После Гражданской войны в Забайкалье, как и во всей стране, наблюдался промышленный упадок, но железная дорога функционировать не переставала.
В эти годы на ст. Сретенск трудился рабочий-путеец Евсей Кузьмич Квач. В 1910 г., несмотря на юный возраст, был принят на железную дорогу ремонтным рабочим. Позднее руководил бригадой путейцев, затем стал дорожным мастером. В этой должности трудился до выхода на пенсию. Особенно напряженной работа путейцев-железнодорожников была в годы Великой Отечественной войны. Большинство мужчин призвали в действующую армию, и пути ремонтировали в основном женщины, которые под руководством Е. К. Квача успешно справлялись с этой трудной работой. В ноябре 1943 г. Евсей Кузьмич был награжден знаком «Ударник сталинского призыва», в январе 1945 г. – знаком «Отличный путеец», в 1951 г. за выдающиеся показатели в труде удостоен высокой государственной награды – ордена Ленина. Всю войну и послевоенные годы в бригаде путейских рабочих трудился Алексей Корчуганов. Орденом Ленина был награжден начальник ст. Сретенск Василий Петрович Белоусов, работавший в этой должности в военные годы. Этой же высокой награды был удостоен машинист депо Андрей Никифорович Ананьев.
В годы Великой Отечественной войны работа машиниста в прифронтовой полосе требовала повышенной ответственности. В прифронтовую полосу из Забайкалья водил поезда с личным составом воинских частей, военной техникой машинист ст. Сретенск Виктор Иосифович Флидержинский. Вместе с ним на одном паровозе кочегаром работал Агафон Дмитриевич Сорокопудов. Оба были награждены государственными наградами, им присвоен статус участников Великой Отечественной войны. Немало машинистов из Сретенска, мобилизованных в Красную Армию, принимали непосредственное участие в боях. В их числе Герой Советского Союза Григорий Сергеевич Кочетков, полный кавалер ордена Славы Алексей Степанович Нестеров. В сквере ст. Сретенск им установлены мемориальные доски, именем Кочеткова названа центральная улица в городе, именем Нестерова – улица на станции.
Воевали также машинисты Николай Дмитриевич Новолодский, Павел Федорович Киселев, Владимир Вадимович Рябов, Василий Алексеевич Масюков, Виктор Георгиевич Зимин. Все они были удостоены боевых наград. В. Г. Зимин возил грузы по зимнему Ладожскому озеру в блокадный Ленинград, а из него – эвакуированных людей. В звании капитана и должности командира стрелковой роты закончил войну В. В. Рябов, награжденный орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й ст., а в мирное время за выдающиеся успехи в работе – медалью «За трудовую доблесть». В. А. Масюков вернулся с войны в звании старшего лейтенанта, работал помощником машиниста, самостоятельно подготовился и успешно сдал экстерном экзамены на машиниста.
Войну прошли сретенские железнодорожники других специальностей. Так, главный кондуктор Василий Васильевич Строганов был полковым разведчиком; путевой рабочий Надежда Бянкина служила зенитчицей. Анна Кирилловна Зимина всю войну работала поваром в воинской части, стоявшей на границе с Китаем для защиты от японской Квантунской армии.
В тылу железнодорожники работали сверх трудовых норм. Так, путевой обходчик Василий Тимофеевич Бянкин со ст. Баян (подчиненной ст. Сретенск) со своей семьей заготовил большое количество шпал, за что получил звание «Почетный железнодорожник». Такого же звания был удостоен машинист депо ст. Сретенск Андрей Никифорович Ананьев.
