САНГХА (санскр. собрание, множество), буддийская монашеская община, осуществляющая свою деятельность согласно нравственно-этическим и духовным традициям по правилам канона Винаи питаки (корзина устава). В 1741 указом Елизаветы Петровны С. официально признана как религиозная конфессия на тер. России (см. Буддизм). В Бурятии к присяге было приведено 150 буддийских монахов. С 1853 деятельность буддийской С. регламентировалась на основании «Положения о ламаистском духовенстве в Вост. Сиб.». Этот документ усиливал контроль царской адм. над буддийским духовенством. В 1917 Временное правительство предприняло попытку реформировать деятельность буддийских общин в условиях буржуазно-демократических преобразований и предполагало «даровать» им некоторые свободы, однако эти планы остались нереализованными. В 1922 на 1-м съезде буддистов монг. авт. областей ДВР и РСФСР в качестве верховного руководящего органа был избран Центр. духовный совет (ЦДС). Выработанная им на основе «обновленческого движения» политика строилась на лояльном отношении к Сов. вл., сближая в идеологическом плане буддийское учение с марксизмом и социализмом. Несмотря на это в результате репрессивной политики Сов. гос-ва в 1930-е по отношению к представителям буддийских конфессии ЦДС прекратил свое существование, а вместе с ним С. Только в 1946 в Улан-Удэ по инициативе бывш. членов ЦДС с разрешения Сов. правительства состоялось Совещание буддийских деятелей, утвердивших «Положение о буддийском духовенстве СССР», в к-ром были зафиксированы новые принципы структурно-организационной, социальной и правовой деятельности буддийских общин в условиях сов. полит. системы. Съезд 1946 избрал высший исполнительный орган – Центр. духовное управление буддистов (ЦДУБ) во гл. с пред. бандидо-хамбо-ламой. Его резиденцией стало Хамбинское сумэ (Иволгинский дацан), открытое в 1946 на основании постановления Совнаркома Бур.-Монг. АССР по просьбе верующих. С этого времени Иволгинский дацан является духовным и адм. центром буддийской С. в нашей стране (тибет. Гандан Даши Чойнхорлин, бур. Тугэс Баясхалантай Улзы Номой Хурдын Хийд – монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости). Действующий буддийский монастырь расположен в 38 км от г. Улан-Удэ. Первым шээрэтэ был назначен Габжа-лама Янгажинского дацана Р. Жамьянов (1946–50). Монастырский комплекс дацана включает в себя 3-этажный соборный храм Цокчен (1976), малые храмы (сумэ и субурханы), молитвенные барабаны, а также гостиницу, жилые помещения для лам и хувараков, хоз. постройки. В дацане, кроме ежедневных молебнов и малых богослужений, совершаются 6 больших традиционных хуралов (Сагаалган, Дуйнхор, Гандан, Майдар и Найдан, Зула). Духовными защитниками и покровителями дацана считаются божества Лхамо и Жамсаран. Гл. святыней дацана является нетленное тело XII бандидо-хамбо-ламы Д.-Д. Итигэлова, обретенное 10.10.2002 в местности Хухэ Зурхэн Иволгинского р-на Респ. Бурятия. Дацан располагает богатейшими собраниями буддийской канонической лит., большая часть к-рой на тибет. яз. В 1991 при дацане открыт Буддийский ин-т «Даши Чойнхорлин», высшее учеб. религиозное заведение. Он имеет ф-ты: филос., тантрический, мед. и традиционной буддийской живописи. В ин-те проходят обучение студенты из различных регионов России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Преподавание ведут высокообразованные ламы, в т.ч. приглашенные из Индии. Процесс обучения организован по системе монастырского образования Гоман-дацана (Индия). В 1999 ин-т получил гос. лицензию на право деятельности в сфере высшего духовного образования. При нем создан лицей, учащиеся к-рого получают полное ср. образование. С 1998 редакцией ин-та издается буддийский науч.-популярный альманах «Легшед» («Благое изречение») на бур. и рус. яз. С. СССР с 1950-х налажены связи с буддийскими организациями Юго-Вост. Азии. В это время создана крупнейшая междунар. неправительственная организация «Всемирное братство буддистов» (ВББ). ЦДУБ СССР вошло в состав ВББ в качестве регионального чл. В 1970 по инициативе ЦДУБ и буддистов Монголии создана 2-я крупнейшая организация – Азиатская буддийская конф. за мир (АБКМ). Рос. С. периодически участвует в буддийских междунар. конф. и ежегодно принимает делегации и видных деятелей буддийских организаций из разных стран мира. Вплоть до 1990-х внутренняя деятельность С. осуществлялась в соответствии с Положением и Уставом 1946. В 1997 принят новый устав, по к-рому ЦДУБ было переименовано в Буддийскую традиционную С. России (БТСР). БТСР России объединяет дацаны и общины Бурятии, Чит. обл., Агинск. Бур. авт. окр., Усть-Ордынского Бур. авт. окр., буддийские общины рос. городов. БТСР координирует деятельность с буддистами Респ. Калмыкия и Респ. Тыва. Деятельность БТСР согласно новому уставу – это осуществление гарантированного Конституцией РФ права человека на свободу вероисповедания, предусматривающее изучение и сохранение духовного наследия, культуры и традиционного буддийского учения. Руководящим органом С. России является Сугунды (съезд), проводящийся через каждые пять лет. В период между ними руководство осуществляет Хурал С. России и Центр. духовное управление С. России. Глава БТСР бандидо-хамбо-лама представляет ее интересы на гос. и междунар. уровне.
Категории:
|
Лит.: Ист.-культурный атлас Бурятии. – М., 2001; Чимитдоржин Д. Г. Иволгинский дацан «Гандан Даши Чойнхорлин» 1946–2001. История, события и люди // Легшед. – № 6 (июль). – 2002. |
Иллюстрации:
|
||||||||||||
|
Верстка сайта Vesna