«Сретенская станица стоит в исключительных условиях: это и не город, и не село; но условия жизни в нем скорее городские, чем деревенские… Давно бы пора преобразовать Сретенск из станицы в город», – такое суждение частенько можно было встретить в 90-х гг. XIX в. на страницах сибирских газет [Восточное обозрение, 1894, № 5, с. 3; Там же, 1895, № 49, с. 3].
И действительно, на рубеже столетий развитие Сретенска шло довольно быстрыми темпами. Если в 1897 г. в Сретенске было всего 349 дворов и 1710 душ обоего пола, то уже в 1901 г. эти показатели возросли до 630 и 8478 соответственно [Путеводитель…, 1902, с. 261]. По торгово-экономическим показателям Сретенск все больше составлял конкуренцию своему ближайшему соседу – Нерчинску. Поэтому неудивительно, что в этой своеобразной борьбе нашлось место и подражанию в культурной жизни, выразившемуся, прежде всего, в попытках сретенцев устроить у себя театральные и библиотечные заведения.
Свидетельств о театральных постановках в Сретенске сохранилось мало. Тем не менее можно предположить, что их первыми инициаторами выступали местные зажиточные купцы. Так, в новогодние и рождественские праздники 1887 г. состоялся благотворительный спектакль по инициативе купца Якова Самойловича Андоверова, уступившего для этого свой дом и принявшего на себя все расходы. На спектакле, в котором принимали участие дети самого Андоверова и других купцов, собрано более 100 р., которые были пожертвованы в пользу читинского сиротского приюта. Позже Андоверов устроил еще один спектакль в пользу учащейся молодежи Сибири. Очевидцы, побывавшие на этих представлениях, отмечали, что все участвовавшие, несмотря на то, что большинству из актеров было по 8–14 лет, играли гораздо живее и лучше, чем многие взрослые любители сцены в самой Чите [Сибирь, 1887, № 4, с. 9].
Есть несколько свидетельств об организации театральных постановок в расположенных в Сретенске воинских частях. Например, 9 октября 1888 г., старанием командира Сретенского резервного батальона Рихтера был дан спектакль в зале офицерского собрания, сбор от которого предназначался в пользу переселенцев, оставшихся в Сретенске на зиму из-за мелководья. В спектакле принимали участие исключительно офицеры. Были поставлены «Женитьба» Гоголя и водевиль «На ловца и зверь бежит». Спектакль внес разнообразие в монотонную жизнь сретенцев, хотя, как отмечалось, игра актеров не была превосходной, а костюмы – подходящими: Подколесин был в шелковом бурятском тырлыке (обшитый материей полушубок), а невеста – при турнюре (приспособление в виде подушечки или сборчатой накладки, располагавшееся чуть ниже талии на заднем полотнище нижней женской юбки, что помогало формировать характерный силуэт с нарочито выпуклой нижней частью тела) [Восточное обозрение, 1888, № 43, с. 3]. 30 декабря того же года офицеры вновь порадовали сретенских обывателей лицедейством. Были поставлены «Воскресный день у фельдфебельши» и «Антошкины проказы». На этот раз спектакли прошли «весьма недурно», сбор был полный, из которого в пользу переселенцев поступило около 40 р. [Там же, 1889, № 20, с. 9].
Но больше всего сретенских поклонников Мельпомены радовал кружок любителей музыки и литературы, организованный по инициативе военного губернатора Забайкальской области Михаила Павловича Хорошхина. В него входило около 60 человек, из которых 20 непосредственно принимали участие в постановке спектаклей. Режиссером самодеятельного коллектива был В. В. Васильев, а среди ведущих исполнителей ролей значились Е. Ф. Кеппен, И. К. Древинг, С. С. Шрейбер. Только с ноября 1888 г. по март 1889 г. кружком было дано шесть спектаклей, несколько танцевальных вечеров и один костюмированный вечер, что дало чистого дохода 500 р. Средства от сборов за спектакли тратились в большей части на благотворительность, но определенная доля шла и на нужды труппы: на декорации, реквизит, костюмы и пр. При этом кружок в 1889 г. не имел собственного постоянного помещения. В феврале 1889 г., в Масленичную неделю предполагалось дать два спектакля по пьесе «На бойком месте». На первый из них было продано слишком мало билетов, и спектакль отменили. Второй сорвал заезжий гастролер фокусник Гражулес, которому без согласования с местными актерами был сдан в аренду зал офицерского собрания. Таким образом, вся подготовка к представлениям прошла даром. Все это дало повод для различных комментариев, обратившихся в сплетни, затем толкователи перешли на личности, и, в конце концов, произошел разрыв между некоторыми членами кружка [Там же, с. 8–9].