В 1950–1980-е гг. жизнь на станции бурно кипела, особенно в тот период, когда с левого берега Шилки на правый и в обратном направлении ходил плашкоут. В это время через речную переправу проходило множество автомашин, тракторов, гужевого транспорта, перевозился мелкий и крупный рогатый скот на Сретенский мясокомбинат, переезжали многочисленные пассажиры, спешившие на поезда. Пригородный поезд отправлялся от Сретенска два раза в сутки (ранним утром и вечером), с двумя вагонами до Куэнги и тремя (в выходные и праздничные дни четырьмя) прицепными вагонами до Читы. Кроме того, рано утром от Сретенска отходила так называемая рабочая передача до Кокуя, на которой ездили рабочие и служащие судостроительного завода, жившие в Сретенске.
По словам начальника станции Александра Анатольевича Бубнова, в начале 1980-х гг. на станцию прибывало до 80 грузовых вагонов. Коллектив товарного двора состоял из 30 человек, кроме них на станции трудились 13 кондукторов, 5 дежурных по станции, 3 билетных кассира. Начальником станции в этот период была Ольга Ивановна Кравченко. Особенно напряженным был труд у работников товарного двора: грузчиков, приемосдатчиков. По воспоминаниям приемосдатчицы Галины Алексеевны Артюковой, в 1960–1980-е гг. грузы поступали непрерывно. В Матакан на нефтебазу приходили горюче-смазочные материалы, в «Сельхозтехнику» – сельскохозяйственные машины, «Сельхозхимию» – удобрения, ядохимикаты. Зимой постоянно шел каменный уголь. На горнодобывающие предприятия юго-восточных районов поступали промышленные и продовольственные товары, которые сначала сгружали в склады, затем в машины, и через Шилку (на плашкоуте или по льду) грузовики шли дальше по Шелопугинской трассе. Они же обратно с рудников везли молибден, плавиковый шпат, концентрат редкоземельных металлов для загрузки в товарные вагоны. Заведующей грузовым двором работала Александра Алексеевна Логунова, старшим приемосдатчиком – Мария Никитична Кузьменко. Приемосдатчиками в этот период трудились Нина Иосифовна Балагурова, Галина Николаевна Белоусова, Михаил Васильевич Белоусов, Любовь Ушакова.
Ныне Сретенское депо представляет собой пункт подмены локомотивных бригад, который не относится к ст. Сретенск, а подчиняется Чернышевску. Иногда, чтобы провезти иностранцев на ретро-поезде по местной железной дороге, приглашают машиниста А. П. Землянова, недавно вышедшего на пенсию. Династия железнодорожников Земляновых представлена пятью поколениями. Дед Александра Петровича, Александр Ильич, был путевым мастером; отец, Петр Александрович, прошел путь от простого рабочего до начальника депо. Во время войны он работал в Могоче на ремонте паровозов, потом был переведен в Амазар, где стал начальником депо, затем в той же должности – на ст. Сретенск. За заслуги в работе на железнодорожных предприятиях П. А. Землянов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Александр Петрович родился в Могоче. Здесь же, а потом в Амазаре учился в школе. После ее окончания поступил в Шилкинское техническое училище на специальность слесарь по ремонту тепловозов. По этой специальности до службы в армии работал в Маргуцеке, там же сдал экзамены на помощника машиниста тепловоза. После армии работал на паровозе, хотя до Байкала железная дорога была уже электрифицирована. Потом его направили на курсы машинистов тепловоза. Перед пенсией работал старшим машинистом. Жена Александра Петровича, Анна Петровна, 40 лет отработала фельдшером в железнодорожной амбулатории на станции, обслуживала также население на малых станциях по ветке Куэнга – Сретенск. Дети и внуки Земляновых продолжили династию железнодорожников.
На товарном дворе ныне остался лишь один приемосдатчик, на самой станции – три дежурных и два составителя вагонов; дежурная по станции Татьяна Михайловна Строганова. В октябре 2013 г. на товарный двор поступил лишь 101 товарный вагон, в основном с каменным углем, отправлено всего четыре вагона с контейнерами и металлоломом. Ходит пригородный поезд с одним пассажирским вагоном. Изменилась в последние годы инфраструктура пристанционного поселка – закрыты клуб, почтовое отделение, два магазина, столовая.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 284–287. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna