логотип Энциклопедия Забайкалья
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь
О проекте
Энциклопедия Забайкалья Малая ЭЗ Библиотека ЭЗ Предварительные материалы Электронный проект ЭЗ
Организаторы и участники Энциклопедия Иллюстрации Книжная полка Авторы Ссылки Помощь
  • Энциклопедия /
  • Понятия /
  • Этнография и религия /
  • Конская упряжь

Конская упряжь

КОНСКАЯ УПРЯЖЬ, предметы и принадлежности, обеспечивающие возможность управления лошадью. Появилась в агинск. степях в 1-м тыс. до н.э. элементы упряжи известны из древних и средневековых погребений. Музейные этнографические коллекции и нар. память свидетельствуют о том, что бур. мастера (дарханы) всегда уделяли большое внимание изготовлению и украшению конского снаряжения. Заказ на седло со стременами или др. элементы упряжи считался для мастера почетным. В верховую входили: узда (хазаар), удила (хазаарай аман), поводья (жолоо), недоуздок (ногто), подгрудник (хударга), седло (эмээл), луки седла (бΥΥргэ), подушка седла (маюуза), тебеньки (дэбэhэн), стремена (дΥрØØ), чепраки (дΥрØØбшэ) – кожаные пластины между седлом и стременем, торока (ганзага) – ремешки у седла для привязывания вьюка, подхвостник (hэмэлдэргэ). Узда – самое древнее средство управления конем, основанное на том, что зубы на ниж. челюсти лошади расположены не сплошным рядом, а с промежутками между клыками и коренными. В этих промежутках и располагаются удила, от к-рых к рукам всадника идут поводья. Простая узда состоит из 3 частей: оголовья (суголовья) из кожаных ремней, металлических удил и трензеля (грызла). Ремни оголовья с помощью различных блях, крючков и пряжек соединены между собой таким образом, чтобы лошадь не могла сбросить удила, а также чтобы они не натирали ей губы и язык. Удила на раннем этапе изготовлялись из сыромятных ремней, затем стали металлическими. Повод (ременной или плетеный) прикреплялся к кольцу удил, проходящему сквозь центр. отверстия псалий или надевавшемуся на них. Бур. седло относится к монг. жесткому типу верховых седел и состоит из деревянного остова (хабтаhан), тебеньков, чепрака и стремян. Изготовлением седел занимались представители разных ремесел: столяры, кузнецы, ювелиры. Качество седла и сбруи, характер их украшений свидетельствовали о степени достатка владельца. Деревянная часть седла составлялась из березовых дощечек – полок продолговатой полуовальной формы, к к-рым прикреплялись 2 луки – передняя почти вертикально, задняя под тупым углом. Детали тщательно подгонялись друг к другу, склеивались и закреплялись кожаными ремешками, продетыми через небольшие просверленные отверстия. Ср. расстояние между луками у мужских седел – ок. 30 см, у женских – 50 см, чтобы женщины могли ездить верхом даже во время беременности. На концах боковых дощечек остова пробуравливались дырочки для тороков, эти места при украшении седла прикрывались металлическими посеребренными бляхами. Открытые части лук и выступающие части опорных дощечек окрашивались в красный цвет и лакировались. Красная краска символизировала древность рода владельца, его молодость и здоровье. Некоторые мастера украшали лицевые стороны лук тонкими серебряными пластинами с чеканными орнаментированными узорами; торцевые края обкладывали костяными пластинками из рогов изюбря, оленя или же закрывали полосками серебряных пластин. Тебеньки изготавливались из 2 слоев хорошо выделанной окрашенной кожи, имели трапециевидную форму с закругленными ниж. краями. Они укреплялись на деревянной основе и висели по обеим сторонам седла. Края тебеньков украшались аппликациями из тонкой кожи зеленого или черного цвета в виде сложных геометрических и растительных узоров. В центре композиции тебеньков агинск. бурят обычно располагался отдельный узор в обрамлении орнамента, повторяющего края изделия. Чепраки шириной 30–40 см и длиной 100–120 см перекликались орнаментальными композициями с тебеньками. Подушки, сделанные из толстого войлока, обтягивали сукном или кожей и прикрепляли к деревянной основе по 2 с каждой стороны круглыми серебряными бляхами (баабар).

Лит.: Жамбалова С.Г. Традиционная охота бурят. – Новосибирск, 1991; Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. – Улан-Удэ, 1993; Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. – Улан-Удэ, 2004.

Батуева М.Б.
Автор статьи
Будажапова Д.Н.
Автор статьи

В этот день 9 июля

Родился Л.Ф.Берсенёв
В 1931 г. родился Л.Ф.Берсенёв, канд. ист. наук (1971), доцент
Родился Е.Я.Бриль
В 1948 году родился Е.Я.Бриль, муниципальный служащий.
Родился О.А.Дейхман
В 1818 году родился О.А.Дейхман, горный инженер
Родился Ю.А.Захаров
В 1930 году родился Ю.А.Захаров, певец (лирический тенор), засл. артист Респ. Бурятия
Родилась М.А.Поспелова
В 1922 году родилась М.А.Поспелова, актриса, режиссер
Родился В.П.Смирнов
В 1941 году родился В.П.Смирнов, журналист, засл. работник культуры РФ (1997).
  • О проекте
  • Организаторы и участники
  • Энциклопедия
  • Иллюстрации
  • Книжная полка
  • Авторы
  • Ссылки
  • Помощь