Нерчинский уезд в советское время был отнесен преимущественно к Нерчинско-Шилкинскому экономическому району. Его важнейшие природные и экономические характеристики – расположение в горной тайге и степной местности по реке Шилке. Шилка и ее притокам, добыча золота и угля, объекты пищевой промышленности в городах, сельское хозяйство с преобладанием зернового земледелия и мясомолочного животноводства, наличие пароходства по Шилке. В 1926 г. с учетом этих характеристик в рамках административно-территориальной реформы волостное деление упразднено, были образованы Чернышевский, Сретенский, Шилкинский, а в 1935 г. – Балейский районы.
Их образование сократило территорию бывшего Нерчинского уезда, ограничив ее в северной и средней части пределами бассейна р. Нерча, а в южной части небольшим участком по реке Шилке и ее правым притоком рекой Урульгой. Несмотря на расширение территории в 1935 г. за счет 10 деревень упраздненного Олинского района, за пределами территории, получившей статус Нерчинского района, оставались месторождения золота и другого минерального сырья. Лишенный природных факторов промышленного развития, новообразованный Нерчинский район превратился в сельскохозяйственный. Начиная с 1930-х гг. сельскохозяйственное производство стало развиваться на устойчиво расширявшейся индустриальной основе, в рамках созданного колхозного строя. Коллективизация стала крутой насильственной ломкой хозяйственного уклада и быта крестьянства. Было и раскулачивание, увлечение коммунами, и крестьянские волнения, хотя и не такие крупные, как восстания в наиболее богатых животноводческих районах Забайкалья. Когда коллективизация завершилась, началось укрупнение колхозов, что позволяло более эффективно использовать сельскохозяйственную технику. В 1940 г. 32 колхоза Нерчинского района обслуживали 4 машинно-тракторные станции (МТС): Бишигинская – 7 колхозов, Знаменская – 6, Нерчинская – 11, Олинская – 8. Колхозы улучшали структуру зерновых культур, стали выращивать пшеницу. В животноводстве появляется первый опыт механизированной дойки.
Судьба Нерчинска теперь была тесно связана с экономическим профилем его района. В самом Нерчинске располагались руководство МТС, правления двух колхозов – им. Коминтерна и им. Н. К. Крупской. Капитальный ремонт сельхозтехники проводился в машинно-тракторных мастерских. Создаваемые промышленные предприятия были непосредственно связаны с переработкой сельскохозяйственной продукции. В 1929 г. созданы небольшой маслозавод и мясокомбинат, действовал водочный завод, в 1933 г. появились райпищекомбинат и хлебокомбинат. Механизация производственных процессов не была высокой. Среди промартелей действовала артель «Гужевик». В Нерчинске началась массовая подготовка кадров. В 1934 г. открылось ремесленное училище для подготовки трактористов. В 1940 г. действовала школа механизации сельского хозяйства. В том же году был открыт зооветтехникум. Специальная подготовка кадров базировалась на развитии общего образования. В 1936 г. состоялся первый выпуск учащихся, окончивших десятилетку [Музгин, 2003, с. 89–90].
Быт горожан по своим характерным чертам ведения домашнего хозяйства мало чем отличался от дореволюционного, но образ жизни изменялся. В жизни горожан появились радио, кино, печать, система городского образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая средней школой. Они способствовали упрочению социалистического мировоззрения.
Новое общественное сознание формировалось под влиянием не только социально-экономических преобразований, но и идейно-политических установок коммунистической партии, закрепляемых местной властью в названиях колхозов, предприятий, городских улиц. Из 32 колхозов района 16 были названы именами революционных и советских деятелей, 10 носили такие наименования, как «Большевик», «Коминтерн», «Боевик», «Вперед», им. 1-го Мая, им. 2-й пятилетки, «Труженик». Три колхоза были названы в честь важных политических и военных событий – им. XVII партсъезда, им. ОКДВА, им. Карельского полка. Еще три колхоза носили метафорические названия – «Луч», «Восходящая заря», «Новая жизнь». В целом общественное сознание нерчинцев было в значительной мере политизировано. Оно отражало впечатления о пережитой революции и государственной политике, направленной на героизацию революционного времени и культивирование абсолютного политического авторитета И. В. Сталина, его соратников и его политического окружения. Из 16 колхозов района, названных именами революционных и советских деятелей, три колхоза – имени И. В. Сталина, два – К. Е. Ворошилова, два – С. М. Буденного, по одному колхозу были названы именами В. М. Молотова и Н.К. Крупской. Два колхоза носили имя героя Гражданской войны в Забайкалье Ф.А. Погодаева и еще два колхоза – имя В. П. Чкалова, что символизировало выдающиеся достижения советской эпохи того времени. Кроме того, был один колхоз имени К. Маркса и два колхоза имени В. И. Ленина.
Персонализация политического сознания вместе с массовыми политическими репрессиями 1930-х гг., от которых безвинно пострадали многие руководители района и рядовые граждане, стали средствами создания и укрепления жесткой конструкции общественного устройства с твердой государственной, общественной и трудовой дисциплиной, цементируемой единой для страны политической волей. При всех трагических сторонах событий и негативных их последствиях, связанных со сформировавшимся в 1930-е гг. режимом личной власти Сталина, страна настойчиво и неуклонно готовилась к надвигавшейся как с запада, так и с востока военной угрозе, вылившейся в конечном итоге во 2-ю мировую войну. Составной ее частью стала Великая Отечественная война.
Библиографический список
Музгин Н. Д. Родная земля – Забайкалье (Страницы истории города Нерчинска). – Чита, 2003. – 129 с.
Нерчинск / гл. ред. В. А. Дутов; отв. ред. Н. Н. Константинова, А. Ю. Литвинцев; Чита: ЗабГУ, 2013. – С. 186–193. – (Альбомная серия «Энциклопедии Забайкалья»)
Верстка сайта Vesna