Категории:
Есть стыковка! БАМ. Станция Куанда. 1984 г. Фото Ф.Н.Машечко
Укладка пути. БАМ. Балбухта. 1984 г. Фото Ф.Н.Машечко
Участники торжественного заседания, посвященного открытию движения поездов по всему главному пути БАМа. Тында. 1984 г. Фото Ф.Н.Машечко
Байкало-Амурской магистрали Читинский участок

БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ ЧИТИНСКИЙ УЧАСТОК. Расположен в сев. части Чит. обл. Общая протяженность от моста через р. Витим на зап. до границы с Амурской и Якутской обл. (ст. Хани) на вост. 330 км. На участке построено 6 ст.: Куанда, Сюльбан, Леприндо, Чара, Икабья, Хани. В 1998–2000 проложена ветка Чара – Чина протяженностью 64 км для разработки Чинейского м-ния. Чит. участок по природно-климатическим и инженерно-геол. условиям самый сложный на трассе от р. Лены до Сов. Гавани. Здесь находится самая высокая точка БАМа – разъезд Мурурин и самая высокая точка Чит. обл. — пик БАМ (3073 м над ур. м.). Первые изыскания начались в 1932 после принятия Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) о стр-ве БАМа. В 1936 Ин-ту «Мосгипротранс» поручено изучение вариантов трассы по Олекме, Калару и Витиму. Организована экспедиция «Усть-Кут – Тында» под руководством Э. А. Нормана. В 1937 создан Ин-т «БАМстройпроект». В 1961 проектно-изыскательскими ин-тами «Ленгипротранс» и «Сибгипротранс» обосновано стр-во БАМа по трассе Усть-Кут – Нижнеангарск – Таксимо – Чара – Хани с подъездной веткой к Удоканскому м-нию. В 1971 создано управление «БАМстройпуть» (нач. В. И. Мокровицкий, гл. инженер В. С. Белопол), впоследствии генеральный подрядчик Чит. участка на трассе Хани – Чара – Витим, завершивший стр-во всей магистрали укладкой «золотого» звена. В 1974 принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о стр-ве БАМа и в составе Минтрансстроя СССР создано специальное гл. управление «ГлавБАМстрой», к-рое возглавил зам. министра транспортного стр-ва К. В. Мохортов. В янв. 1975 организованы СМП № 576, 577, 578 управления «БАМстройпуть», десанты к-рых первыми начали осваивать Чит. участок. В июне 1977 утвержден технический проект трассы Чит. участка БАМа. В февр. 1978 1-й десант управления «БАМстройпуть» (отряд им. Е. И. Буровой из СМП-577), доставленный авторейсом по зимнику через Могочу, высадился на сев. Чит. обл. В марте прибыл 2-й десант (отряд И. И. Лыкова из управления механизации), к-рый в янв. 1979 начал прокладывать автозимник Чара – Хани, в февр. по нему впервые прошли автомашины сквозным маршрутом Тында – Хани – Чара. В этом же месяце начато стр-во 1-х жилых зданий в пос. Новая Чара (отряд им. Е. И. Буровой из СМП-577, командир А. Щукин). В янв. 1981 на зап. границу участка и в Куанду прибыли 1-е десанты треста «ЗапБАМстроймеханизация» и управления «БАМстройпуть». Начались работы на участке Витим – Куанда. В февр. 1981 началось стр-во мостов на притрассовой автодороге на рр. Икабьекан, Икабья, Кемен и Чара. В апр. 1981 введена радиорелейная линия БАМа, что позволило принимать телепередачи на всем Чит. участке БАМа и в селах Каларского р-на, улучшить качество радиовещания и радиотелефонной связи. В мае 1981 завершено стр-во мостов на притрассовой дороге Хани – Чара – Кодар через рр. Олондо, Икабьекан, Икабья, Кемен и Чара. В июне 1981 началось стр-во постоянного объекта Чит. участка – котельная в пос. Хани. В авг. – дек. 1981 приняты 1-е десанты из союзных республик (в Икабью – ГрузБАМстрой, в Новую Чару – КазахБАМстрой). В нояб. МК 158 треста «БАМстроймеханизация» и СУ-91 треста «БАМвзрывпром» начали работы по подготовке предпортальной выемки на вост. портале Кодарского тоннеля. В апр. 1982 с вост. проложены рельсы до ст. Хани, бригадой монтеров пути И.