Категории:
Город деревянный

Заселение и освоение Забайкальского края русскими началось без малого четыре столетия назад, и первые строения – крепости и храмы, особняки, доходные и жилые дома, бани и амбары – были выполнены ими из дерева. Своего наивысшего расцвета деревянное зодчество достигло в конце XIX – начале XX в. К этому периоду относится и наибольшее количество сохранившихся памятников деревянной архитектуры г. Сретенск, которые, несмотря на многочисленные утраты, составляют основу исторического центра, формируют исторический облик города. Большинство из них отнесено к объектам культурного наследия.

В 1992 г. специалистами Иркутского политехнического института было проведено обследование города и составлен аннотированный каталог объектов, представляющих архитектурную и градостроительную ценность. Это здания и сооружения, относящиеся к основным типам деревянных жилых построек, – 4-стенки, 5-стенки, дома с мезонином, общественные, торговые, складские и хозяйственные постройки. В таких деревянных зданиях основу конструкции дома составляет сруб, собранный из горизонтально уложенных бревен-венцов. При постройке домов в XIX в. использовали венцы диаметром до 40 см, в конце XIX – начале XX в. – до 20 см. По углам венцы связаны врубками с небольшими выпусками – «в обло» (с остатком) и без выпусков – «в лапу», широко распространенными в народном зодчестве.

Соединение «в обло» красиво по форме, четко фиксирует угол сооружения светотенью, прочно в конструктивном отношении. Такая врубка использована в постройках на ул. Балябина, 22; Журавлева, 133, 195; Партизанская, 77; Луначарского, 135, 182, 185, 217; Набережная, 43, 64. Врубка стен «в лапу» экономичнее по расходу материала, но менее выразительна по характеру бревенчатой конструкции. По своему образу такой прием приближает сруб здания к каменному городскому дому. В Сретенске этот вид врубки используется в зданиях на ул. Балябина, 3, 24; Журавлева, 151; Луначарского, 213, 215; Набережная, 1, 54, 57, 67, 93; Партизанская, 39, 40; Якимова, 7, 9.

Срубы возведенных деревянных зданий чаще всего остаются открытыми. Прекрасно обработанные бревна, плотно подогнанные в срубную конструкцию стены, имеют свойственную древесине хорошо выраженную пластику и красивый бархатисто-коричневый цвет. При хорошем качестве древесины и правильной технике возведения дома отлично проветриваются и просушиваются в теплое время года.

Для утепления или в подражание каменным постройкам иногда срубы обшивались узкой калеванной доской, которая располагалась вертикально, горизонтально или «в елочку». Облицованные таким образом стены не кажутся такими монументальными, как бревенчатые, в сочетании с декоративными элементами представляют художественную ценность. Стены зданий, обшитые горизонтальной доской, имитируют рустовку, обшивка «в елочку» на лопатках создает дополнительную игру света и тени, на гладкой плоскости обшивки парадного входа резные кронштейны навеса смотрятся наиболее выразительно (ул. Луначарского, 161, 209; Набережная, 13, 47; Партизанская, 77).

Большую роль в архитектурной композиции и элементах декора деревянного здания играет форма и конструкция крыши. Двускатную крышу на «самцовых» бревнах – наиболее древний тип крыши в русском деревянном зодчестве и достаточно редкий в настоящее время – в городе имело здание на ул. Чернышевского, 85 (утрачено). Здания с двускатной кровлей со стропильными конструкциями, принадлежащие к поздним постройкам, сохранились. Они смотрят в сторону улицы своими фронтонами, и практически во всех случаях их треугольная форма играет роль в формировании образа застройки улицы. Это относится как к 2-этажным (ул. Луначарского, 213, 217), так и к 1-этажным (ул. Луначарского, 161, 182; Набережная, 41, 47) зданиям. Треугольный фронтон жилого дома на ул. Луначарского, 275, поставленного на высоком подклете, несмотря на его расположение с отступом от линии застройки, является определенным визуальным ориентиром. Некоторые дома своей длинной стороной ставились вдоль улицы (ул. Журавлева, 17, 195; Луначарского, 108, 138).

Многочисленными являются здания с вальмовой (четырехскатной) крышей, покрытой листами гладкого окрашенного металла с фальцевым соединением (ул. Журавлева, 133, 151; Луначарского, 135, 178, 207, 209, 236; Набережная, 10, 13, 24, 54, 57; Партизанская, 39, 63, 71, 77; Якимова, 7, 9). При оформлении крыши только в одном здании города, на ул. Набережная, 1, использованы такие элементы, как высокий пирамидальный купол и покрытие в виде четырехскатных шатров. Это 2-этажное здание, расположенное в некотором отдалении от 1-этажной застройки, благодаря своим крупным габаритам и завершениям крыши имеет своеобразный силуэт, хорошо заметный в речной панораме города.

Большинство сохранившихся дореволюционных строений Сретенска – это 1-этажные деревянные жилые здания. Они имеют несложное объемно-планировочное решение, составляют застройку поселения и формируют историческую среду. Сохранились в центральной части города и 2-этажные дома, в которых наиболее пышно оформлен второй этаж, первый украшает лишь крыльцо (ул. Луначарского, 213, 217; Набережная, 1, 24; Партизанская, 71).

Дома сельского типа были своего рода переходом от деревенского дома к городскому. Входы в таких зданиях находятся во дворах. В городских жилых постройках уже устраивается парадный вход с улицы (ул. Набережная, 38, 41; Партизанская, 71). Он ведет в пристроенную к дому веранду, из которой можно пройти в дом. Веранды бывают застекленные или совсем открытые (ул. Луначарского, 213; Набережная, 7, 12б; Партизанская, 71). Для устройства покрытия веранды выполняются столбики с резными кронштейнами в верхней части, выполненными в технике пропильной резьбы. Своеобразная резьба завершений столбиков, фронтона с солярным знаком и диагональная расстекловка веранды здания на ул. Партизанская, 71, не имеют аналогов на территории города.

Украшения домов представлены разнообразными формами фризов, карнизов, парадных входов и наличников окон. Выбор форм и пропорций декоративных элементов, их место на фасаде, поиск наиболее выразительного сочетания декора с общим характером постройки превращались для народных умельцев в подлинный творческий процесс, в котором на первом плане была техника резьбы, точнее различные ее виды: объемная, объемно-рельефная, пропильная и накладная. Во многих случаях мастера использовали одновременно несколько видов резьбы, комбинируя их, что позволяло создать подлинно художественные произведения.

Объемно-рельефная резьба представляет собой вырезанное на древесине изображение, выпуклое по отношению к фону, при этом рельефы немного выступают над фоном. Такой вид резьбы – несомненный результат влияния на деревянную архитектуру пластических средств каменного зодчества. Применяемая для украшения наличника объемно-рельефная резьба придает сооружению живописность, пластичность и красочность форм. Своеобразными «кулисами» украшены наличники на зданиях на ул. Журавлева, 38; Луначарского, 71, 130, 138; Набережной, 24.

Есть в Сретенске и элементы украшения домов, выполненные в технике объемной резьбы на токарном станке: резные вазоны различных форм в центре разорванного треугольного фронтона (ул. Журавлева, 151; Луначарского, 178, 213; Партизанская, 39, 71); полуколонки с гладким стволом и пирамидальной капителью и с основанием в виде резной плетенки на стойках (ул. Луначарского, 213; Партизанская, 71); полубалясинки на гладком поле лобани (ул. Партизанская, 77) и оформление дверных полотен (ул. Партизанская, 71). Такие детали создают объемный характер и обогащают силуэт декора.

Но особенно богат Сретенск образцами, выполненными в технике пропильной резьбы. Как наименее трудоемкую, пропильную резьбу широко использовали в украшении домов. Дома, в которых тонкое изящество, плавность и текучесть линий придают неправдоподобную легкость деревянному декору, похожи на сказочные терема. Сквозной рисунок выполнялся в тонких досках, которые устраивали друг за другом, образуя своеобразную бахрому фриза или подзора. В такой резьбе главным является игра света и тени. В изготовлении украшений домов использовалась и накладная резьба – элементы пропильного орнамента накладывались на ровный фон украшаемого изделия.

