КИДАНИ, к и д а н ь, ц и д а н ь (кит.), этнос. Сложился в юго-вост. районах Монголии и Юж. Маньчжурии в 3–4 вв. н. э. Происхождение К. связывают с потомками монголоязычных племен дунху: сяньби, ухуань, муюн и др. Традиционно занимались скотоводством и охотой; с кон. 8 в. у них начало развиваться земледелие, принявшее широкие масштабы в 10–11 вв. Основные поселения К. располагались в бас. р. Шара-Мурэн и на сев. берегу р. Лаоцяхэ (Лаохэ). Киданьское общество делилось на 8 родов (аймаков), во главе к-рых стояли выборные старейшины (мофухэ). Объединение аймаков (племя) возглавлял верховный вождь. Ему вручали знамя и барабан – символы власти. Через 3 года процедура выборов повторялась. Накануне войны старейшины созывали совет, на к-ром решались вопросы мобилизации войск, ведения войны и заключения мира. С 6 в. верховная власть постепенно закрепилась за представителями 3 племен: Дахэ (80-е 6 в. – 718), Яонянь (до нач. 10 в.) и Елюй (нач. 10 в. – 1125). На протяжении всего 1 тыс. К. воевали со своими кочевыми соседями, гос-вом Бохай и с кит. гос-вами Сев. Вэй, Суй и Тан; при этом нередко становились их данниками. В нач. 10 в. К. под предводительством талантливого военачальника и рук. Елюй Абаоцзи (кит. Аньбацзянь; монг. Амбагянь) создали собственное гос-во – Империю Ляо (907–1125), в состав к-рой вошли значительная часть Сев.-Вост. Китая, Маньчжурия, Вост. и Центр. Монголия. Сам Абаоцзи принял титул короля, а затем и императора. Назв. гос-ва Ляо обычно принято переводить как «Железная империя».
Постепенно К. покорили мелкие кит. царства, а также гос-во Бохай; начали войну с кит. империей Сун. Одновременно они вели активную экспансию против сев.-вост. соседей чжурчжэней и племен шивэй; вытеснили из Монголии кыргызов и неоднократно вторгались в границы гос-ва Корё. Численность населения Ляо к сер. 10 в. достигла более 3,8 млн чел., что потребовало создания новой системы управления. В 947 организована «сев. адм.» для управления К. и др. сев. народами и «юж. адм.» – для управления китайцами. Сформировались также региональные и местные органы власти, адм. органы 5 столиц империи. Помимо столиц в империи существовали 6 областей (фу), 156 округов (чжоу), воеводств (цзюнь) и городков (чэн), а также 209 уездов (сянь), 52 племени (буцзу) и 60 вассальных владений (шу го). Система управления столицами не была единой. Верх. столица Шанцзин располагалась в сев.-зап. части Жэхэ и являлась императорской ставкой; Вост. – находилась близ г. Ляоян; Ср. – у места впадения р. Шара-Мурэн в р. Ляохэ; Юж. – на месте нынешнего Пекина; Зап. – в окр. Датун. В Зап. столице преобладали военные чиновники, ведавшие вопросами обороны страны; в Юж. и Ср. – чиновники по финансам и налогообложению. При этом Вост., Ср. и Юж. столицы подчинялись управлениям прав. и лев. премьер-министров, а округа, к-рые контролировались столицами, носили их назв.
В эпоху Ляо высокого уровня достигло ремесло. Ляоские ремесленники плавили металлы, возводили гор. стены, дворцы, храмы и роскошные императорские мавзолеи, добывали соль и уголь, ткали шелковую парчу и делали фарфоровую посуду, спускали на воду военные корабли и прокладывали дороги. Быстрому расцвету ремесел в киданьской империи способствовало использование К. ремесленников из завоеванных ими стран – китайцев, бохайцев и др. При захвате новых тер. из пленных отбирались ремесленники и направлялись в киданьские земли. Используя труд захваченных в плен бохайцев и китайцев, К. начали сеять «пять видов злаков», из к-рых в сев. районах предпочтение отдавалось монг. просу, а в юж. – рису. К. была известна культура конопли и тутовых деревьев. Империя Ляо вела активную торговлю с Китаем, Корё и тангутским гос-вом Си Ся. К. экспортировали овец, лошадей, войлок, медь, железо, драгоценные металлы. Из Китая в Ляо поступали предметы престижа – шелк, фарфоровая посуда, чай, лекарства.
