Как населенный пункт Сретенск неоднократно менял свой статус. Начав свою историю с конца XVII в., уже в 1775 г. он был возведен в ранг уездного города, вначале в составе Удинской провинции Иркутской губернии, затем – Нерчинской области Иркутского наместничества. В 1782 г. в Сретенске проживало 100 человек: 34 купца, 14 мещан, 21 цеховой ремесленник, 29 дворовых, 1 священник и 1 приказный. Лишенный в 1797 г. статуса города, Сретенск до второй половины XIX в. оставался волостным селением, жители которого были приписаны к Нерчинску [Артемьев, 1999, с. 86; Путеводитель..., 1902, с. 261].
После образования в 1851 г. Забайкальского казачьего войска (ЗКВ) Сретенское селение получило статус казачьей станицы 3-го пешего военного отдела ЗКВ, куда вошли станицы, располагавшиеся на пространстве между Шилкой, Аргунью и Ингодой. Произошло это в 1872 г. с введением станичного самоуправления на местах [Васильев, 1918, с. 182]. К станице были отнесены поселки Епифанцев, Делюнский, Усть-Курлыча, Кокуйский, Матаканский с выселком Моргульским, Алинский с выселком Верхняя Алия, Шакшинский и Удыченский с выселком Поселье. Здесь же разместился штаб 11-го батальона ЗКВ, казаки которого проживали по обоим берегам Шилки близ Сретенской станицы. Это были переведенные в казачье сословие бывшие горнозаводские крестьяне [Эпов, 1889, с. 62; Комиссия..., 1898а, с. 225–226; Чащин, 2009, с. 16–17; Сретенск…, 2011, с. 13]. Станица относилась к Нерчинскому округу Забайкальской области [Комиссия..., 1898б, с. 183]. В ней в 1891 г. было 1449 жителей (558 казаков и 891 «разночинец») [Белявский, 2010, с. 117], по переписи 1897 г. – 349 дворов и 1710 душ населения обоего пола (889 мужчин и 821 женщина) [Путеводитель..., 1902, с. 261; Белявский, 2010, с. 117]. Как отмечал в 1898 г. известный в Забайкалье ученый и краевед Иван Степанович Дудченко (Колбасенко), «население этого места образовалось из переселенных сюда горных крестьян; ссыльных, отбывающих срок каторжных работ на заводах и рудниках и перечисляемых постепенно в заводские рабочие, затем в горные крестьяне; крещеных туземцев, преимущественно тунгусов» [Дудченко, 2010, с. 54].
В центре Сретенской станицы красовалась белоснежная каменная церковь, построенная в 1793 г. по проекту миссионера, просветителя и художника Кирилла Суханова. На кладбище с 1890 г. стояла Свято-Георгиевская церковь. В 1892 г. предприниматель А.Ф. Второв на улице Береговой возвел большой магазин из красного кирпича [Сретенск…, 2011, с. 14].
Благодаря активному освоению русскими Амурских земель, интенсивному движению по Шилке на Амур и увеличившемуся грузообороту из-за открытых на Каре и по Амуру месторождений россыпного золота станица Сретенская стала крупным перевалочным и торговым пунктом в точке пересечения сухопутного Московского-Сибирского тракта с водной Шилкинской трассой. Приток переселенцев, развитие торговли, пароходства и мелкой промышленности, движителями которых были иркутские, кяхтинские, нерчинские и благовещенские купцы, строительство здесь железной дороги способствовали и увеличению числа жителей станицы, и расширению самого поселения. Неслучайно здесь с 1897 г. действовал переселенческий пункт. Станица Сретенская в конце XIX в. состояла почти сплошь из деревянных построек. В 1901 г. в ней насчитывалось 630 дворов с населением 8478 душ обоего пола (4128 мужчин, 4350 женщин) [Путеводитель..., 1902, с. 261]. К 1911 г. население Сретенска составляло 5724 человек (не считая военных) [Белявский, 2010, с. 117]. В 1898 г. в Сретенске по вероисповеданию фиксировалось 3274 христианина и 724 иудея [Дудченко, 2010, с. 76].
В отдельные годы резкий рост числа населения станицы зависел от открытия навигации – численность вновь прибывших в Сретенск рабочих составляла свыше 10 тыс. душ обоего пола. Вот почему в казачьей станице Сретенской в конце XIX в. статистики отмечали ка¬заков 25,53 % (836 человек), а в начале XX в. – всего 15 %, представителей торгово-промышленного и рабоче-крестьянского сословий – 85 % [Дудченко, 2010, с. 80; Путеводитель..., 1902, с. 261].
Почти вся служба сретенского казачьего населения состояла в исполнении караулов по многочисленным рудникам и приискам Забайкалья [Дудченко, 2010, с. 58]. В 1895 г., 30 апреля, в связи с войной Китая и Японии в станице прошла мобилизация в 5-й Забайкальский казачий батальон для отправки к границе с Маньчжурией. Однако этого не произошло из-за скорого разрешения конфликта [Васильев, 1918, с. 246–248].
Несмотря на малочисленность казаков в станице, станичный сход, на котором правом голоса пользовались всего 90–100 человек, влиял на судьбу остального населения. Во всех сферах жизнедеятельности прежде всего казаки пользовались преимуществами. Их дети в первую очередь получали право на обучение.
За право селиться в Сретенске и устраивать здесь торгово-промышленные предприятия станичная казачья администрация взимала довольно высокую плату. Так, купец А. Ф. Второв за участок земли под дом размером 898 саженей заплатил 8 тыс. р. (для примера, в пос. Даурия за 104 десятины и 2099 саженей платили в казну ЗКВ чуть больше 4659 р.). В Сретенске было дорогое жилье. Казаки, сдавая в аренду комнаты в своих домах, получали за это годовую плату 22 614 р. Станица Сретенская в сравнении с другими станицами ЗКВ считалась самой зажиточной, получала около 50 тыс. р. дохода главным образом за счет сдачи в аренду земли и платы за право торговать на ее территории [Чащин, 2009, с. 17–18].
К 1898 г. в Сретенске было много торговцев, приказчиков и тех, кто занимался извозом, – 297 человек. Прислуги, чернорабочих и занимавшихся домашним хозяйством было 666 человек; плотников и столяров – 196; государственных служащих – 65; капитанов пароходов, лоцманов и прочих – 51; модисток – 43; слесарей и кузнецов – 38; механиков и машинистов – 22; каменщиков и печников – 20; сапожников и шорников – 18; кондитеров – 17; прачек – 45; писарей – 18. Были еще подрядчики, мыловары, бочары, повара, маляры, шубники, часовщики, переплетчики, пекари, водовозы, цирюльники, но всего по одному или пять-шесть человек. В станице Сретенской и ее поселках насчитывалось 1219 крестьян [Дудченко, 2010, с. 76–77, 80].
Как отмечал И. С. Дудченко, транзитная торговля способствовала созданию извозного и трактирного промысла, но приучила возчиков к пьянству и бездомному скитанию; извоз, раздражая аппетит у неудачников, породил воровство, разбой, драки и варварские убий¬ства. «Как золотопромышленность, так и извозный промысел вызывают в Стретенске большие скопления пришлого, заезжего люда, на который местный обыватель смотрит как на предмет и средство для наживы. Те же пришлые массы людей вносят в среду местного населения пьянство, разврат и вообще пороки... О Стретенске можно вообще сказать, что он нравственно так же нечист, как физически, и проходящие через Стретенск толпы людей оставляют в нем столько же нравственной, столько и физической грязи... Станицу Стретенскую приходится признать одной из самых неблагополучных в санитарном отношении местностей России...» [Там же, 2010, с. 57, 70].
В 1870-х гг. в Сретенскую станицу из Шелопугинской была переведена войсковая больница, до 1883 г. она размещалась в обширном и специально приспособленном здании на 60 пациентов. В этой больнице в 1896–1898 гг. старшим врачом работал И. С. Дудченко, одновременно он заведовал санитарной частью Сретенской станицы [Васильев, 1918, с. 218; Дудченко, 2010, с. 51, 58]. В 1890-х гг. эта больница располагалась в двух небольших неприспособленных для лечебных целей флигелях, где могло разместиться не более 15–20 пациентов, поэтому из-за плохого их содержания среди местного населения больница пользовалась дурной славой. Тогда на все население станицы приходилось пять фельдшеров, одна повивальная бабка, один аптекарь, один врач и два ветеринара [Дудченко, 2010, с. 59, 77]. В начале XX в. в Сретенской станице действовал войсковой лечебный пункт [Путеводитель..., 1902, с. 262].
Являясь казачьим административным станичным центром, Сретенск имел станичное правление. Полицейские функции здесь исполнял пристав 1-го участка Нерчинского уезда, исполнением законов ведали мировой судья и нотариус, налогами – податной инспектор. В станице действовали таможня, почтово-телеграфная контора со сберегательной кассой, почтовая станция. В Муравьевском затоне близ Сретенска находилась штаб-квартира Сретенского резервного пехотного батальона с кухнями, лазаретом, офицерскими квартирами и летним лагерем; в самой станице располагался батальон конвойной команды; в ее восточной части – 16-й Сибирский стрелковый полк; были в станице продовольственный магазин и склад интендантского ведомства, казенный соляной магазин [Путеводитель..., 1902, с. 261–262; Чащин, 2009, с. 18].
В станице Сретенской по торговой части широко развернулись фирмы Второва, Чурина, Кунста и Альберса, Собенникова и Молчанова, Губкиных. Из местных выделялись фирмы В. М. Лукина, И. Е. Шустова, Я. С. Андоверова. Торговые операции обеспечивались Русско-Азиатским, Сибирским банками и Банком взаимного кредита. На главной улице Набережной (старое название – Береговая) была сосредоточена основная торговля. За торговыми рядами находились каменные склады, разгрузка осуществлялась с пристани напрямую в магазины и склады. Из предприятий промышленно-заводского характера были паровая вальцовая мельница и лесопильный завод Лукина, шубный завод Середкина, мыловаренный завод С. Х. Вейнермана, два кожевенных завода, пивоваренный завод, заведение искусственных минеральных вод. На берегу Шилки находилась пристань Амурского общества пароходства и торговли. В станице располагались управление 1-го участка водных путей Амурского бассейна, агентство Амурского общества пароходства и торговли, которое возглавлял Г. И. Фридьев, транспортные конторы [Путеводитель..., 1902, с. 262–263; Бардакова, Жеребцова, 2006, с. 90].
О востребованности жителями Сретенской станицы музыкального искусства, да и элементарной грамоты можно судить по такой статистике: музыкантов было пять, учителей восемь. На начало XX в. в Сретенской станице действовали два училища, казачье 2-классное училище с ремесленным отделением и церковно-приходская школа, библиотека-читальня; в 1917 г. организована учительская семинария и открыты четыре класса смешанной гимназии; действовали железнодорожная и еврейская школы [Путеводитель..., 1902, с. 261; Бардакова, Жеребцова, 2011, с. 91]. В 1880-е гг. в Сретенске работало фотоателье А.К. Кузнецова «Восточная Сибирь». К концу XIX в. были фотоателье В. И. Мацкевича, Н.К. Костырева, Нахано (Япония) и Х. Ямацу (Япония). Во второй половине 1890-х гг. было создано молодежное общество велосипедистов, куда в основном входили служащие коммерческих предприятий (приказчики) и дети купцов. Активными его членами были А. Лукин, С. Смолянский, Д. Епифанцев [Сретенск…, 2011, с. 14–15]. В начале XX в. в Сретенске насчитывалось четыре гостиницы. В 2-этажной гостинице «Дальний Восток» размещались театр и ресторан, где периодически устраивались благотворительные вечера и маскарады, в том числе и в пользу переселенцев. Здесь же работал кружок драматического искусства. В Сретенске имели место вспомоществование и благотворительность. Например, действовали Общество приказчиков с кассой взаимопомощи, Общество пособия бедным [Путеводитель..., 1902, с. 263; Сретенск…, 2011, с. 15].
После постройки железной дороги Сретенская станица явилась ее конечным пунктом. Как было сказано выше, благодаря этому обстоятельству здесь сильно развились торговля и промышленность, а станица быстро разрасталась. Когда была проведена КВЖД, отвлекшая от Сретенской железнодорожной ветви большинство грузов, значение Сретенска стало падать. Но во время строительства Амурской железной дороги (1908–1916) грузы для нее пошли через Сретенск [Вивдыч, 2011, с. 12]. Усилилось пассажирское движение, Сретенск вновь ожил. Однако такая ситуация, как и раньше, наблюдалась главным образом во время навигации. По-прежнему зимой жизнь в Сретенске замирала, население сокращалось из-за оттока пришлого рабочего люда [Солдатов, 1912, с. 36]. В марте 1922 г. Сретенск становится уездным городом [Бардакова, Жеребцова, 2006, с. 90].
Библиографический список
Артемьев А. Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII – XVIII в.: Историко-археологические исследования. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – 336 с.; Бардакова В. В., Жеребцова Т. И. Сретенск // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. Т. 4: С–Я / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. – Новосибирск: Наука, 2006. – С. 90–91; Белявский А. К. Перепись населения Сретенска // Сретенский район: История и современность: сб. статей и материалов. – Чита: Экспресс-издательство, 2010. – Вып. 2. – С. 117–121; Васильев А. П. Забайкальские казаки: Исторический очерк: в 3 т. – Чита: Тип. Войскового хозяйственного правления, 1918. – Т. 3. – 348 с.; Вивдыч М. А. Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Новосибирск, 2011. – 23 с.; Дудченко (Колбасенко) И. С. Станица Стретенская (Забайкальской области), ее народонаселение и санитарный быт // Сретенский район: История и современность: сб. статей и материалов. – Чита: Экспресс-издательство, 2010. – Вып. 2. – С. 49–86; Материалы Комиссии для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области, высочайше учрежденной под председательством статс-секретаря Куломзина. – СПб.: Изд-во «Гос. тип.», 1898а. – Вып. 8: Землевладение / сост. А. Калмыков. – 267 с.; Там же. – СПб.: Изд-во «Гос. тип.», 1898б. – Вып. 9: Аренда / сост. В. Трейден. – 197 с.; Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. 1901–1902 / под ред. А. И. Дмитриева-Мамонова. – СПб.; М., 1902. – 396 с.; Солдатов В. Железнодорожные поселки по Забайкальской линии. Статистическое описание и материалы по переписи 1910 г. / ред. и предисл. Д. М. Головачева. – СПб.: Слово, 1912. – Т. 5, ч. 1. – 380 с.; Сретенск на старых открытках и фотографиях / сост. А. И. Чащин, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Экспресс-издательство, 2011. – 204 с.; Чащин А. Сретенск. Страницы прошлого. Казачество. Купечество. Военнопленные. Денежные знаки. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 256 с.; Эпов Н. И. Забайкальское казачье войско. – Нерчинск: Тип. М. Д. Бутина, 1889. – 78 с.
Сретенск / гл. ред. К. К. Ильковский; отв. ред. Н. Н. Константинова, О. Ю. Черенщиков. – Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2014. – С. 60–67. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»).
Верстка сайта Vesna