Антонов, бывший директор Александровско-Заводской учительской семинарии; врач семинарии и учитель естествоведения П. В. Попов (до работы в семинарии врач 32-го Сибирского стрелкового полка); преподаватель иностранных языков А. Н. Тумашик, выпускник курсов иностранных языков Лохвицкой и Эскалон в Петербурге; учитель музыки А. А. Зимин (до работы в семинарии управляющий оркестром 32-го Сибирского стрелкового полка); учитель Закона Божьего К. Лебедев, выпускник Самарской духовной семинарии. Из прежнего коллектива остались А. П. Петропавловский и директор семинарии П. П. Титов [Там же, л. 100]. В учебном процессе кардинальных изменений не произошло.
В августе 1918 г. в Забайкалье устанавливается белая государственность. Смена власти повлияла на материальную базу, педагогический коллектив и косвенно – на учебный процесс. Сретенский станичный сбор передал семинарии новое 2-этажное здание 2-классной школы и отвел земельный участок в центре города под постройку собственного [Там же, л. 93]. Денежные кредиты, хотя и с задержкой, но поступали, стипендия была увеличена до 60 р. В 1919/20 учебном году открыт параллельный подготовительный класс.
В сентябре 1919 г. на основании решения педагогического совета и Положения об учительских семинариях открылась опытно-показательная (базовая) школа с набором 160 учащихся в составе 5 отделений (классов). Помещалась она, как и семинария, в частном доме купца Д. С. Межова. В следующем учебном году учащихся было более 200 человек. В разные годы директорами школы были: С. В. Бондаренко, М. А. Белоголовкин, Н. И. Соловьев, А. М. Князева, М. П. Губатых, П. М. Веселов, В. Ф. Шаманаева, В. И. Плешкова. Учителями работали: М. Г. Богданова, Т. С. Макарова, Т. И. Софьянникова, Т. И. Добрынина, А. Н. Наделяева, Н. И. Терехина, Е. С. Рыбакова, Е. Л. Макарова, В. А. Бриль, А. Н. Лобанова, А. И. Перебоева, М. И. Кутузова, А. М. Шишимарина, В. Н. Плотникова, А. К. Дунаева, В. Ф. Касьянова, К. П. Лущан, Г. И. Чепига, Т. В. Чекунова, И. А. Сваткова, И. А. Горбунова, Е. А. Яманова, Р. Р. Носкова и др.
В семинарии была организована педагогическая практика. Пассивная практика начиналась со 2-го класса. В 3-м и 4-м классах каждый семинарист был обязан проработать три полных дня занятий во всех трех классах начальной школы, провести 4–5 уроков по русскому языку и арифметике и обязательно одну экскурсию весной. В педагогическую практику семинариста входило правильное исполнение учащимися перед уроками сокращенных молитв: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое», «Отче наш иже еси на небеси даруй нам благословение твое», – и специальной школьной. За этим наблюдал священник и оценивал по курсу богослужения.
В третьем учебном году (1919/20) в семинарии работало пять штатных педагогов (П.П. Титов, К. И. Комаров, Н. К. Константинов, А. В. Лучков, В. А. Антонова) и 14 по найму. В начале 1920 г., выполняя Закон о беженцах, принятый Временным Сибирским правительством в августе 1919 г., семинария была вынуждена вновь сменить педагогический коллектив и принять на работу эвакуированных с Поволжья и Урала учителей [Там же, д. 283, л. 15–17]. Новый коллектив представляли: священник А. В. Луппов, выпускник Благовещенской духовной семинарии; преподаватель истории и географии в подготовительном классе Е. И. Зайцева (окончила 4 курса исторического факультета отделения Высших женских курсов в Казани); учитель сельского хозяйства В. А. Веретенников, выпускник Московского хозяйственного института; учитель Закона Божьего и музыки Н. П. Щелчков (окончил Уфимскую духовную семинарию); преподаватель латинского языка И. И. Вызго, выпускник Демидовского лицея; учитель гимнастики С. Н. Мартынов; преподаватель естествоведения В. Н. Скворцова (окончила Высшие женские Бестужевские курсы в Петрограде); учитель арифметики – выпускник Оренбургского учительского института Н. А. Шульков; преподаватель немецкого языка С. А. Ландиховская; учитель физики К. Н. Собачкина (окончила Высшие женские Бестужевские курсы в Петрограде); географию и психологию вела А. Б. Ялтуновская, имевшая диплом Высших женских курсов в Москве. Сменился и врач семинарии, на его место был принят И. Ф. Зайцев. Из прежнего состава вновь остался директор П. П. Титов и А.Н. Тумашик [Там же, д. 204, л. 11–12]. Многие прибывшие учителя имели высшее образование, педагогический коллектив, по сравнению с другими забайкальскими семинариями, имел более высокий профессиональный уровень.
За период своего руководства Титов приложил немалые усилия для сохранения учебного заведения, но среди педагогического персонала был непопулярен. Он неоднократно обвинялся педсоветом в самоуправстве, пьянстве, небрежном отношении к работе. Среди архивных документов сохранили бумаги, свидетельствующие о тяжбе между Титовым и секретарем семинарии Выговским. Титов попытался уволить секретаря из-за нежелания последнего приписывать родственникам Титова лишние учебные часы. Дело дошло до областных инстанций и его решение затянулось на год. В результате из Читы выехала комиссия для разбирательства на месте и для ревизии в семинарии. Позднее Титов был отстранен от руководства Сретенской семинарией [Там же, д. 247, л. 35].
Зимой 1921 г. в семинарии состоялся первый досрочный выпуск 22 учителей начальной школы. Сокращение учебного года было связано с решением властей Дальневосточной республики о введении всеобщего образования и ликвидации неграмотности. Для выполнения поставленных задач требовалось значительное количество учителей, что и объясняет досрочный выпуск. Свидетельства об окончании семинарии были выданы со справкой о 3-годичном сроке обучения вместо положенного 4-летнего. В январе 1921 г. Сретенская учительская семинария была преобразована в педагогические курсы, позднее в педагогический техникум, а в 1937 г. – в училище.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 172–174. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna