Категории:
Монголы

МОНГОЛЫ, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монг. яз. алтайской семьи. В Респ. Монголия проживают халха, ойраты и др. (собирательно монголы); в КНР – баоань, дунсян, дауры, барга и собственно М.; в России – буряты и калмыки. Этногенез М. и их ранняя история еще недостаточно изучены. К числу протомонгольских этносов, вероятно, относятся дунху, сяньби, хи и шивэй (упоминаются древнекит. ист.). Этноним М. впервые встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, мэн-гу-ли в кит. хрониках VII–X вв. В X–XIII вв. Юж. Заб. и сопредельную тер. Монголии занимали различные племенные объединения. По обе стороны оз. Байкал кочевали меркиты, по рр. Селенга и Тола – кераиты, к зап. от кочевий кераитов – найманы. Собственно М. занимали тер. Вост. Заб., прав. берег р. Аргунь – татары, происхождение к-рых остается неясным. Существовала наследственная власть ханов и племенной аристократии – нойонов. Племена враждовали между собой. В 1206 на курултае (съезде) нойонов правителем гос-ва избран Темучин с титулом Чингисхана. Этот год считается годом основания Монгольского гос-ва. С XIII в. М. – назв. всех объединенных Чингисханом племен – как завоевателей, так и побежденных. В результате монг. завоеваний возникла империя от Тихого океана до Черного моря. Однако и после многочисленных завоеваний М. считали Заб. одним из своих коренных уделов. Здесь проходили курултаи, на к-рых решались наиболее важные вопросы. В XV в. произошло ослабление Монг. гос-ва. Монголоязычные народы разделились на зап. и вост. группы. В XVI–XVII вв. М. пережили сложный период раздробленности и борьбы за власть. В XVI в. вост. группа распалась на сев. и юж. Зап. М. (ойраты) образовали Джунгарское ханство, существовавшее в XVII–XVIII вв. Юж. Заб. и сопредельные тер. Монголии населяли различные монголоязычные племена – баргуты, баяуты, хори-туматы, булагаты, эхириты. В сер. XVII в. Заб. оказалось в составе Рос. гос-ва. Во 2-й пол. XVII в. тер. Монголии была завоевана Китаем. Гос. граница рассекла некогда единое этнокультурное пространство. На тер. Юж. Заб. в последующие столетия происходит постепенное формирование бур. народа (см. Буряты). Вновь М. обрели государственность в 1911 (автономию получила Внешняя Монголия). Основная масса М. исповедовала религию бон – разновидность шаманизма, кераиты с XI в. – христианство несторианского толка. С кон. XII – нач. XIII в. среди М. начинает распространяться буддизм, одновременно утрачивает позиции христианство. Попытки хана Хубилая в XIII в. утвердить буддизм в качестве гос. религии закончились неудачей. Это произошло только в XVII–XVIII вв. В XVIII в. он получил широкое распространение среди заб. бурят. В то же время среди зап. бурят распространяется православие. В годы Сов. вл. буддийская культура в Монголии и СССР была в значительной степени разрушена. Со 2-й пол. 1980-х началось ее возрождение. Материальная и духовная культура всех М. в основном одинакова. Гл. занятие М. – кочевое скотоводство, обеспечивающее их всем необходимым для жилья, одежды, питания. Жилище – разборная переносная юрта. Традиционная мужская и женская одежда халатообразного покроя, обувь – сапоги с загнутыми вверх носами. Основная пища – мясо (чаще всего баранина, реже – говядина и конина), разнообразные молочные продукты. С XIII в. М. пользовались заимствованным у уйгуров алфавитом на арамейской основе – старомонгольской письменностью. В Бурятии она была запрещена в 1931, на смену ей пришла сначала латиница, а с 1939 – кириллица. В Монголии старый алфавит использовался до 1945, затем его сменила кириллица. В КНР старомонгольская письменность сохраняется и в наст. время, с 1990 предпринимаются попытки ее возрождения в Монголии. У монголоязычных народов богатый фольклор, в т.ч. героический эпос «Гэсэр». На тер. Юж. Заб. М. оставили многочисленные памятники – Хирхиринский городок, Кондуйский городок, «Чингисов камень», могильники. Немало топонимов в крае связано с именем Чингисхана. С нач. XX в. получили распространение идеи панмонголизма. Наиболее известные его представители – Ц.Ж.Жамцарано, Э.-Д. Ринчино. Выдвигались идеи не только экономического и культурного, но и полит. объединения М. В 1919 на ст. Даурия и в Чите при содействии атамана Г.М.Семенова состоялись конф. и съезд панмонголистов, сформировавшие так называемое Даурское правительство, возглавляемое Нейсе-гэгэном. В годы культа личности в числе репрессированных в СССР оказались и те, кого обвинили в панмонголизме. В 1943 подверглись насильственной депортации, продлившейся более 13 лет, калмыки. В 1993 в Улан-Баторе состоялся Всемирный форум М., к-рый имел целью укрепление связей между монг. народами, содействие развитию яз., национальных обычаев и традиций, расширение гуманитарных связей. В составе России монголоязычные народы имеют 4 гос. образования – Респ. Калмыкия, Респ. Бурятия, Усть-Ордынский Бур. авт. окр. Иркутской обл., Агинск. Бур. авт. окр.

Лит.: История Бур.-Монг. АССР. – Улан-Удэ, 1951. – Т. 1; Древнемонгольские города / С. В. Киселев, Л. А. Евтюхова, Л. Р. Кызласов и др. – М., 1965; Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. – М., 1980; Именохоев Н. В., Коновалов П. Б. К изучению погребальных памятников монголов в Заб. // Древнее Заб. и его культурные связи. – Новосибирск, 1985; Жуковская Н. Л. Монголы // Народы и религии мира: Энцикл. – М., 1998; Чимитдоржиев Ш. Б. Бурят-монголы: история и современность. – Улан-Удэ, 2001.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края