В украшении карнизов домов использовались техники пропильной и накладной резьбы, образующей легкое сквозное орнаментальное кружево. Вначале выполнялась одна резная торцовая доска с пропильной порезкой по ее низу, далее вводилась вторая резная доска, затем накладывались профилированные и гладкие рейки. Но сретенские мастера на этом не останавливались и делали карниз трехступенчатым. При этом каждую ступеньку оформляли особо, это позволило сформировать характерный силуэт, различные слои восприятия, необычайно богатый декоративный характер. Такая форма карниза, вероятно, показалась мастерам удачной, поэтому они использовали ее многократно (ул. Журавлева, 15, 133; Луначарского, 178; Набережная, 38, 67; Партизанская, 40, 63, 71). В линиях карниза можно увидеть варианты стилизованных цветков, листьев и геометрических фигур. Далее карниз дополнялся орнаментированным фризом, который представляет собой ленту из вертикально поставленных дощечек на венцах в верхней части сруба (ул. Луначарского, 161, 178, 184, 215; Набережная, 38; Партизанская, 40, 63, 77). Он опоясывает здание по периметру либо располагается только на главном фасаде. К легкой воздушности карниза добавляется ощущение устойчивости. Здесь мы видим вариации растительных рисунков в различных сочетаниях. И, наконец, карниз подпирается прорезными декоративными кронштейнами, расположенными по фризу. Между ними размещается накладная орнаментальная прорезь в виде солярного знака (ул. Луначарского, 178).

Сретенские дома имеют различные типы окон и варианты их компоновки на фасаде. Количество и размеры окон зависят от архитектуры всего дома и его местонахождения. В наиболее старых домах по фасаду размещены окна небольшого размера с мелкой расстекловкой. Окна в городских постройках, по сравнению с сельскими, больше по размеру и разнообразнее по форме: прямоугольные и лучковые с небольшим подъемом верхней части. И если прямоугольный проем – неотъемлемая часть конструкции бревенчатых стен, то лучковый проем, вероятно, был заимствован из каменной архитектуры, повторяет форму дугообразных каменных перемычек, перекрывающих проем окна. Лучковый проем более сложен в конструктивном отношении, окно кажется более высоким и стройным, а наличник – изящным (ул. Балябина, 3; Журавлева, 15, 42, 120, 133).

Деревянные дома Сретенска имеют одиночные, сдвоенные и строенные окна. Равномер-но поставленные по фасаду, как главному, так и боковым, они дополняют ритм венцов-бревен, создают ощущение высоты здания. Особый интерес представляют двойные окна, характерные для русской народной архитектуры. Размещенные среди одинарных, они придают особую живописность фасаду, являясь в то же время композиционной осью дома (ул. Журавлева, 38; Набережная, 64). Изредка используется тройное окно, когда среднее, более широкое, дополняется двумя узкими боковыми, которые могут быть одной высоты с ним либо ниже (ул. Балябина, 3; Луначарского, 213; Партизанская, 77).

Первоначально элементом декоративного украшения дома являлся оконный наличник. Он прикрывал осадочный шов между бревнами сруба и оконной коробкой. Со временем утилитарный предмет стал объектом весьма богатого декора. Больше всего украшали резьбой надоконную часть наличников, называемую лобанью. Боковые части обрамления окон (стойки) оформляли накладными резными элементами и токарными фигурами в виде полуколонок. Подоконная доска, называемая фартуком, украшалась немного скромнее. Резьба наличников по своей технике и пластическому многообразию сложнее и богаче резьбы фризов и карнизов зданий. Здесь сретенские мастера использовали все виды резьбы, а также всевозможные их сочетания. Резной убор, заполняя всю площадь наличника, может выйти за пределы фона на торцы оконных обрамлений. Наличники очень разнообразны как по своему общему виду, так и по отдельным деталям. В наиболее старой постройке города на ул. Журавлева, 149, относящейся к первой половине XIX в., небольшое окно с рамочными переплетами в виде восьми мелких квадратов оформлено скромной гладкой прямоугольной лобанью, набитой прямо на верхнюю притолоку и увенчанной профилированным карнизом. Позднее силуэтные формы лобаней становятся весьма разнообразными: лучковые 2— и 3-ярусные с наложенными друг на друга резными полосами, в виде треугольного фронтона, барочные криволинейные с волютами.

В орнаменте лобовой доски широко использовались геометрические и растительные мотивы. Иногда глухая лобань заменялась сквозной пропиловкой с богатым орнаментом, которому в композиции отводилась главная роль. Вазоны и кронштейны на флангах создают светотеневое богатство. Как правило, лобани завершены профилированным карнизом, содержащим в своем силуэте четвертные валики, выкружки с полочками или каблучки. В 2-этажных зданиях наличники окон первого этажа имеют прямоугольный характер проема, небольшое количество декоративных элементов на лобани. В то же время на втором этаже проемы лучковые, более сложные в формировании, и на лобани уже размещаются объемные резные элементы. В них больше игры света и тени, да и видно их издалека. Возможно, на верхнем этаже размещались главные жилые помещения здания, поэтому хозяин и украшал их по-особому. Достаточно много примеров в Сретенске наличников, лобань которых выполнена тонкими накладными рейками и обрамлена мелкими резными полосами (ул. Балябина, 3; Журавлева, 42, 120, 195; Луначарского, 159, 182, 209, 219, 234, 236; Набережная, 38; Партизанская, 63). Вероятно, все эти декоративные элементы выполнялись мастерами, объединенными в артели, которые работали на заказ или делали однотипные элементы. Горожане украшали свои дома на «городской» манер сообразно своим финансовым возможностям.

Наиболее примечательными и богатыми в декоративном отношении являются здания на ул. Луначарского, 178, 184, 213, 215; Партизанской, 71, 77. В крупном 2-этажном здании (ул. Партизанская, 77) разместился военкомат. Мощный венчающий карниз со строгой геометрией элементов в виде незатейливого полукруга и крохотных треугольников с ювелирными пропилами сменяется сложным многочастным фризом, состоящим из четырех полос разного рисунка. Бегущая волна объединяет ряды спиралей и ромбов, в том же направлении устремляются пикообразные элементы. Завершается все это вертикальными плахами сложного рисунка. К этому добавлены музыкальные лиры наличников на сложной трехярусной лобани в виде высокого фронтона, точеные резные элементы в форме балясин и косичек. Здесь же видны имитации ионических капителей, а вся композиция завершается точеным кувшином.

В доме на ул. Луначарского, 178, размещается детский сад. Одноэтажное прямоугольное в плане здание главным протяженным фасадом расположено вдоль улицы. Классический треугольный фронтон наличника с круглым точеным резным элементом в центре соседствует со сложным пропильным рисунком на поле лобани. Нить ни разу не прерывается, плавно обходя и образуя то завитки волют, то музыкальную лиру. Основным мотивом резных полос фриза и карниза выбран пикообразный элемент, который используется многократно – только во фризовой полосе их насчитывается шесть видов. Одни пики смотрят вверх, другие – вниз, образуя сплошной ряд и чередуясь, большие элементы поддерживают маленькие, а замкнувшись плавными линиями, образуют единый рисунок.

В здании на ул. Луначарского, 184, геометрию фасада создает мерный ритм стройных высоких прямоугольных окон с лобанями в виде треугольного фронтона с плечиками. Это основа композиции фасада. Поле лобани заполнено ажурной тончайшей резьбой, похожей на вырастающий и распускающийся в центре чудесный цветок. Он окружен замысловатыми ветвями, плавные линии которых, прихотливо изгибаясь, образуют тугой завиток. Эти линии перетекают, из них вырастают новые. На гладкой плоскости фриза располагаются накладные резные элементы в форме круга. Кронштейны как конструктивные элементы несут вынос кровли и воспринимаются как декоративная художественная часть фасада. Завершает композицию резная полоса венчающего карниза.

Здание на ул. Луначарского, 215, представляет собой небольшой прямоугольный дом, расположенный торцом к улице. Три окна с лучковыми проемами смотрят в сторону реки. Открытый бревенчатый сруб украшен наличниками и роскошным фризом. Накладной рисунок лобани поддерживает легкое, почти невесомое, очелье, сотканное из цветочных мотивов, создающих впечатление пышности, узорчатости, легкости. Вся верхняя часть дома – это сплошной ажур тонких полупрозрачных нитей, создающих узор, образующийся из искусно используемого многократного повторения одинаковых элементов.

Сретенские дома, построенные из дерева, поражают разнообразием форм, сплетением архитектурных стилей и высоким мастерством отделки. Их художественная выра-зительность создается рубкой стен, красивой кровлей, умелым расположением и формой окон, наличием парадных входов и веранд. Различная по технике и художественным мотивам резьба дополняет сооружения, служит их украшением, при этом фасад приобретает необычайно богатый декоративный характер. В Сретенске еще много сохранившихся деревянных домов. К сожалению, некоторые дома утрачены.

Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 140–145. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края