Как уже отмечалось, основная часть сборов от спектаклей шла на благотворительность. В 1894 г. в Сретенске открылась церковно-приходская школа на средства, собранные в том числе и от устройства музыкально-литературных вечеров [Там же, 1898, № 9, с. 2]. 13 февраля 1900 г. в железнодорожном депо состоялся спектакль в пользу голодающих орочон. Всего в эту зиму было дано семь спектаклей, четыре из которых в депо и три в офицерском собрании. Публика посещала их весьма усердно, особенно те, что организовывались в депо, поскольку вход туда был свободным. Успех объяснялся еще и тем, что в постановках принимали участие уже полюбившиеся зрителям актеры-любители Краще и Улова [Там же, 1900, № 49, с. 2–3].
Положительные изменения в развитии театрального искусства произошли с приездом в Сретенск в 1898 г. врача А.К. Белявского. В 1901 г., по примеру А.К. Кузнецова в Нерчинске, он «узаконил» деятельность кружка любителей музыки и литературы, сформулировав его устав, в котором главной целью деятельности кружка была обозначена постановка концертов и спектаклей. В первые четыре месяца его деятельности было устроено три спектакля, два концерта и четыре «субботки» (семейно-музыкальные вечера), а также вечера памяти Н. В. Гоголя и В.А. Жуковского, средства от которых по традиции пошли на благотворительные цели [Забайкалье, 1902, № 34, с. 3]. Главной проблемой для кружка оставалось отсутствие собственного помещения для репетиций и представлений. «В Сретенске чувствуется необходимость в общественном собрании с залой для спектаклей, – писал корреспондент газеты «Восточное обозрение». – Офицерское собрание и железнодорожное депо не могут его заменить. Офицерское собрание помещается в солдатской казарме за пределами станицы, а железнодорожное депо на другом берегу Шилки; ходить туда пешком далеко, а ездить на извозчиках дорого, так как приходится оставлять для себя извозчика и платить за час по рублю. Не говорю уже о неудобствах: в депо приходится сидеть в шубах, а офицерское собрание доступно лишь его членам и гостям. Вопрос об устройстве общественного собрания обсуждался как в купеческой среде, так и среди приказчиков, но, к сожалению, до сих пор не разрешен» [Восточное обозрение, 1900, № 49, с. 3]. Существуя лишь на членские взносы и малую часть от вырученных за концерты и спектакли денег, кружок был вынужден арендовать помещение в гостинице «Дальний Восток», принадлежавшей М. А. Штейну. Плата составляла около 50 р. за каждый отдельный вечер, не считая расходы на найм оркестра – в 25–30 р. за одно представление [Забайкалье, 1902, № 34, с. 3].
Несмотря на эти трудности, кружок действовал весьма успешно. В год ставилось по 10–15 представлений, в репертуаре были пьесы А. Н. Островского, А.П. Чехова, А. М. Горького и других драматургов. Сборов хватало даже на то, чтобы приобрести в Иркутске за 750 р. для нужд кружка новый рояль «Шредер». В 1911 г. кружок отметил 10-летний юбилей постановкой пьесы Горького «На дне». В этом спектакле главный режиссер и актер кружка А. К. Белявский сыграл роль Сатина, после ему вручили диплом на звание почетного члена Забайкальского землячества томских вузов, ценные подарки, он получил приветствия и телеграммы [Чапыгин, 1991, с. 10, 15]. На сохранившейся в Сретенском музее юбилейной фотографии запечатлены все члены-исполнители кружка, но, к сожалению, фотограф не подписал их поименно.
К 1920-м гг. театральный энтузиазм, по всей видимости, стал угасать. Сам Белявский писал об этом так: «Из увеселений – иллюзион, функционирующий непостоянно, спектакли любителей (драматического кружка, любителей в рабочем клубе, в гавани, в гарнизонном клубе и на железнодорожной станции). Выбор пьес большею частью невысокого качества: ставятся часто без литературного и художественного достоинства, а если и ставятся хорошие пьесы, то исполнение их оказывается зачастую не по плечу исполнителям» [Белявский, 2008, с. 75].
С библиотеками в Сретенске дела обстояли несколько хуже, хотя, как отмечал один из жителей, «умственная жизнь заметно развивается»: в 1893 г. выписывалось до 70 названий периодических изданий в количестве 197 экземпляров, среди которых было 6 иностранных; таким образом, одно периодическое издание приходилось на 25 человек [Восточное обозрение, 1894, № 60, с. 2]. В 1897 г. среди некоторых представителей местного общества возникла мысль об устройстве общественной библиотеки, для чего было приобретено около 600 томов, принадлежавших умершему лесничему С. Пекару. При получении их в Сретенске состоялось общее собрание лиц, желавших стать подписчиками библиотеки, и избран комитет, которому было поручено ходатайствовать об открытии и сборе пожертвований книгами и деньгами [Там же, 1897, № 78, с. 2]. Но ни в этот раз, ни спустя три года ходатайства не достигли поставленной цели [Там же, 1900, № 49, с. 3].
И все же в Сретенске было две платные библиотеки: организованного в 1902 г. Общества приказчиков и почтово-телеграфной конторы. Обе они имели читальни и довольно хороший подбор книг. В каталоге первой из них числилось более 2 тыс. наименований, во второй – более 1,5 тыс. Помимо этого, по сведениям краеведа В. П. Чапыгина, во втором десятилетии XIX в. в Сретенске выписывалось: 87 экземпляров газеты «Забайкальская новь», 78 – «Русского слова», 29 – «Биржевых ведомостей», 25 – «Копейки», 56 экземпляров журнала «Нива», 23 – «Пробуждения», а также 2 немецкие газеты, 5 татарских, 4 еврейских, 2 эстонских, по одной польской, латышской, греческой и датской; 4 немецких, 4 французских и 4 датских журналов [Чапыгин, 1991, с. 14]. В 1921 г. в Сретенске появилась первая общественная библиотека.
6 апреля 1914 г. вышла газета «Пасхальная неделя». Это был пробный выпуск сретенской газеты «Восточное Забайкалье» (редактор А. А. Цимбал), первый номер которой датирован 17 мая 1914 г. Деятельное участие в ее создании принимали инженер Муравьевского затона Дитрих. А. К. Белявский не только писал стихи, но и редактировал все материалы и выполнял всю техническую работу. В начале Первой мировой войны газета подробно освещала события с фронта, иллюстрируя их фотографиями боевой жизни, портретами са¬моотверженных защитников Родины, сестер милосердия. Выходила два раза в неделю тиражом 1000 экземпляров. Финансировал издание Н. М. Штейн. С уходом Белявского на фронт газета закрылась. В № 1, 19, 23 был напечатан «Медико-санитарный очерк Сретенска» А. К. Белявского. Типография продолжала работать, выполняя коммерческие заказы. 4 февраля 1918 г. был напечатан первый номер газеты «Казачья воля» казачьего культурно-просветительного общества. Материалы с заголовками «Казачья идея», «Старорусский церковный путь» вместе с приговорами станичных сборов призывали не поддерживать большевиков.
Библиографический список
Белявский А. К. Сретенск // Сретенский район: История и современность: сб. статей и материалов. – Чита: Экспресс-издательство, 2008. – Вып. 1. – С. 57–81; Восточное обозрение. – 1887. – № 4; 1888. – № 43; 1889. – № 20; 1894. – № 5, 60; 1895. – № 49; 1897. – № 78; 1898. – № 9; 1900. – № 49; Забайкалье. – 1902. – № 34; Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. 1901–1902 / под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова. – СПб.; М., 1902. – 396 с.; Сибирь. – 1887. – № 4; Чапыгин В. П. Город Сретенск и его окрестности: Краткий историко-географический очерк. – Сретенск: Сретенская районная тип., 1991. – 46 с.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 122–128. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).
Верстка сайта Vesna