ЮЖНЫЙ ХОД, Карымская – Забайкальск, ж.-д. линия, имеющая выход на ж.д. Китая, и малодеятельной линией Борзя – Соловьевск – на ж.д. Монголии. От ст. Забайкальск (разъезд № 86) в кон. XIX в. начато стр-во Китайско-Восточной железной дороги. Имеет назв.: Кайдаловская ветвь – по наименованию станции от поворота ж.-д. колеи к границе с Китаем; Маньчжурка – как выходящая на ст. Маньчжурия Кит. ж.д.; Борзинская ветка – по наименованию бывш. Борзинского отд-ния Заб. ж.д.; Тарская – Забайкальск – по начальному и конечному пунктам ж.-д. линии; Карымская – Забайкальск – по узловым станциям; Прав. ход – как ответвление направо от гл. хода Транссиба; Ю. х. – как ответвление на юго-вост. от гл. хода Транссиба. Последнее назв. стало наиболее употребимым в нач. XXI в. (в 2000–06). К нач. XXI в. участок Карымская – Забайкальск представлял однопутную линию протяженностью 366 км, обслуживаемую тепловозным парком. Участок характеризовался высокой степенью износа основных фондов хоз-ва пути, локомотивного, сигнализации, блокировки и связи. Объемы экспортно-импортных грузов между Россией и Китаем на названном транспортном направлении стали нарастать с 2000. С 2004 началась коренная реконструкция Ю. х. На выездной коллегии ОАО «Рос. ж.д.», проведенной в Чите 2.2.2005, принято решение о «Комплексной реконструкции участка Карымская – Забайкальск», ставшее составной частью инвестиционного проекта «Нефть на Китай». Поэтапно строились 2-е пути на перегонах, реконструировались станции и разъезды. Развивались ст. Карымская и особенно ст. Забайкальск: здесь в 2005 сдан в эксплуатацию новый станционный парк для обработки поездов. На 1-м этапе, к нач. 2006 протяженность двухпутных перегонов составила 42 % против 10,6 % в 2004. Кол-во приемоотправочных путей на станциях, способных принимать полносоставные поезда, достигло 50 против 16 в 2004. Освоено вождение поездов весом 6 тыс. т (при прежней норме 4 тыс. т). Реконструкция осуществлялась на действующем ж.-д. пр-ве. Перевозки в 2004–06 только возрастали. В 2005 численность железнодорожников в поселениях от ст. Карымская до ст. Забайкальск возрастала, в 2005 она увеличилась более чем на 1 тыс. чел. В добавление к ранее действовавшим предприятиям в 2005 созданы путевая машинная станция на ст. Зун-Торей, дистанция пути на ст. Оловянная. На реконструкцию Ю. х. на полную мощность были задействованы 2 дорожных щебеночных з-да, производственные коллективы др. предприятий дороги, дорожного строительного треста, привлекались специализированные подрядные организации из-за пределов дороги. В 2005 передача поездов в Китай вышла на 16 единиц, с завершением очередного этапа реконструкции этот показатель должен вырасти до 27 единиц.
В этот день 10 декабря
Родился А.П.Карасёв
В 1934 году родился А.П.Карасёв, геофизик, докт. техн. наук (1983), профессор (1986), чл.-кор. МАН ВШ, Горной академии, действительный чл. МАМР, почетный разведчик недр (1983), почетный работник ВШ РФ (2000).
Родился Н.И.Лагошин
В 1923 году родился Н.И.Лагошин, железнодорожник, Герой Соц. Труда (1971), почетный гражданин Чит. обл. (1997).
Родился Н.А.Литвинов
В 1921 году родился Н.А.Литвинов, генерал-лейтенант (1976), почетный сотрудник госбезопасности (1972).
Родился А.Н.Луцкий
В 1883 году родился А.Н.Луцкий, военный, полит. деятель
Родился Г.Е.Мациевский
В 1890 году родился Г.Е.Мациевский, участник Белого движения в Заб., генерал-лейтенант (1919).
Родилась Ц.-Д.Н.Номогонова
В 1925 году родилась Ц.-Д.Н.Номогонова, засл. врач РСФСР (1969).
Родился И.А.Пляскин
В 1918 году родился И.А.Пляскин, полный кавалер ордена Славы
Родился Н.Е.Подгорбунский
В 1948 году родился Н.Е.Подгорбунский, муниципальный деятель
Родился Ю.Г.Саитов
В 1961 году родился Ю.Г.Саитов, геолог, канд. геол.-мин. наук
Родилась А.М.Соколова
В 1919 году родилась А.М.Соколова, педагог, канд. ист. наук.
Родился А.Ф.Эпов
В 1946 году родился А.Ф.Эпов, гос. и полит. деятель
Родился С.А.Михляев
В 1919 году родился С.А.Михляев, Герой Сов. Союза