Важное место в жизни К. занимала религия. В Ляо были распространены религии развитых обществ – буддизм, конфуцианство и даосизм, но важную роль по-прежнему играла древняя религия со следами анимизма, тотемизма и магии. Отправляясь в поход, К. приносили жертвы предкам, небу, земле и знамени. Изготавливали также фигурки духов из дерева. Если поход возглавлял лично император, вдоль дороги по направлению движения войск ставили преступников, осужденных на смерть. Проезжавшие мимо воины стреляли в них из луков и убивали. По возвращению из похода таким же образом расстреливали пленных. К числу важнейших достижений К. следует отнести создание ими своей письменности. В 920 Тулюйбу и Елюй Лубугу за 9 мес составили так называемое большое письмо на основе кит. графики, а в 926 младший брат Абаоцзи – Дела после знакомства с уйгур. яз. и письмом создал более совершенное малое киданьское письмо, знаки к-рого «будучи немногочисленными, охватывали все». Киданьская письменность, к сожалению, до сих пор не расшифрована. О мастерстве киданьских художников можно судить по дошедшим до нас картинам и фрескам, к-рые украшали могилы знати. На них представлены сценки придворной жизни, быта и военных походов. Многое из культурных достижений К. заимствовали из Китая, но многое создали сами.
Чем интенсивнее шли процессы аккультурации и седентеризации в киданьском обществе, тем сложнее было К. противостоять набегам кочевников с сев. и зап. Постепенно К. переняли от китайцев пассивную стратегию обороны. Для поддержания своего присутствия на тер. монг. степей они создали серию крепостей в бас. рр. Керулен и Тола и тогда же соорудили сев. вал, получивший позднее назв. «Вал Чингисхана». Он протянулся на 700 км по тер. сев.-вост. Монголии, Китая и юго-вост. Заб. Как считают исследователи, вал служил маркировочной линией имперской границы. Вместе с примыкавшими к валу с юга небольшими городками квадратной и округлой формы, в к-рых, видимо, располагались пограничные гарнизоны К., вал выполнял функции обороны 1-го уровня и мобильного оповещения о передислокациях больших групп кочевников. На тер. Заб. кр. вал выходит в районе пгт Забайкальск и тянется по лев. берегу р. Аргунь до с. Кайластуй (ок. 100 км). В 1–6 км к югу от вала на указанном участке обнаружено 8 городков (см. Киданьские городки), а в окрестностях с. Дурой Приаргунского р-на раскопано несколько рядовых киданьских погребений. В них обнаружены глиняные сосуды горшковидной и бутылевидной формы, ножи, украшения и круглый бронзовый календарь вост. типа. Во 2-й пол. 11 в. империя Ляо переживала упадок, обусловленный ростом частного землевладения и уменьшением налоговых поступлений в казну. Используя кризис Ляо, на сев.-вост. границах империи активизировались тунгусоязычные племена чжурчжэней, к-рые в 1124–25 нанесли ее войскам поражение и захватили все владения К. Часть К. во главе с Елюем Даши ушла на зап., в Вост. Туркестан, где беглецы создали империю Кара-Киданей. Остальные К. вошли в состав чжурчжэньской империи Цзинь, а позднее – в состав монг. империи Юань. Особую известность в юаньский период получил знаменитый Елюй Чуцай, ставший ближайшим сподвижником правителей монг. империи – Чингисхана и Угэдэя.
Верстка сайта Vesna