Категории:
Советская власть

СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ, гос. власть в Сов. России (1917), РСФСР (1918–91), СССР (1922–91), РФ (1991–93). Возникла и установилась в результате Октябрьской революции 1917 и победы революционных сил в Гражданской войне. Гос. формой ее функционирования являлась Сов. Федеративная Респ. Советы как органы полит. организации будущей власти впервые проявили себя во время революции 1905–07. Они формировались из представителей рабочего класса и крестьянства. В Заб. С. в. (см. Читинский Совет рабочих депутатов, Читинский Совет солдатских депутатов, Читинский исполком Совета рабочих и солдатских депутатов, Съезды Советов в Забайкалье) установилась с 16.2.1918. После ее падения 25.8.1918 существовала Забайкальская белая государственность, сменившаяся Дальневосточной республикой (ДВР). После вхождения ДВР в состав РСФСР в нояб. 1922 С. в. в Заб. была восстановлена и просуществовала до окт. 1993. В целом в стране С. в. осуществлялась с окт. 1917 по янв. 1918 Советами рабочих и солдатских депутатов, Советами крестьянских депутатов; с янв. по июль 1918 – Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; с июля 1918 по дек. 1936 – Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов; с 1936 по 1977 – Советами депутатов трудящихся; с 1977 по 1993 – Советами народных депутатов. В период до 1936 Советы формировались в зависимости от адм.-тер. деления на волостных, уездных, губернских, районных, окружных, обл., краевых, респ., всесоюзных съездах депутатов. Избирательная единица для выборов в гор. и сельский Совет – производственная организация (з-д, цех, производственный участок совхоза и т.п.) или избирательный участок для неорганизованного населения. Выборы были многоступенчатыми, неравными и обеспечивали преобладание представителей рабочего класса. Так, на Всесоюзный съезд Советов избирали представителей гор. Советов по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 125 тыс. населения. Выходцы из бывш. господствовавших классов и сословий лишались избирательных прав. С принятием Конституции СССР в 1936 съезды депутатов упразднили, выборы стали всеобщими, равными, прямыми, с тайным голосованием. Советы действовали под прямым и непосредственным рук. Коммунистической партии (большевики). Уже после провала корниловского мятежа (25–31.8.1917) она стала преобладать в Советах, оттеснив меньшевиков и эсеров – самых влиятельных полит. партий. С победой вооруженного восстания в Петрограде (25.10.1917) ее положение в них стало господствующим, а после Гражданской войны и запрещения к сер. 1920-х всех бывш. сов. партий – монопольным. Все элементы и структуры сов. полит. системы были полностью подчинены ей и действовали на основе ее идейных и полит. принципов. Подбор, выдвижение кандидатов в депутаты, выборы в Советы, развитие общественных начал в их деятельности также находились под контролем партии. Правящая партия в своей политике исходила из марксистского учения о коммунистическом обществе. С этих позиций она рассматривала эволюцию С. в. В переходный период от капитализма к социализму С. в. выступала в качестве власти рабочего класса (диктатуры пролетариата), а с победой социализма (в 1930-е – полная победа) преобразовалась во власть трудящихся, в кон. 1950-х в связи с полной и окончательной победой социализма она приобрела общенародный характер (третья Программа КПСС, 1961). В 1970-е был сделан вывод о вступлении СССР в этап развитого социализма. Все отмеченные партией изменения учитывались при переименовании Советов (Советы депутатов трудящихся – 1936, Советы народных депутатов – 1977). С разработкой концепции развитого социализма идейный ресурс С. в. был исчерпан, так как какие-либо другие новации неизбежно вели к изменению характера сов. общества. Марксистский тезис об отмирании гос-ва в связи со стр-вом коммунистического общества не подтвердился. Роль гос-ва систематически возрастала. Процесс бюрократизации управления продолжался, несмотря на все усилия развивать общественные начала в деятельности Советов. По мере исчерпания экстенсивных факторов экон. роста проводились реформы – при Н. С. Хрущеве реформа управления промышленностью и строительством, при Л. И. Брежневе экон. реформа (с 1965), – но они не достигли своих целей. В конечном итоге С. в. не удалось перевести экономику страны на интенсивные рельсы развития. Удовлетворение растущих потребностей населения оставалось ниже необходимого уровня. Вера народа в достижение коммунистического идеала оказалась сильно подорванной. В конечном итоге сов. общество и гос-во к сер. 1980-х подошли к пределам своего существования. Попытки в период осуществления М. С. Горбачевым политики перестройки (1985–91) привить С. в. элементы парламентаризма обернулись ее распадом: в 1991 перестал существовать СССР, во время событий 3–4.10.1993 в Москве произошла ликвидация С. в. в РФ (см. Советы народных депутатов). Ист. значение С. в. нельзя определить однозначно. Ее существование сопровождалось немалыми потерями нар. сил. В национальной культуре было разрушено много ценного, как не соответствовавшего идеологии правящей партии. В то же время С. в., возникнув и длительное время существуя в чрезвычайных ист. условиях, обнаружила высокие мобилизационные способности в решении важнейших общенациональных задач. Ей удалось осуществить индустриализацию страны, добиться крупнейших успехов в развитии нар. образования, науки, культуры, спорта, обеспечить победу народа в ВОВ, восстановить в короткие сроки разрушенное войной нар. хоз-во. В послевоенный период СССР стал пионером в освоении космоса, были осуществлены крупные программы развития производительных сил страны, в т.ч. стр-во БАМа (см. Байкало-Амурской магистрали Читинский участок). С. в. внесла существенный вклад в развитие национальных тер. и укрепление дружбы между народами. Во внутренней политике С. в. усиливалась ее социальная составляющая, а внешняя политика СССР ознаменовалась достижением военно-стратегического паритета с США, что способствовало преодолению политики «холодной войны» в междунар. отношениях.

Лит.: Ленин В. И. Гос-во и революция. Учение марксизма о гос-ве и задачи пролетариата в революции // Полн. собр. соч. – Изд. 5-е. – Т. 33; Челяпов Н. Избирательное право // Малая сов. энцикл. – М., 1935. – Т.4; Веденеев Ю. А. Организационные реформы гос. управления пром-тью: ист.-правовое исследование. – М., 1990; Попов Г. Х. Блеск и нищета адм.-командной системы. – М., 1990; Горбачев М. С. Жизнь и реформы: в 2 кн. — М., 1995; Пихоя Р. Г. Сов. Союз: история власти (1945–1991). – М., 1998; Пыжиков А. В. Полит. преобразования в СССР (1950–1960-е гг.). – М., 1999.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края