Н.Варшавского уложено 1-е «серебряное» звено; с зап. вступил в строй 1-й совмещенный (автодорожный и ж.-д. для временной эксплуатации) мост на р. Витим; открыто сквозное движение по притрассовой автодороге Хани – Чара – Витим и по всему БАМу. В сент. на вост. портале Кодарского тоннеля (бригада Г. В. Кузнецова), а в февр. 1983 на зап. направлении начаты горно-проходческие работы (бригада В. И. Безридного). В апр. 1983 бригада Г. В. Баринова из МК-104 треста «Востокэлектросетьстрой» подала напряжение от Усть-Илимской ГЭС по ЛЭП-220 в пос. Куанда. В мае 1983 открыто движение поездов на 56-километровой линии Хани – Мурурин, в авг. рельсы бол. БАМа через Удоканский перевал проложены до разъезда Икабьекан. В сент. бригада И. Н. Варшавского окончила укладку пути 1-й трети линии Хани – Чара – Витим и 1-й рабочий поезд пришел в Икабью – 2-ю ст. Чит. участка. С 1983 управление «БАМстройпуть» возглавил Е.И.Иващенко. В нояб. 1983 открыто движение поездов по всей 630-километровой линии Тында – Чара. 29.9.1984 в 10 ч 10 мин по московскому времени на разъезде Балбухта (877 км трассы) встретились путеукладчики бригад И. Н. Варшавского и А.В.Бондаря, произошла черновая (техническая) стыковка БАМа. 1.10.1984 на ст. Куанда на праздничном митинге уложено символическое «золотое» звено, открыт монумент Трудовой Славы строителей БАМа. Орденами Трудового Красного Знамени награждены управление стр-ва «БАМстройпуть» – генподрядчик на Чит. участке БАМа, тресты «ЗапБАМстроймеханизация» и «Мостострой-10» – основные субподрядчики на Чит. участке. Указом Президиума ВС СССР от 25.10.1984 звание Героя Соц. Труда присвоено группе рабочих и руководителей стройки, в т.ч. строителям Чит. участка БАМа: В.С.Белополу, А. В. Бондарю, Ю. Ю. Бочарову, В. М. Будному, И. Н. Варшавскому, Н. А. Еременко, В. П. Степанищеву, В. Г. Хромову. 27.10.1984 открыто рабочее движение поездов на всем гл. пути БАМа. 1.11.1989 дорога принята в постоянную эксплуатацию как самостоятельная Байкало-Амурская ж.д. с управлением в Тынде. В 1996 Байкало-Амурская ж.д. разделена между Вост.-Сиб. и Дальневосточной ж.д., Чит. участок БАМа вошел в состав Вост.-Сиб. ж.д. На трассе уложено 360 км гл. и станционных путей, переработано ок. 60 млн м3 грунта. На 1 км пути 180 тыс. м3, что больше, чем на Транссибирской магистрали, в 12,8 раза. На Чит. участке построено 380 больших и малых мостов, в т.ч. 6 длиной более 100 м, уложено 345 водопропускных труб. На каждый км трассы пришлось по 2 искусственных сооружения.

Лит.: Журавлев В. Сказание о БАМе. – М., 1976; Пашин С. А. БАМ – проблемы, перспективы. – М., 1976; Шленский В. БАМ – стройка века. – М., 1983; БАМ / Под ред. И. Орджоникидзе. – М., 1984; Фадеев Л. П. Золотое звено. – Иркутск, 1984; Ведмидь А. П. Хроника строительства // Заб. рабочий. – 1991. – 11 нояб.; Байкало-Амурская магистраль – вехи строительства // Ж.-д. транспорт. – 2002. – № 4.

Иллюстрации:

 
Написать письмо в редколлегию Написать письмо в редколлегию
Купить энциклопедию Купить энциклопедию
Книжная полка Книжная полка
Дизайн сайта Илья Калягин
Верстка сайта Vesna
Новости Забайкальского края